"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.
Ухмылки консула. Настырный гул
базара в полдень. Минареты класса
земля-земля или земля-чалма
(иначе - облако). Зурна, сурьма.
Другая раса".
Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
(Женский портрет). 1993
У путешествий в нетуристический сезон - с ноября по март - есть свои плюсы. Рано темнеет, рано закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные, не украшены цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые летом прячет густая листва. Как хороши в сочетании с изысканным узором веток купола, шпили, а в Стамбуле - минареты, настолько тонкие, что их можно уподобить древесным стволам.
"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.
Впрочем, у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минареты вызывали другие ассоциации: "... мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, - установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа", - писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.
Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.
Через без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью. Европа страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов, политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше Кельнского собора.
Но давайте не будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной 500 с лишним лет назад Византии(Храм Айя-София, превращенный в мечеть и обросший минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни к современному исламу и перенесемся в Османскую империю 16-17 веков, государство, по тем временам, очень веротерпимое.
Мечеть Сулеймание. 1557 г . Фрагменты.
В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама удивительная география города способствовала этому - мусульмане и иноверцы жили бок о бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул иноверцев" - на северном берегу Золотого рога. В европейской части города находится знаменитая Пера (ныне Бейоглу) - район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромными мечетями на холмах и старинным султанским дворцом Топкапи.
Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города. Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.
Красиво! Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей) силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное, абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же грязно-бурого оттенка, как и большинство построек в Стамбуле. И все это на фоне бирюзы Босфора."
Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог с Галатской башни
Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглись у воды, взобрались на холмы. Их приземистые монохромные тела (вся красота и яркость внутри!) были бы совсем неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественных вертикалей минаретов проиграл бы несказанно.
Посмотрим же на минареты без предвзятости - они очень стройны, изящны, и вблизи вовсе не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", "маяк", поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты - круглые, иногда с ложбинками-каннелюрами, очень узкие, с заострённым конусообразным завершением. Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика - шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры "мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над другом призм.
Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.) на берегу Босфора близ дворца Долмабахче
Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов - от одного до четырех, и тем они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров, а минареты султанских мечетей возносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать с небоскребами современного Стамбула.
Минарет Голубой мечети (1616 г .) с украшенными "сталактитами" балкончиками
Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву. Иной раз внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет, а вещает через укреплённый на нем громкоговоритель.
Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.
Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал архитектору, что хочет возвести золотые ("алтын") минареты, а глуховатому архитектору послышалось "алти" - шесть. Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в Мекке, поэтому султану Ахмету пришлось возвести еще один - седьмой -минарет для мечети Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.
Византийский храм
О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него пока сквозь струи фонтана.
Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.
Количество балкончиков тоже не случайно. Так четыре минарета мечети Сулеймание украшают в общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан оттоманской династии.
Мечеть Сулеймание (1557 г .) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах
Вечером минареты особенно эффектны - подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба, словно горящие столбы.
Голубая мечеть Султанахмет с ночной подсветкой
24/03/2015 15:00
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Города: Стамбул
- Отзыв о поездке: Стамбульские открытки. Еда и базары, 2014
- Отзыв о поездке: Стамбульские паттерны, новый год 2015
- Отзыв о поездке: Стамбул: Дворец Топкапы, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.