Продолжим нашу прогулку по Торговой стороне, восточному берегу реки Волхов. В этой части будет не только рассказ о многочисленных храмах города, но и узнаем о некоторых необычных названиях улиц, ознакомимся с рядовой дореволюционной исторической застройкой, которая фактически находится уже на самой окраине города.
Развитие Великого Новгорода в советское и постсоветское время пошло в градостроительном плане на север и запад от стен Детинца, поэтому показанные во всех предыдущих репортажах достопримечательности- это именно южная окраина города.
На мой взгляд, дореволюционная историческая застройка рубежа XIX-XX вв. очень старомосковская, этажности только не хватает. По переписи населения 1897 года, в Великом Новгороде проживало 25736 человек, видимо до процесса сталинской индустриализации 30-х гг. город не выходил за границы Окольного города. Застройка периода эклектики 2 половины XIX века в наиболее цельном виде сохранилась на Торговой стороне, в районе улиц Большая Московская, улицы Михайлова, улицы Ильина.
В этой записи мы прогуляемся и по ночным улицам, заснеженным и морозным. Гулял ночью, представляешь себя графом, прогуливающимся со своей супругой после ужина.
Теперь от сентиментальности перейдём к расскажу об истории Торговой стороны.
Начнём рассказ со Словенского конца.
Словенский конец Получил свое название от древнейшего посёлка - Славна, позже вошедшего в состав Новгорода. Располагается в южной части Торговой стороны, которая в своё время называлась Словенской.В XII веке из Словенского конца выделился Плотницкий конец, или "Плотники".
По указу Петра I от 14 мая 1723 года о перепланировке Новгорода, в город был направлен некто Григорий Охлопков, и в 1732 году им был составлен новый городской план для Торговой стороны. Согласно этому плану сторону устроили по примеру Санкт-Петербурга - прямые улицы, прямоугольные кварталы.
Всё моё пребывание в городе я проживал в хостеле "Ярослав Мудрый". Очень повезло с расположением, буквально напротив Новгородский Кремль в 200 метрах, в 30 метрах Ярославово дворище и Торг ( о них грядёт рассказ в последней заключительной части), поэтому после всех сборов в номере, я сориентировался по карте и отправился именно по Московской улице и по Ильине улице, дабы подробно всё обойти. Давайте сначала пройдёмся по Большой Московской улице.
Дом слева принадлежал купцу 2 гильдии Эмилю Ивановичу Бергу. Сейчас там ресторан "дом Берга".
Особняк Сметаниной XIX века.
После Большой Московской улицы я пошёл к ансамблю церквей Михаила Архангела и Благовещения на Торгу, а оттуда по Нутной и Посольской улицам вышел к уже рассказанным Храмам Ильи Пророка, Петра и Павла на Славне.
Сама Торговая (Славе́нская) сторона, также исторический район Великого Новгорода на правом берегу ("стороне") Волхова, своё название получила от расположенного на ней Торга (городского рынка), две части которой в X-XII вв. возникнет Словенский конец, а в XII выделится и Плотницкий. На фотографии - Ансамбль двух церквей Михаила Архангела и Благовещения на Торгу 1300-1302 гг. и 1362 г. соответственно.
Эта часть города имеет несколько улиц с примечательными названиями, среди которых, Ну́тная улица протяжённостью 740 м впервые упоминается в Новгородской первой летописи под 6702 годом (1194). Предполагается, что название образовано от существительного "нута"- вереница, нитка; расположение гусем, цепью или как домашний скот.
В 1979-1981 гг. отрядом Новгородской археологической экспедиции под руководством Б. Д. Ершевского проводились изыскания на Нутном раскопе, площадь которого составила 1206 м². Археологами были полностью исследованы напластования на площади 348 м², вскрыты остатки каменных построек ХVII-XVIII веков, остатки каменного терема XIV века, выявлены остатки 25-ти ярусов настилов мостовой древней Нутной улицы. Были также изучены остатки жилых и хозяйственных построек. Среди множества находок было найдено 12 берестяных грамот.
Церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца 1527-1528 гг. совместной работы новгородских и московских купцов. Это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. В последующие века церкви неоднократно перестраивались. В 1608 году два прихода сливаются в один. В XVII веке, была пристроена колокольня с шатровой крышей.
После хрущёвской антирелигиозной кампании данная церковь осталась единственной действующей в городе. По воспоминаниями архиепископа Льва (Церпицкого): "в большие праздники молиться там было очень трудно, потому что народу собиралось столько, что стены "плакали"". После присоединения Новгородской епархии к Ленинградской, митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) регулярно приезжал сюда служить. "Митрополит приезжал обычно на праздник иконы Знамения Божией Матери, на день святителя Никиты, да несколько раз в течение Великого поста. Постепенно он стал привозить с собой зарубежные делегации. Естественно, это вызывало крайнее недовольство местной власти. Новгород, в общем-то, был закрытым городом, и митрополиту стоило больших трудов через Москву "пробивать" эти поездки. Я был несколько раз свидетелем его очень эмоциональных телефонных разговоров с Советом по делам религий. Но постепенно к этому привыкли, и тогда появилась возможность поставить в храме новый, исполненный в древнерусском стиле иконостас"
Памятник архитектуры был восстановлен в формах XVI века с сохранением западной паперти и колокольни XVIII века.Церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца - две в одной, что для Новгорода нехарактерно.
Сама Филипповская церковь предназначалась для боярских семей Новгорода, а Никольская - для жителей близлежащих деревень. После чумы 1607 г. приходы объединили и служили в храмах по очереди.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице был построен в 1374 году, став знаменитым тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Храм относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.
Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными "ползучими" арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления - бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание - голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.
О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: "В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском".
Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: "Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна". Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.
Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось - единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал "неведомою и необычайною росписью".
Общий вид Храмов Спаса Преображения и Знаменского Собора на Ильине улице.
Прогуляемся по Ильине улице, бывшей важной городской магистралью, так как она проходила от окраины Словенского конца к самому центру города с выходом к Торгу на Ярославовом Дворище и далее к Великому мосту через Волхов.
Вернёмся на Большую Московскую улицу и посмотрим на Церковь Климента, папы Римского на Иворове (1519). Она была Построена по заказу московского купца Тараканова на основе каменной церкви XIV века в формах Новгородского зодчества конца XIV-XV вв.
В заключение, давайте посмотрим на несколько ночных видов этого района.
Дом Соловьёвой.
На этой части я пока заканчиваю повествование. До встречи, а мне, как учителю, теперь надо отходить ко сну, завтра снова целый день преподавания с утра до вечера. очень надеюсь, что у меня завтра хватит сил и настроя выложить оставшиеся две части рассказа о поездке в Великий Новгород. Увы, здешние зарплаты учителей в Брянской области заставляют целый день работать, чтобы совершать далёкие путешествия, делать ремонт в доме, помогать близким и находить время для процесса перевода книги с арабского языка на русский. Было бы претворением в жизнь той мечты, чтобы стать известным путешественником, зарабатывать на том, чтобы просто поехать, рассказать о том или ином месте, сделать красивые фотографии и там получать деньги. Хочется больше быть причастным к результатам собственного труда.
30/03/2015 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Новгород Великий
- Отзыв о поездке: Великий Новгород: Знаменский Собор, зима 2015
- Фоторепортаж: Великий Новгород. Храмы, 18.02.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.