Судить Вам, но после двукратного посещения этого города у меня остаются двоякие впечатления.
Обо всем по порядку. Первое впечатление: "Ужас!"
Прилет. За 9000 рублей перелет Этихадами (Etihad) был безупречен: отличный сервис, хороший комфортабельный самолет, еда, пиво, виски и конечно же прекрасная интернациональная команда стюардесс. Перед вылетом обязательная молитва, "Алахакбар" и в путь! Единственное, что смущает в полете - присутствие множества людей в тюрбанах, женщин в хиджабах, светлых хаттабычей и конкретных таких моджахедов, путешествующих в своих старых немытых халатах со свертками матрацов и пледов (жить они в Дели будут не в гостишках а на полу на вокзалах).
Персидский залив, территория мусульман, остров-полумесяц встречает Вас перед ОАЭ!
Аэропорт в Дели приятно удивил, ковровое покрытие по всему порту вызвало восторг и уют.
Быстро из аэропорта попал на экспресс линию Делийского метро, откуда за 100 рупий(=100 рублей) за 20 минут доехал до самого сердца столицы. Метро в Дели одно из лучших, что мне довелось видеть, собственно как и аэропорт -считается одним из лучших в Азии!
Из примеченного:
- супер безопасный объект, при входе в метро каждый человек проходит через рамки, ощупывается стражем порядка, багаж пускается через контроль.
- схема метро понятная, оплата на кассе по дальности переезда (10-25 рупий).
- множество станций с ограждениями на платформах, с указателями как необходимо стоять на вход в вагон (и индусики действительно в метро все соблюдают).
- переходы между станциями понятны.
- в часы пик загружено, но терпимо, соседи по консервной банке опрятные и чистые индусы.
- для лэди отдельные вагоны, в которых сидят только женщины.
- для них же есть отдельные сиденья в общих вагонах, как и для инвалидов (пожилых). Уступать место - в порядке вещей.
- все чистенько, везде информационные и предупреждающие табло, плакаты, что можно делать, а что нельзя.
- на всех крупных станциях: банкоматы и туалеты. Везде есть урны.
Дружно в ряд - отряд. Порядочек.
Раджив Чоук. Час пик.
Вагоны метро
Ну да ладно о прелестях, стоило мне выйти из подземки на воздух New Delhi у главного жд вокзала страны, колорит Индийской столицы подхватил меня за руки и не отпускал до отъезда в Агру.
Сотни людей спят в ожидании поезда на полу, семьями с детьми в том числе, люди бьются в очередях чтобы что-то спросить на кассе, разве что по головам друг друга не ходят. На улице дикое бибиканье, затхлый запах, пыль, безумный транспортный коллапс, который сам собой разрешим. Смешались люди, вело-, мото-рикши, такси, автобусы, запряженные в телеги рабы и буйволы. Зазывалы, разводилы и прочие проводники-хелперы готовы тут же стянуть копеечку. Твердым шагом иду в направлении своего гестхауса, не обращая на них внимания, в голове "Безумный вечер. Матерь божья, куда я попал, я отвык от Индии, я в настоящей Индии, я не в полюбившемся Гоа. Только бы найти Гестхаус и лечь спать".
Main Bazar - улица отходящая от вокзала New Delhi, на ней находят приют все приезжающие туристы, множество гестхаусов на любой вкус и кошелек. Как оказалось, вне зависимости от заплаченных денег, в 80 процентах этих приютов бомжатник, шум, нет теплой воды и условий для хорошего сна. Я через booking принципиально брал самый дешевый: "Без семьи, в спартанских условиях на пару ночей - вытерплю что угодно".
Тубзик моего номера.
Нашел свой Yes Please hostel не без помощи индийцев. За помощь дети в Дели расчитывают получить "рупасик" (рупии). Вход в узкий переулок неприметный, занавешенный продаваемыми шмотками.
Ночь в аскетичном номере была не из легких. Стены из картона, шумные,харкающие, кашляющие индусы, гребанные роботы, которые не спят по ночам. Вписки туристов в номера в 3 ночи - это норма. Несмотря на замечания, приезжая туристка из Англии, включала ночью громко мультики, шелестела своим багажом, до 5 утра трепалась с индусами. "Блин, беруши не взял!" Обязательны для Delhi! Но, хорошо жить в переулках от Мейна, там хоть нет шума от бурлящей на улице жизни с 7 утра до 12 вечера. Один француз с утра с замечаниями, типа: Crazy people, what happens in the night, all stupied peoples shouting and drinking, i didnt sleep and i whant to find new hotel, your is bad, sorry,bye bye. Педантично) Чувак за 300 рублей хотел лакшери наверное) Я сдержался в высказываниях подобных Администратору Хостела, да и...что с него взять))))
Администратор моего Хостеля)
С утра дико бесят все индусы. Хочется есть. Советую постепенно начиная с Имбирного чая и простого риса переходить к более экзотическим кушаниям. Иначе дно прорвет) кишечник постепенно привыкал к воде и еде, с дизинфекцией в виде остренького и имбиря! Кушал в локалках, которые казались с виду чистыми, в которых сиживали Европейцы, таких на "мейне" много. После отведывал Масалу Доса, она в Дели - изумительна! "Ох уж этот чудо блин фаршированный картошечкой".
Пешком побрел к RedFort через сумасшедший Old Delhi и квартал chandni chowk. Это средний век господа и это надо видеть! Но лицам с устойчивой психикой и отсутствием брезгливости. Иначе Вас может вырвать) Впрочем, во второй свой приезд в Дели, я уже так не думал - обычная Индийская жизнь, фотопривлекательная, безумноулыбающая и интересная.
Но я же первый день в Дели, а значит Мозг взрывается: 21 век, люди ссут на улице, там же где и спят, как собаки. Запахи вони, специй и благовоний вперемежку со спертым запахом гари и автомобильного смога. Гул, шум, гам, ЖИЗНЬ! В пробке буйвол машет головой рядом с телом пассажира велорикши, люди запряжены в неистовые телеги, велорикши возят за копейки грузы с заказчиками и в тоже время воротничок на Ягуаре с айфоном в руке! И индусы нормально относятся к этой жизни. Кастовость- в порядке вещей, на уровне государства курируется и поддерживается...и ты, среди этого беспредела лавируешь, не останавливаясь, иначе не дадут пройти, собьют... В первый день был бешенный ритм моего шага, потому я и ушатался к концу дня.
Сэлфи)
Вышки сотовой связи на домах!
У индусов в трущебах кухонь нет! только общепит на улице. Вкусный, жирный и острый.
Пробка
Спят усталые Индусики.
Идешь и думаешь - "татуху чтоли себе набить?!"
По пути к РедФорт -жд вокзал, дневная жизнь. Хаос казалось бы, но грузы как-то попадают к адресатам, заполняются какие-то бумажки, груз каким-то образом помечен. Мне не понять их логистику, зная несерьезное отношение индусов к делу, но в этом Хаосе все работает! Страна существует, более того, развивается огромными темпами. Мусор и грязь железной дороги - это вообще отдельная история. Нет сантиметра чистоты на тысячах, миллионах путей железных дорог Индии. "Неужели они всегда жили в этом сраче, даже до глобализации? Почему они (каждый 3ий с новеньким смартфоном) спокойно живут как свиньи?"
Chandni Chowk - это сердце города, старейший рынок Дели, а рынок, это в Индии жизнь! Тут можно окунуться в атмосферу средневековой торговли. Причем удобной, каждый переулочек - это отдельный отдел, есть квартал электрики, квартал игрушек, квартал специй и орешков, квартал сари, квартал мобильных, ковров, квартал бытовой утвари и пр. Дело в том, что знаменитый Хан Шах Джахан (он же строитель Таджа) спланировал Чандни Чоук так, чтобы его дочь могла приобрести все, что она пожелает в одном месте. Тут множество ювелирных лавок и мастеров по серебру, "Чандни" в переводе с Хинди-серебрянный. Все украшения продают на вес и есть ювелиры вполне себе высокого уровня, заказывайте украшения и не забывайте торговаться, это Индия, "Гив ми гуд прайс май френд".
Ганди в шоке.
Меня очень поразил квартал электриков, ведь самая плачевная ситуация с электропроводкой в городе именно там! Там, где продают и ремонтируют все электрическое - кошмарный сон западного электрика и инженера по технике безопасности. Это паутины проводов, настоящие городские джунгли, нависающие над головой тонны проводки, от которых гнутся опоры. Чёрти какая изоляция, висящие оголенные провода..."А-а-а-а-а...Пипец-пипец-пипец"
У Чандни Чоук рядом две хорошие достопримечательности, достояния индийской империи:
Мечеть Джама Масджид (Jama Masjid mosque) с красивой большущей соборной площадью, бассейном. Крупнейшая в Индии. Построена все тем же великим и расточительным Шахом Джаханом в 1656 г. Меня бесплатно разводилы на входе не стали впускать, хотя это действующая мечеть. Вымогали 300 рупий за фотографирование и платок, которым я должен повязать ноги(был в шортах). Но Вам, на будущее, по Дели ходить в брюках или длинных платьях! Иметь головной убор! Я отказался от платного входа и глянул из-за ворот все прелести. Внутри может разместиться до 25 тыс. верующих. Реликвия мечети - Коран, написанный на шкуре Оленя. У мечети три входа, есть вход, где денег не вымогают) поищите!
Стены мечети.
Когда-то тут были богатые бассейны!
Вид на один из входов.
Главный гейт.
Разуться в Индии и ходить босиком - в порядке вещей! и не только в храмах и мечетях!
Вид с Джама Масджид на Ред Форт
Дели - город ворон и падальщиков
С другой стороны. Величайшая мечеть!
Трущобы у Джамы.
РедФорт ("Лал Кила" с Хинди) 1648 г. впечатляет размахом, великая цитадель эпохи великих Моголов и великого градостроителя Шаха Джахана. Именно сюда была перенесена столица империи из Агры. И тут Шах решил основать цитадель по образу и подобию рая, описанного в Коране. "Если и есть рай на свете, то он здесь" - гласит надпись над одними из врат сооружения. Внутри в наши времена, по отзывам, форт не примечателен, там находятся разные музеи, потому, я решил сэкономить 250 рупий, да и в планах этой поездки был более грандиозный Редфорт Агры.
Кутуб Минар (Qutub minar). Еще одна стоящая достопримечательность на юге Дели, одноименная станция метро. И тут, я открыл для себя более спокойный и несуетной Дели, с парками, местами отдыха людей. Пыльно, грязно, нечем дышать, но уже не тот привокзальный колорит new и old Delhi. С маской или платком на лице можно жить и дышать! До Кутуб Минара проще доехать от метро за 20 рупий на моторикше, идти 20 минут пешком по пыльной дороге мне не понравилось. Вход 250 рупий. Обычно есть кассы для Иностранных посетителей, они пустые и прайс для нерезидентов завышен в 20 раз. Т.е. индусы заходят за 10-20 рупий. Самый высокий каменный минарет в мире поразил, своей ажурной резьбой, высотой, парком и историей. Начало 13 века, изречения корана были выточены на башне несколькими султанами той эпохи. 72.5 метра красного песчанника поражают. Рядом множество интересных сооружений, обязательно к посещению!
После посетил квартал Карол Баха, очередной, но более цивилизованный рынок. Тут можно покушать в западных сетевых фастфудах с бургерами индийского уклона (масала инсайд), пошопиться в брендовых магазах, найти квартал где собирают кастомные мотоциклы и продают любых двухколесных коней.
С КаролБах ночными проспектами я шел до мейнбазара и вновь ужасался жизнью Индии. Громче сказать - столиЦы! Трущобы, босые люди и прохлада декабря 20 градусов - только костры из помоев и мусора согревают их. Вонь, голые дети играют в прятки, лазают по рикшам и телегам отцов, жизни радуются вообщем! И кругом все кушают...
вид с rooftop рестика на ночной мейнбазар.
Мой устойчивый к подобной грязюке, антисанитарии разум не выдержал свалившейся массы впечатлений. Кто говорит, что в Гоа грязно, "велкам ту Дели"! Гоа вообще не Индия! Города - для комфортной жизни людей, а это неумытое и грязное, я побоюсь назвать городом! Это клоака, рынок, для собак едва сойдет для существования, которым мне кажется тут тоже опасно жить. Видели бы вы псов измученных.
Остальные достопримечательности безумного города я оставил на следующие прилеты, для себя решил, что "Дели - это раз в год и на один день!". Но кто-то говорит что им двух дней в Дели мало) Впрочем, прочитайте мой следующий пост о Дели, там я наверное уже и соглашусь с этим мнением!
Гламурных, слабонервных прошу избегать этот город, не знающих английский тоже, развода кругом много, будьте внимательны и бдительны. Со мной ничего не случилось, но люди предостерегали постоянно, о том, что город небезопасен! Ради больших впечатлений Дели обязателен к посещению!
А я дальше...в Агру поехал!
18/03/2015 09:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Города: Дели
- Отзыв о поездке: Индия. Итоги поездки, новый год 2015
- Отзыв о поездке: Знакомство с Варанаси и долгожданная встреча, февраль 2013
- Отзыв о поездке: Дели. Парк Мехраули, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.