Я - неправильный турист. Вот побывал в Пскове, этом древнем знаменитом русском городе, и практически не видел основных достопримечательностей. Не зашёл даже в интереснейший Псковский кремль, не говоря уже о многочисленных церквях, монастырях, соборах, палатах и музеях. Так вышло, что ключевые и важные для туриста места я не посещал, а главным моим действием являлась обычная, незамысловатая прогулка по городу. Гулял действительно много, общался с людьми, наблюдал. Вот просто так продил, без конкретной цели и никуда не спеша, праздно глазея на городскую суету.
Итак, ранним туманным утром я прибыл на поезде из Москвы и уже через 20 минут оказался в заранее забронированной квартире. Место выбирал по наименьшей удалённости от железнодорожного и автовокзалов, так как последующим ранним утром мне надо было уже уезжать. В Псков приехал всего на один день, да и то неожиданно, ещё за пару недель до поездки совершенно не планировал тут оказаться.
Немного передохнув, вышел на первую реальную российскую прогулку. Москва-то не считается, и говорят, что Россия начинается за МКАДом. Уточню, что я не россиянин, а в России оказался как иностранный турист по соответствующей визе.
В центральной части города и в привокзальном районе очень много сталинок. В принципе, смотрится органично и неплохо, ну вот погодка подвела в этот раз. Летом всяко повеселее будет.
Представитель псковского общественного городского транспорта. Здесь только автобусы.
Привокзальная площадь. В Пскове исключительно красивое здание вокзала, я бы сказал оно само по себе архитектурная достопримечательность.
Вокзал со стороны путей. Из истории - здание вокзала было построено в 1863 г. по проекту французского архитектора Пиреля, то есть ему более 150 лет. Кроме того, именно здесь произошло отречение от престола российского императора Николая II, а во время Великой Отечественная война от здания в ходе боёв остался лишь фундамент. Тем не менее вокзал был восстановлен в прежних пропорциях. Скорее всего, помогло соответствующее постановление о первоочередном восстановлении 15 древнейших русских городов, в числе которых был Псков. Вокзал, конечно, не являлся древней постройкой, но всё же предположу такой вариант. Вдали виднеется пешеходный мостик, на него-то я и направляюсь.
Вид на вокзал с моста.
Перешёл железнодорожные пути и вскоре уткнулся в здание локомотивного депо Псков. Само депо было ликвидировано в 2001 году, хотя цех по обслуживанию тепловозов остался.
Странное решение для памятника паровозу - только передняя часть, фрагмент, в мощнейшем тумане, позади пустые и заброшенные дома.
Разруха - бывший клуб железнодорожников. Здесь ко мне подошла женщина, живущая неподалеку, в частном секторе, и начала жаловаться на сложившуюся ситуацию. Заброшка, запустение, уныние - а ранее это была живой рабочий городок за вокзалом.
Здесь некогда была столовая, а сейчас церковная община неясной направленности.
Вид с моста на административные и рабочие здания станции Псков.
Настоящая плотная мга над станцией. Необычный вид, по-своему красиво.
В само здание вокзала не заходил, пассажиров там очень мало, зато достаточно разных людей вроде охранников. Не в курсе, то ли полиция, то ли ЧОП, как сейчас распределяются обязанности в общественных местах. Зато напротив вокзала находится небольшой музей псковских железнодорожников, рядом с которым установлена колесная пара вагона.
Что ещё интересного около вокзала? Автобусная остановка по улице Советской.
Псковский стадион зимой.
Бабушка кормит голубей, почему-то в городе очень много этих птиц.
Далее продолжаю прогулку по городу. Безусловно, попади я в Псков ещё раз и на более продолжительное время, обязательно рассмотрел бы некоторые древности гораздо подробнее. А так как я приехал в Россию первый раз после долгого перерыва и неизвестно когда приеду ещё, то стремительно бежать в ближайший древний храм или в старинные торговые палаты, ничуть не умаляя их исторической значимости, я посчитал на этот раз нецелесообразным, да простят меня правильные и настоящие путешественники.. В итоге получилось слегка скомканно, но какие-то места туристической направленности я всё же посетил. Вот, например, красивая набережная у реки Псковы, которую не стыдно показать гостям города.
Октябрского проспект, одной из центральных улиц города. За день отметил, что и пешеходы, и автолюбители чётко соблюдают ПДД. Водители вежливо пропускают пешеход, а пешеходы, в свою очередь, не бегут на красный даже на пустой второстепенной дороге - смиренно ждут зелёного сигнала.
Направляюсь к реке Пскове через какие-то дворы и промышленные кварталы.
Красивый аутентичный спуск к реке, который мне не покорился - тропинка покрыта толстой коркой льда и жутко скользкая.
Подошёл к реке с другой стороны. Справа неожиданный для Пскова католический храм, как оказалось. Причём современный, новое строительство.
Напротив жилой дом. Вычитал у известного блогера-краеведа varandej, что этот район города считается наиболее запущенный и мрачный.
Возможно, это соответствует действительности.
Вообще, Псков интересен и многообразным частным сектором, иногда просто ощущаешь себя на селе, а не в областном центре.
Мощные крепостные стены окружают старый город по периметру. Смотрится впечатляюще.
Старинная церковь, коих в Пскове великое множество.
Попадаются точечные вкрапления дореволючиооной застройки.
Популярная, как я понимаю, в России ниша общепита, суши-бары. Обратил внимаие на ценник, вполне приличный сет с 30-ю суши стоит всего 300 рублей. Сущие копейки, если вы турист с еврами сейчас, а вот как для местных не знаю. 300 рублей - это цена приличного обеда, так что, баверно, цена приемлемая.
Белорусские товары пользуются спросом, прочно заняв свою нишу.
Промтоварный базарчик.
Ещё один древний храм.
Кто-то решил пофилософствовать.
В Пскове очень много красивых ухоженных детских площадок. Эта ещё и находится напротив чрезвычайно интересного и старинного Псковского Кремля.
Это я в районе популярных туристических достопромечательностей.
Вид на ту самую набережную, что на заглавном фото.
Поинтересовался актуальными предложениями туристического бюро - из "настоящей" заграницы только лишь эстонский Тарту, да и тот расположен в 150 км и, конечно, не воспринимается как дальнее зарубежье.
Продолжаю гулять. На мосту через реку Великая.
С погодой мне, наверно, не повезло, впрочем как всегда. Туман плотной массой навалился на город.
Вид на Кремль.
Здание Псковского Университета.
Иду по улице Советской, в сторону вокзала.
Попадаются разбитые тротуары, подобных мест в городе предостаточно.
При наступлении весны снег превращается в огромные глубокие лужи, и вот эта барышня глубоко задумалась, как бы ей пересечь это грязное мини-озеро.
Но по моему скромному мнению у Пскова громадный потенциал. Конечно, это известный туристический центр и город знаком далеко за пределами России, но при развитии инфраструктуры и сообщения, в том числе авиационного, жизнь заиграла бы более весёлыми красками. А пока Псков можно назвать городом контрастов, пусть и не очень резких. Но и откровенной нищеты я на улицах не заметил.
На площади Победы.
Немного прокатился по городу на такси, таксист неожиданно оказался женщиной.
Ближе к вечеру немного прогулялся по своему району.
Обратил внимание на машины, стоящие на пешеходной части улицы. Это нехорошо и некрасиво.
С такой проблемой, видимо, должны разбиратся местные власти. И как я понимаю, даже простой пешеход или сосед по дому может сфотографировать неправильно припаркованный автомобиль и отослать жалобу в ГАИ.
Локальный универсам в 3-х минутах от моего дома. Обратил внимание на ассортимент, особенно в свете российских санкций и запрета на импорт некоторых видов продукции. На мой взгляд всё нормально, полки ломятся от товаров, выбор однозначно больше чем в той же Ирландии. Тем более что санкции касаются не всей импортной продукции, часть из которой продается абсолютно свободно.
Небольшое резюмо в итоге - Псков прекрасен и необычайно колоритен. Гремучая смесь древностей и старинных церквей с советской архитектурой, да и летом здесь однозначно круто. Не смотря на унылое и серое межсезоне я покинул этот город в позитивном настроении и надежде приехать ещё, тем более что это близжайщий от Латвии российский областной центр.
PS. По ценам - проживал в квартире, забронированной через букинг за 1900 р, можно было найти немного подешевле, но прежде всего интересовала близость к вокзалу. Ценник у хостелов раза в два ниже, койка за 800-900 рублей, но это не вариант для меня.
Питание - бизнес-ланчи по 150 рублей, а плотный обед уже после определённого времени 300 рублей, что в общем-то тоже недорого. Это в обычном кафе, насчет ресторанов не знаю, пролетарских столовк тоже не нашёл.
Такси по центральной части города 100 рублей, из спального района 150.
13/03/2015 08:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Псков
- Отзыв о поездке: Короткая автомобильная поездка во Псков, май 2010
- Фоторепортаж: Псковский Кром, 03.11.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.