Посещая любой приморский город, обязательно нужно хотя бы раз полюбоваться им со стороны моря. Вот и нам по приезду экскурсии в город предложили из выделенного времени на знакомство с ним часть его потратить на прогулку по морским бухтам на комфортабельном катере.
Из центра Севастополя от причалов Графской пристани и Артбухты катера, баркасы, яхты доставят вас в любое место севастопольских бухт.
Экскурсовод всю дорогу будет рассказывать различные события, из жизни города, произошедшие на берегах бухты. Стоимость экскурсии на лето 2015 года составляла 300 рублей. Можно было, и поторговаться, но не захотелось праздник превращать в базар.
Продолжительность минут 30, не более. Время отправления по мере заполнения катера зеваками. После того как экскурсовод посчитает что наполняемость катера достаточная для получения прибыли даст команду командиру корабля что можно отправляться в путь а сама начнет вести свой рассказ. Экскурсовод нам достался толковый, не спеша она успела рассказать об увиденном не отставая за сменой объектов.
Узкая и незамерзающая субширотная корытообразная впадина в Чёрном море. Вдаётся в юго-западную часть полуострова Крым на 6,5 км при ширине около 1 км.
Севастопольская бухта состоит из мелких заливов, которые обеспечивают максимально удобное место стоянки, строительства и ремонта кораблей разных видов. Всего их 16. Шесть на южной стороне и десять - на северной. Каждый из них имеет свое название, историю и маленькие тайны.
Сам залив отгорожен от непогоды Черного моря двумя заградительными молами - Южным и Северным. Залив разделяет городскую территорию на Южную и Северную стороны. От южного берега, от Мыса Николаевского и началась наша экскурсия.
На этом мысу в 1778 г. была построена земляная батарея. На ее месте в 1837 г. возвели форт и назвали его именем царя Николая I. Николаевский форт и дал название мысу.
Николаевский форт был самым большим в Севастополе, в 1854 г. он представлял собой трехъярусную каменную батарею длиною по наружному фасаду более 450 м, вооруженную 105 орудиями.
В 1855 г., покидая Южную сторону, защитники города взорвали форт.
Долгие годы после Крымской войны территория форта была в запустении. По словам современника, "это было свалочное место, на котором там и сям в каменных лачужках ютились кабачки и другие увеселительные заведения низшего пошиба, усердно посещавшиеся темной публикой, так что с заходом солнца личность проходившего по этим местам гарантировалась только его личной силой".
В 1883 г. после передачи участка бывшей батареи городу на месте бастиона стали строить Приморский бульвар. На сегодня это одно из самых посещаемых мест города с множеством исторических памятников и других объектов. Водноспортивная база ЧФ построена месте Николаевского бастиона.
Памятник затопленным кораблям - визитная карточка Севастополя. Он установлен в море тоже не просто так: во время Крымской войны здесь были затоплены парусные русские корабли - заграждение из них стало непреодолимым препятствием для вражеских судов.
Напротив памятника, на подпорной стене, укреплена мемориальная доска, на которой написано, что на этом месте в ноябре 1905 г. царские войска расстреляли моряков восставшего крейсера "Очаков".
На самой оконечности мыса устроена каменная пристань, соединенная с верхним уровнем двумя каменными лестницами. Между ними в стену вделана гранитная плита с надписью: "Начало плавучего моста через рейд в 1855 году". Этот бревенчатый мост был построен 15 августа 1855 г.
по проекту и под руководством генерала А. Е. Бухмейера, он оканчивался на противоположном берегу у башни Михайловского форта (общая длина - около 950 м). По мосту в ночь с 27 на 28 августа 1855 г. переправилась большая часть севастопольского гарнизона. Это мемориальное обозначение было сооружено в 1905 г. по проекту архитектора А. М. Вейзена и инженера Н. Ф. Еранцева.
Берег южной бухты. Названа по своему местоположению относительно Севастопольской бухты, так как ориентирована точно на юг. В ночь на 13 ноября 1941 года в Южной бухте в результате авианалётов немецкой авиации затонул крейсер Черноморского флота "Червона Украина", первый из построенных в СССР крейсеров и единственный, потерянный в годы ВОВ. Виден купол Владимирского собора.
Графская пристань.
Морской вокзал.
Па́вловский мыс - длинный и плоский мыс в Севастополе на Корабельной стороне, который огибает Корабельную бухту с севера. Название получил по имени русского линейного корабля "Святой Павел", который привёл сюда из Херсона в 1785 году будущий адмирал Фёдор Ушаков.
На мысе расположен "Севастопольский морской завод имени Серго Орджаникидзе"
Военно-морской госпиталь основали одновременно с самим Севастополем, произошло это в 1783 году. Это старейшее в Крыму лечебное учреждение. Здесь обслуживаются все моряки Черноморского Флота. Госпиталь сегодня состоит из сорока зданий, которые занимают площадь в примерно пятнадцать гектаров.
Памятник эсминцу Свободный в Севастополе установлен на Павловском мысу рядом с Адмиральским корпусом военно-морского госпиталя Черноморского флота. Его хорошо видно во время морской экскурсии на катере по бухтам города. Монумент поставлен в честь экипажа эсминца Свободный, затонувшего рядом с этим местом в ходе боев за Севастополь в 1942 году. Памятник в память об этом событии был открыт в 1950 году. Монумент представляет собой высокую стелу с пятиконечной звездой. На мемориальной доске нанесены фамилии погибших моряков экипажа эсминца Свободный.
Северные знаки - буй, веха - выставляются в северном секторе, к N от опасности, они указывают "Обойди меня с севера". Верхняя половина знаков черная, нижняя - желтая. Топовая фигура - два черных конуса один над другим вершинами вверх. Обозначение на картах - Ч.
Госпитальное судно "Енисей" было построено на судоверфи "Адольф Барский" в Щецине, Польша в 1980 году, вошло в состав Черноморского флота в январе 1981 года.
Судно, выполняя задачи длительного плавания в водах Балтийского, Черного, Средиземного, Красного морей, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов, побывало более чем в 10 портах стран мира, находилось в автономных плаваниях около 1200 суток
Северная сторона бухты и Михайловский бастион. Построен в 1846 году как одно из 10 фортификационных сооружений на побережье города Севастополя, названа в честь великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I. В настоящее время на территории батареи располагается Национальный военно-морской музей.
Памятник 2-й Гвардейской армии в Севастополе расположен на северной стороне города, рядом с площадью Захарова, на высоком мысе Кордон. Именно воинами 2-й Гвардейской армии 9 мая 1944 года была освобождена северная сторона Севастополя, а затем, совместно с 51-й Приморской армией, уже и весь город.
Буквально через неделю после этих событий, 15 мая, по проекту К.А. Ченкветадзе, воины 2-й Гвардейской армии совместно с жителями города, приступили к сооружению памятника. Монумент был тожественно открыт 27 мая 1944 года. Высота обелиска не случайна и равняется 1944 сантиметрам. На монументе размещен орден Славы. В братской могиле у памятника похоронены Герои Советского Союза, погибшие в боях за Севастополь 9 мая 1944 года. Памятник Славы воинам 2-й Гвардейской армии в Севастополе установлен на самом краю высокого мыса Кордон, и хорошо виден с противоположной стороны города.
Прогулка по бухте состоялась в канун праздника Дня ВМФ. На рейде в кильватерном строе расположились военные корабли. Наш катер прошел рядом с ними, а экскурсовод рассказал о каждом из них.
РКВП 615 Ракетный корабль на воздушной подушке "Бора"
Первым ракетным кораблем на воздушной подушке пр.1239 стал РКВП "Бора", заложенный в 1984 г. на заводе в Зеленодольске под Казанью, сданный ВМФ в 1989 г. и после опытной эксплуатации вошедший в 1997 г. в состав сил постоянной готовности Черноморского флота.
По ударному потенциалу этому РКВП на ЧФ нет равных. Он является крупнейшим в своем подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем, использующим гидродинамическую платформу - катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.
Малый противолодочный корабль "МПК-134" ("Муромец")
Водоизмещение: 1070 т.
Размеры: длина - 71,2 м, ширина - 10,15 м, осадка - 3,72 м.
Дальность плавания: 2750 миль при 14 узлах.
Вооружение: 1х1 76-мм артустановка АК-176 (боекомплект 550 снарядов), 1х6 30-мм артустановка АК-630М (боекомплект 2000 снарядов), 1х2 ЗРК "Оса-МА" (20 ракет), 2х2 533-мм торпедных аппарата, 1х12 реактивный бомбомет РБУ-6000, 12 глубинных бомб или 18 мин. Экипаж: 89 чел.
Спасательное судно "Коммуна", спасательное судно-катамаран
Проект первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна - спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель "Вулкан".
Большой десантный корабль "Саратов"
Качественный и количественный рост ВМФ СССР в середине XX века позволил ему выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая: "Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам". Это требовало особых средств. И не в последнюю очередь - специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского танкодесантного корабля (проект 1171) с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных кораблей.
Средний разведывательный корабль 201 "Приазовье"
Корабли данной серии строились в Гданьске, Польша. По классификации НАТО - Vishnya Class. Всего по данному проекту в период 1985-90 гг. было построено 7 кораблей, которые присутствовали на всех флотах Советского Союза, а впоследствии - и Российской Федерации. На Черноморском флоте на настоящее время кораблем данного проекта является СРЗК (средний разведывательный корабль) "Приазовье".
СРЗК "Приазовье" вступил в строй Черноморского флота в январе 1987 года. Бортовой номер - ССВ-201. В настоящее время входит в состав 112-ой бригады разведывательных кораблей ЧФ.
В 2006-2007 гг. корабль прошел модернизацию радиотехнических средств.
Большой десантный корабль "Новочеркасск" проекта 775/II. В ВМФ СССР основным мотивом появления новых видов кораблей был опыт боевых служб, согласно которому было установлено, что большой десантный корабль (БДК) должен был перевозить один батальон, средний десантный корабль (СДК) - роту, а малый десантный корабль (МДК) - взвод. Этим требованиям полностью отвечал только имевшийся уже на вооружении БДК пр.1171, но абсолютно не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 году по указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова было выдано тактико-техническая задача на проектирование нового СДК проекта 775.
Морской тральщик "Вице-адмирал Жуков" был зачислен в состав флота в 1977 году, военно-морской флаг поднят 15.01.1978 г. Изначально корабль входил в состав Балтийского флота, а в 1982 г. был перечислен в состав Черноморского флота. В настоящий момент тральщик входит в 418-й дивизион тральщиков 68-ой бригады кораблей ОВР с базированием на Южную бухту Севастополя.
Сторожевой пограничный корабль "Изумруд" проекта 22460, заводской номер 504, является четвертым кораблем, который построен на ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Головным кораблем является ПСКР "Рубин" (2010 год), вторым "Бриллиант" (июль 2012 год), третьим "Жемчуг" (сентябрь 2012 года).
Большой ракетный катер пр. 12417 "Р-71" Заложен 12 августа 1981 года на Средне-Невском ССЗ (заводской № 201), спущен на воду 14 сентября 1983 года, вступил в строй 10 июня 1985 года и вошел в состав ЧФ.
В заключении экскурсии рассказали о Константиновской батарее что охраняла вход в бухту с северной её части.
Мыс Хрустальный. Обелиск Штык и парус в Севастополе установлен на мысе Хрустальном. Он был открыт 3 ноября в 1977 года, в честь награждения города орденом Ленина и медалью Золотая Звезда. Авторы памятника скульпторы И.В. Макогон, С.А. Чиж, архитекторы А.И. Баглей, Е.П. Вересов, М.Г. Катернога, И.Г. Шамсединов, А.Л. Шеффер.
Шестидесяти метровый монумент, стилизованный под штык и парус, символизирует единство армии и флота. Обелиск, изготовленный из железобетона и облицованный альминской плиткой, установлен на стилобате, площадью в 1200 квадратных метров. У монумента две смотровые площадки. На нижней из которых размещены барельефы.
В Севастополе установлен на мысе Хрустальный, сорокаметровый монумент, входящий в число самых крупных в Советском Союзе, нравится далеко не всем жителям города и имеет длинную историю.
В 1972 году было принято решение о сооружении мемориального комплекса посвященного защитникам Севастополя, частью которого должен был стать памятник солдату и матросу. Работы по возведению монумента под руководством Н.Л. Жарикова начались в 1981 году. В группу авторов вошли скульпторы Е.Е. Белостоцкий, Г.Л. Петрошевич, О.А. Супрун, архитектор К.А. Сидоров, инженер А.Х. Уманский.
Вот и вся экскурсия. Выбор за вами, стоит или нет потратить 300 рублей, решать вам.
13/02/2017 13:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Крым
- Города: Севастополь
- Отзыв о поездке: Немецкое кладбище в Крыму, лето 2016
- Фоторепортаж: Севастополь. Приморский бульвар, 19.10.2016
- Фоторепортаж: Морская прогулка по Южной бухте Севастополя, 09.09.2016
- Фоторепортаж: Севастополь, 15.08.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.