Вильнюс был известен уже в начале XIV века, как столица Великого княжества Литовского. Существует легенда, согласно которой князю Гедимину, на этом месте, приснился воющий железный волк. Сон был истолкован, как указание на строительство города, которому уготовано великое будущее. В 1795 году, во время раздела Речи Посполитой, Вильнюс отошёл к Российской империи. С 1920 по 1939 годы находился в составе Польши. В настоящее время численность населения города превышает 540 тысяч человек. Национальный состав горожан за последнее столетие кардинальным образом изменился. Если на рубеже XIX и XX веков самыми большими общинами были евреи (40%), поляки (30%) и русские (20%), то в настоящее время более половины жителей относят себя к литовцам (евреи - 0,5%).
Я уезжал из Каунаса в Вильнюс утром. Поезд был укомплектован двухэтажными вагонами, которые оказались заполненными, в лучшем случае, лишь на четверть. Не успел я подумать, что солнечная каунасская погода будет не совсем верно отображать ситуацию с климатом на Балтике, как услужливое Небо нагнало туч, и пошёл моросящий дождь. Достаточно быстро мы оказались в окрестностях Вильнюса, которые изобиловали стоящими в лесу хуторами, чёткой границы начала города я не обнаружил. Вильнюсские окраины мне показались менее ухоженными, чем каунасские, что меня немного обрадовало: "Значит, здесь должны лучше знать русский язык". Так и оказалось, первое же объявление, которое я услышал на вокзале, дублировалось на русский. Прямо с перрона сфотографировал здание с задравшим морду волком. Только не железным, а железобетонным. Концы арматуры торчат из его тела, изображая редкую и жёсткую шерсть.
Из окна поезда видны были купола с южной стороны. Вообще-то, я не планировал перебираться на другую сторону железной дороги, т.к. всё самое интересное находится северней, но раз визуальный сигнал был мне послан, то не стоило его игнорировать.
Храм Александра Невского (1898 г). В 1937 году церковь была передана Марие-Магдалинскому женскому монастырю (Вильнюс тогда был в составе Польши). После Великой Отечественной войны, когда в городе установилась советская власть, здание храма было отдано министерству культуры, а в сестринском корпусе устроили колонию для трудновоспитуемых девочек. В обоих случаях людей в этих стенах старались сделать лучше. В первом случае для службы Богу, во втором для жизни в обществе. Интересно, какой вариант нужнее?
Гуляющие поблизости женщины с детьми подсказали мне, что рядом есть ещё церковь. Она оказалась старообрядческой. На принадлежность храма указывали окладистые бороды нескольких его посетителей.
- Не подскажете, почему рядом находятся сразу две русские церкви? Это что, район компактного проживания русскоязычного населения?
- Нет. Просто тут находятся кладбища. Католическое тоже есть...
Рядом с храмом оживлённо беседовало несколько человек. Один из них, мужчина с ярко выраженными кавказскими чертами, был явно возбуждён.
- Она со мной на ломаном русском говорит! Слова коверкает так, что ничего не понятно, а ведь это врач! Уверен, что она русский хорошо знает! Я же с людьми других национальностей на своём языке не говорю, потому что они не поймут!
Слушающие монолог согласно кивают. Видимо, ситуация им была хорошо знакома.
В целом данный район не показался мне интересным. Долго здесь не задержимся.
Пересекаем железную дорогу под мостом.
Теперь мы северней вокзала. Пора пробираться к забронированному хостелу. Скоро наступит время заселения. (Раньше придёшь, лучше место займёшь). По дороге смотрим город. Возможно, в это место (вдоль железной дороги) больше не попадём.
Один из дворов.
Вот и нужное мне здание хостела. Симпатичная блондинка, встречающая посетителей, отлично говорит по-русски (так же, как и остальной персонал). Внутри настоящий Вавилон. Много латиноамериканцев. Играют на гитаре, что-то готовят, вообще, ведут себя шумно. Слышится и русская речь. Такая обстановка мне нравится. Иду на рынок, расположенный поблизости. Там тоже много говорят по-русски. Я просто наслаждаюсь общением. Болтаю с одной продавщицей, второй, третьей... Если бы у части прилавков стояли кавказцы, то можно было бы подумать, что находишься в России...
Возвращаюсь, обедаю, смотрю телевизор, заглядываю в Интернет. Конечно, всё быстро. И, получив карту города, выхожу продолжать знакомство с Вильнюсом.
Пока отдыхал, составил примерный план на день. Мне кажется утомительным посвящать всё время какому-то одному объекту или району города. (Это касается и просмотра материала). Куда интереснее разноплановость увиденного за день, когда смена впечатлений является своеобразным отдыхом. Находящийся подо мной велосипед позволяет придерживаться данного принципа без особых проблем. Поэтому я решил заехать в центр, покружиться там немного, а потом съездить в сторону одной из окраин.
Прямо напротив хостела находились ворота Острая Брама (1522 г) с остатками городской стены.
Пройдя через них, обернёмся назад. В 1671 году, над воротами, была сооружена часовня для образа Матери Божией Остробрамской.
Икона является одной из самых почитаемых в Литве. Богоматерь изображена без младенца на руках, что встречается достаточно редко.
Около образа находилось несколько страждущих, постоянно подходили группы туристов. Возможно, Богоматери, в такой обстановке, непросто разобрать кто о чём просит. Поэтому, если у вас вопрос не из простых, то можно попробовать обратиться с ним из арки ворот (из-под часовни). Конечно, вы будете услышаны и отсюда. Ведь для Неё ничего невозможного нет...
Посмотрим вдоль улицы.
Костел Св. Терезы (середина XVII века).
Заглянем внутрь. Главный алтарь.
Папа с ребёнком. Кто это? Иосиф-обручник, ставший отцом мальчику, зачатому от Святого Духа? Обычно изображают маму, т.к. её участие в рождении Иисуса, всё же, неоспоримо, а степень родства изображённых людей (или человека и Бога?) определить непросто.
Орган.
Движемся дальше. Улица узкая. Хорошо, что пешеходная. Но машины, конечно, есть.
Церковь Святого Духа (1634 г, неоднократно перестраивалась) Свято-Духовского монастыря.
И отдельно стоящая колокольня.
Интересный дом, возраст которого можно определить, как средневековый.
Рядом ворота, ведущие к Троицкой церкви. Число 500 говорит о том, что она готовится к юбилею.
Троицкая церковь (1514 г) была возведена на месте казни трёх виленских страстотерпцев, погибших от рук литовских язычников в середине XIV века. До неё на этом месте стоял деревянный храм.
Колокольня возведена примерно в то же время. В 1991 году храм был передан грекокатолической общине.
Вид на двор. Когда я вышел на улицу, то услышал:
- Посмотрите, это Троицкая церковь!
Ко мне обращался парень лет 25.
- А это Свято-Духов монастырь!
- Я знаю. Потому что уже везде был.
- Знаете, у меня так ноги болят... Не могли бы Вы дать мне денег, - он закатывает штанину и демонстрирует страшные язвы на голени.
- У только только мелочь есть, т.к. я почти везде рассчитываюсь картой.
- Нет, этого мне не надо, - отказывается он, видя, сколько я могу ему дать.
- Вообще-то ты не здесь должен быть, а в больнице, если у тебя мозги есть. Протянешь ещё, останешься без ноги (язвы, действительно, ужасные).
- У меня нет полиса (или другого документа, не помню уже, как называется).
- Хочешь, я устрою так, что ты окажешься у врача? Пусть мне придётся за тебя заплатить. По дороге сниму деньги с карты. Собирайся, пошли...
- Нет, у меня сейчас нет времени... Я не могу...
- Как хочешь. Но не тяни с лечением. Для тебя дорог каждый день.
Национальная филармония занимает здание Городского зала (аналог ДК) 1902 года постройки.
Молодёжный театр работает в бывшем особняке Огинского.
Вильнюсская консерватория занимает дворец Абрамовичей (1806 г).
Здание гостиницы (1901 г).
Костёл Святого Казимира был сооружён в 1604 году. Храм много раз страдал от разрушений и неоднократно перестраивался. На вводном фото хорошо видна его башенка.
Заглянем внутрь. Видно, что особой роскоши нет.
На этом осмотр центра города я решил прервать и нырнул в одну из узких боковых улиц, идущих в восточном направлении.
Артиллерийский бастион городской оборонительной стены. Построен в первой половине XVII века, в настоящее время отдан музею, находится на реконструкции.
Костёл Вознесения Господня (1753 г) был построен уже за городской стеной.
Костёл Сердца Иисуса (1717 г). Впоследствии вокруг храма вырос монастырь "визиток", занимавшийся воспитанием девиц. В конце XX века территорию монастыря занимала тюрьма.
По-моему, монастырь возрождается. Эта скульптура стоит где-то поблизости. Рядом с ней надпись на камне: "Иисус! Я верю в Тебя!". (Мой перевод с английского).
Всё это время дорога шла в гору. С которой открывается отличный вид на часть города. Что-то из этого мы успеем посмотреть сегодня, остальное увидим завтра.
Многие здания здесь требуют приложения рук.
Но можно увидеть прямо-таки пасторальный уголок.
Далее направимся в район Ужупис. Его крыши видны на противоположной стороне реки Вильны. Деревья, находящиеся в нижней части фотографии, растут на берегу.
Спускаться с горы будем вдоль восстановленной городской стены. Внизу разговорился с работником велопроката. Принцип работы пунктов таков. По городу размещены стоянки с самообслуживанием. Человек берёт велосипед там, где ему удобно и сдаёт где хочет. На практике получается, что на одних стоянках чаще берут велосипеды, а на других чаще оставляют. Мужчина собирал велосипеды в микроавтобус и развозил по городу. Т.к. было видно, что он не спешит, то я подошёл поближе.
- Не дадите прокатиться немного на вашем велосипеде? Чтобы понять, чей лучше?
Мой собеседник подумал мгновение, но сообразив, что я свой велосипед оставлю в залог, утвердительно кивнул. Я покатался поблизости (чтобы не тревожить его, всё-таки, мой велосипед был явно дешевле) и вскоре подъехал к нему.
- Катится хорошо, но тяжеловат. Сколько он весит?
- 23 кг.
- А мой 13! И ещё мне не понравилось, что центр тяжести смещён к рулю (из-за устройства постановки на стоянку), да и корзина на переднем колесе не нужна. Человек должен видеть, куда едет, - но, увидев по лицу моего собеседника, что я слишком увлёкся критикой, добавил, - а вот сидеть на нём, конечно удобно...
В этом месте через Вильну переброшено два моста.
Я знал, что район Ужупис уже много лет облюбован живописцами и другими людьми искусства. Которые склонны к эпатажу и эксцентричности. Т.к. это самый лёгкий путь добиться известности. Один петербургский художник, к примеру, прибил свои гениталии ( и себя, соответственно) к мостовой. И о нём говорили несколько дней. Поэтому меня ничуть не удивил вид голого мужчины на берегу реки. "Наверное, художество какое-нибудь задумал. Будем надеяться, что дамы у них не отстают от своих кавалеров...".
Далее я попал в какие-то дворы, где на меня с лаем бросилась собака, норовя цапнуть за лодыжку. На скамейке сидело несколько женщин среднего возраста (самого опасного).
- Почему ваша собака на людей бросается? Держите её на привязи.
- А чего Вы по чужим дворам ходите?
- А что здесь проход запрещён? Я движусь с моста, вот и попал сюда.
Дамы решили, что данная мне аудиенция завершилась, и отвернулись. Но было видно, что если я скажу ещё хоть слово...
Вскоре показалась центральная площадь района. На которой установлена фигура трубящего ангела.
Отсюда расходилось несколько дорог. Я пошёл в гору. Велосипед катил в руках. Дворец Гонестов (конец XVIII века, перестраивался).
Где-то здесь ко мне обратилась с просьбой дать денег пожилая женщина. Чуть нетрезвая, но это было ей к лицу, которое напоминало перезрелый плод.
- Мадам! Но у меня с собой только мелочь!
- Нет! Мелочь мне не нужна...
Деревянный костел Святого Варфоломея был построен в 1644 году. После этого церковь, стоящая на данном месте, три раза горела и восстанавливалась. Последний раз её отстроили в начале XIX века. В настоящее время принадлежит общине белорусов.
Поездил я по Ужупису и разочаровался. Слабовато художники развернулись. В принципе, обычный район. Может быть что-то есть, но не для всех, т.к. спрятано где-то в глубине. Но тогда какой в этом смысл?
О своих наблюдениях я поведал прохожему, который практически со мной согласился:
- Да, Ужупис разрекламировали, но интересного здесь пока мало. Но выше нас начинается промзона, которую тоже будут благоустраивать. Да и внизу работы ведутся. Считаю, что через несколько лет этот район изменится сильно. А пока можете пройти на наше кладбище. Думаю, что Вам там будет интересно... (Мои седины не остались незамеченными).
Бернардинское кладбище изобиловало скульптурой и излучало покой.
Далее я покатился вдоль холмов, поросших лесом. Ведущие наверх дороги подсказывали, что, скорее всего, где-то там разбиты парки. Но фотоаппарат иногда доставал. Как например, в этом случае.
Костел Святых Апостолов Петра и Павла был освящён в 1701 году. Построен он был гетманом Миколасом Казимиром Пацасом и стал преемником нескольких более ранних храмов, разрушенных или сгоревших. Первый из которых был посвящён языческой богине любви Милде. Костёл богато декорирован снаружи и изнутри.
Особняк напротив.
Институт литовской литературы и фольклора разместился в бывшем дворце инженера Пятраса Вилейшиса (1906 г).
Рядом с ним хозяйственная постройка. Комплекс зданий дворца возведён на искусственной террасе у реки Нярис.
Моё внимание привлекли интересные ворота. За ними оказалась территория больницы.Охранник посмотрел на меня вопросительно.
- Я турист и хотел посмотреть территорию. По-моему, лечебные корпуса старинные?
- Да. Проезжайте пожалуйста.
Ничего примечательного на территории я не обнаружил. За исключением этого памятника. Трагическая фигура изображала то ли молящегося Богу человека, то ли боксёра, согнувшегося под тяжестью ударов в углу ринга. Ситуацию могла бы прояснить надпись, расположенная внизу, но она была сделана на непонятном мне языке.
Костел Господа Иисуса (1717 г) монастыря тринитариев. Данный нищенствующий монашеский орден был создан в 1198 году для выкупа христиан из мусульманского плена. В Средние века, с их помощью, получили свободу более 30 тысяч человек. В их числе, знаменитый Сервантес, написавший впоследствии "Дон Кихота". В настоящее время монастырский комплекс занимает конгрегация Святого Иоанна.
Далее мне предстояло решить, куда направить свои стопы. Дело в том, что наступал вечер, и приступать к осмотру какого-либо большого фрагмента города не имело смысла. Тут я вспомнил, что мне нужно купить новые наушники для плейера (я иногда слушаю аудиокниги). Поэтому выбор своего дальнейшего маршрута предоставил прохожему, который нарисовал мне схему проезда к соответствующему магазину. Нужный гипермаркет находился в северное части Вильнюса, я же был на востоке. Предстоял долгий путь, но это меня не огорчало, т.к. кататься по городу было удобно. Несмотря на то, что местность часто была холмистой. Вид на берег с моста через Нярис.
Северная часть Вильнюса ничем необычным не поразила. Жилые дома и торговые центры. Этого хватает сейчас везде. Покрутившись там немного я повернул назад.
Церковь Михаила Архангела (1895 г).
На проспекте Конституции царство стекла, бетона и металла.
148-метровая Башня Европы (2004 г) считается самой высокой в странах Балтии.
Здесь можно познакомиться с современным искусством.
А можно и не заходить внутрь, ограничившись осмотром того, что выставлено снаружи.
Данная скульптура, скорее всего, посвящена чему-то хорошему. Чему, пока загадка.
Вид на противоположный берег Няриса. Два здания разных эпох.
Союз архитекторов Литвы расположился в бывшем дорце Радушкевича (1900 г). К сожалению, не смог его снять, как надо, из-за деревьев и автомобилей. Но сооружение великолепное. Напоминает замок.
Пришельцы из советского прошлого вглядываются в контуры наступившего светлого будущего. "Как теперь людям живётся?"
Мимо них проплывает небольшое судно с отдыхающими. Соблазняя остальных.
А вид этих молодых людей у одной из кафешек заставил и меня сказать себе: "Всё! На сегодня хватит!"
10/02/2016 14:00
Материалы по теме
- Страны: Литва
- Города: Вильнюс
- Отзыв о поездке: Вильнюс. На выходе из старого города, лето 2014
- Отзыв о поездке: Вильнюс. Лето 2014, лето 2014
- Отзыв о поездке: Новогодняя елка в Вильнюсе и не только..., декабрь 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.