"Хотели как лучше, а получилось как всегда"
Черномырдин В.С.
Эта летучая фраза Черномырдина как нельзя лучше подходит к истории создания и обустройству этого музея.
Историю возникновения музея можно прочитать в инете. Там же можно узнать как работает музей и сколько стоят билеты, и прочую информацию, связанную с музеем. Но это официальная версия. А вообще, всё было не так исторично, патриотично и прочие. Тогдашний мер Москвы Лужков разрешил строительство подземного торгового центра под Манежной площадью. Раскопали котлован. На недолгое время пустили туда археологов, всё таки исторический центр, и не пустить было нельзя. Но и на долго пустить тоже было нельзя. Не задерживать же строительство из-за истории. И за это короткое время, чисто случайно, наткнулись на устои Воскресенского моста ХVI-ХVII вв., который в прошлом соединял два берега реки Неглинной. И на их базе решили создать музей. Но строить надо было быстрее. Отчитаться к определённому сроку. А устройство музея в планах не значилось... Вот и построили музей наспех. Да так наспех, что через год из-за недоделок музей пришлось закрыть. И вот, спустя почти 20 лет, музей отреставрировали и открыли заново. Открытие разрекламировали в местных СМИ, обещая уж очень много нового в подаче исторического материала, от всяких информационных говоряще-показывающих, до ряженых в исторические костюмы и обучению ремёслам.
Спуск в низ. По программе "доступная среда" установлен подъёмник для инвалидов.
Спустившись на 3 метра, попадаем в первое помещение с несколькими витринами. Казалось бы при чём тут мамонты, если Москве, официально не более 900-т лет? Но ведь город построили не на пустом месте. За долго до основания города на его месте существовало поселение.
Потом посетители попадают во второе помещение. По задумкам архитектора посетители попадают на на Воскресенский мост, устои которого расположены ниже. Если смотреть в этот прибор и двигаться по кругу. То увидишь панораму Москвы с этого моста того времени когда мост стоял, а река Неглинная ещё не была заключена в трубу.
А так же расположены стенды с экспонатами.
И информационные стенды.
Есть полностью стеклянные витрины.
Глиняная посуда, береста, пряжки, пуговицы.
Топоры, молотки, другой инструмент. Подковы для лошади и подковки для башмаков.
Ядра каменные, металлические.
А есть витрины со стеклом сверху и тремя выдвигающимися ящиками. Казалось бы задумка неплохая. Вместо одной витрины целых четыре. Но...Музей только открыли, а ящики или не открываются, или не закрываются. И престарелая смотрительница, периодически, делает выговоры нерадивым посетителям, за плохое обращение с музейным имуществом. Нам тоже досталось...
Части деревянных домов.
Покров и наволочка из захоронения.
Экспозиция в нижнем зале расположена так, что осматривать её желательно по часовой стрелке, т.е. слева на право. Но витрины с экспонатами в верхнем зале расположены с правой стороны. И поэтому все спускаются справа и от туда начинают осмотр. И козалось бы какая разница? Ну посмотрели прошлые века не сначала, а с конца. А всё таки от печки привычнее.
Нижний зал.
Начнём осмотр нижнего этажа с более ранних веков.
У меня создалось ощущение, что принцип формирования и расположения витрин так и не был согласован составителями между собой. Кто-то, с начало, решил формировать витрины по векам. Но, почему-то, остановился на 15 веке. Потом пришёл другой человек и решил формировать витрины по ремёслам. Потом пришёл ещё один оформитель и предложил собрать в каждой витрине по кладу.
Вот кому, интересно, пришла в голову светлая мысль поместить эти горшки и изразцы, не такие уж большие по размеру, на высоту моста? С моста их не видно. А с пола нижнего зала их тоже не очень то рассмотришь.
Вот они витрины на верху.
Эволюция обуви. по середине фото подошва. Для правой или левой ноги? А всё равно. До какого-то времени не было раделения обуви для правой и левой ноги.
Какие узнаваемые профили.
А это те самые отреставрированные устои Воскресенского моста ХVI-ХVII вв., который в прошлом соединял два берега реки Неглинной.
Только мы спустились в нижний зал и я приготовилась фотографировать витрины. Начал гаснуть свет.Мы стали крутить головами по сторонам, ничего не понимая. Народ подтянулся к устоям. Под музыку по устоям поплыли цветные тени истории. Всё это продолжалось минут пять. Мы приготовились послушать рассказ об истории Москвы. Но, музыка замолчала. Тени исчезли . И включили свет. А далее без приключений.
Вид на верхний зал-мост. Под ним оказался ещё один.
В этом зале оказались пара витрин с монетами. Тот самый клад с серебряными монетами со знакомыми профилями.
И пара стендов очередной попытки систематизации истории.
Не обошли в музее стороной и историю развития археологии в нашей стране.
Реконструкция археологического раскопа.
В крайне левом углу нижнего зала есть вход в небольшую комнату. Там и расположены эти витрины.
Посетить или нет этот музей москвичам? Для общего развития, можно. Посетить или нет этот музей туристам? Если любопытно и времени не жалко. Я бы второй раз сюда не пошла... P.S. Пока я готовила этот пост музей закрыли по техническим причинам. Так, что смотрите и изучайте. Кто знает насколько его опять закрыли?
10/02/2016 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Москва
- Отзыв о поездке: Екатерининский парк. Москва, лето 2014
- Фоторепортаж: Новогодняя Москва, 04.02.2016
- Фоторепортаж: Новогодняя Москва глазами мизантропа, 29.01.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.