Надо ли заново строить полностью разрушенные памятники архитектуры? В Германии считают, что надо. С каждым годом "новых старых" памятников становится в этой стране все больше. 2 января 1945 года Нюрнберг был на 90 процентов разрушен воздушными бомбардировками союзников, поэтому турист не может не озадачиться вопросом: каким образом уцелели музейные ценности и убранство храмов? Сколько лет этим башням и стенам - пятьсот или пятьдесят, сто или... десять?
Уголки старого Нюрнберга
Конечно, полностью восстановить разрушенный город невозможно. В историческом центре Нюрнберга множество ничем не примечательных современных зданий, улиц, кварталов, среди которых разбросаны фрагменты старого города, чудом сохранившиеся, отреставрированные или заново построенные. Один из таких фрагментов с некоторых пор называют "ренессансным островком": на этом "островке", чуть в стороне от старого центра, стоит дом, или, если перевести буквально, маленький дворец Тухеров (Tucherschloesschen) и рядом с ним, в саду, домик с залом Хирсфогеля (Hirsvogelsaal).
Дом Тухеров. Вид с улицы.
Благородные нюрнбержцы из рода Тухер фон Зимельсдорф были богатыми купцами. Их портреты писал в 1499 году сам Альбрехт Дюрер, их дом в Нюрнберге, построенный в 1533-44 годах, похож на маленький замок.
Посмотрим на южный фасад дома Тухеров, выходящий на улицу. О сходстве с ренессансными замками Франции должны напоминать три башенки, венчающие постройку. Эркер-фонарик - деталь местной архитектуры. Такие эркеры в Нюрнберге называют "хёрляйн".
Парадный вход в дом Тухеров
Главный вход, с двумя арками, разделенными колонной тосканского ордена (элегантное напоминание об Италии!) находится во внутреннем дворе дома.
Дом Тухеров. Вид со стороны сада.
Северный фасад, обращенный к разбитому за домом ренессансному саду, наряднее южного и еще ближе к прототипу - французскому замку. Восстановление сада стоило не малых трудов, ландшафтных дизайнеров отбирали по конкурсу! Летом садик, наверное, очень хорош, да и зимой в нем есть какая-то скромная прелесть.
Интерьеры дома Тухеров.
Внутри дома достоверно воссоздана обстановка богатых жилых покоев 16 столетия. Итальянская и немецкая мебель, посуда, гобелены, картины, разные мелочи, цветы в вазе, фрукты на столе... Кажется, хозяева лишь на минутку вышли из этих комнат. И действительно, иногда в доме появляется "хозяйка" - актриса в старинном костюме, изображающая Катарину Тухер. Она встречает гостей и проводит экскурсии в форме мини-спектакля.
Интерьеры дома Тухеров.
Дом Тухеров был сильно разрушен в 1945 году, но к счастью, все ценные предметы, так же как экспонаты других городских музеев и церковное убранство, были предусмотрительно спрятаны в надежном убежище. В 1960-е годы дом был восстановлен, и музей открылся вновь. Кстати, дом до сих пор принадлежит потомкам Тухеров.
Зал Хирсфогеля
С 2000 года в музейный комплекс входит ближний сосед и ровесник дома Тухеров, зал Хирсфогеля,построенный в 1534 году. Этот зал нюрнбергский патриций Линхард Хирсфогель подарил невесте на свадьбу. Зал примыкал к дому Хирсфогеля и предназначался для концертов и праздников.
Дух античности и образы итальянского Ренессанса вдохновляли архитектора Петера Флётнера. Деревянные панели, великолепный камин, бюсты двенадцати римских императоров,потолочная картина "Падение Фаэтона" - такого интерьера в Нюрнберге, да и вообще в Германии, еще не видели.
Интерьер зала Хирсфогеля
Бюсты императоров были расположены в хронологическом порядке, начиная с Юлия Цезаря и заканчивая Домицианом, под каждым бюстом - картина на сюжет из жизни императора. Созданная учеником Альбрехта Дюрера Георгом Пенчем роспись "Падение Фаэтона", состоящая из двадцати холстов, стала одной из первых потолочных картин с оптическими иллюзиями в Северной Европе.
Интерьер зала Хирсфогеля
Сюжет картины оказался пророческим: миф о падении беспечного Фаэтона, которого Зевс низверг с небес на землю, трактовался в те времена как предостережение от излишнего самомнения и гордыни. Заказчик постройки, расточительный Линхард Хирсфогель, подобно Фаэтону, пал с высот благополучия в бездну финансовой несостоятельности, его брак расстроился, молодая жена вернулись домой в Аугсбург, и мужу не удалось погасить долги с помощью ее приданого.
Фрагмент потолочной картины "Падение Фаэтона".
Не повезло и дому Хирсфогеля: он был до основания разрушен бомбардировкой 1945 года. В путеводителях, выпущенных до 2000 года, вы не найдете упоминаний о нем. Дом Хирсфогеля восстанавливать не стали, а зал построили заново в 150 метрах от того места, где он находился раньше. И надо сказать, что в ансамбле с домом Тухеров он смотрится очень неплохо, будто всегда там стоял. В зале на 60 мест, как и было когда-то задумано амбициозным заказчиком, проходят праздники и концерты.
Зал Хирсфогеля на новом месте
Интерьер зала, который, по мнению многих историков искусства, был "самым строгим и самым прекрасным произведением немецкого ренессанса", восстановили по возможности близко к оригиналу. Насколько точно удалось воспроизвести убранство зала? Судя по репликам искусствоведов, зал восстановлен с максимальной бережностью и тактом, но, увы, утрачены и воскрешению не подлежат очень многие детали интерьера. Даже бюсты римских императоров, которые были во время войны спрятаны, так и не нашлись, и современным художникам пришлось заново создавать их по античным образцам. То, что мы видим сейчас, уступает утерянному оригиналу, но если об этом не думать, зал очень хорош! В этом "новоделе", пожалуй, удалось передать главное - дух немецкого ренессанса.
Остается добавить, что на восстановление "ренессансного островка" в Нюрнберге было потрачено 5,3 миллиона немецких марок, то есть около 2, 65 миллионов евро, и что большая часть этой суммы - пожертвования банков и прочих состоятельных спонсоров. А это лишь один, и далеко не самый крупный, из "новоявленных" памятников архитектуры, появившихся на туристической карте Германии в последние десятилетия.
20/02/2015 12:00
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Нюрнберг
- Фоторепортаж: Нюрнберг рождественский, 07.01.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.