Получив наши паспорта с визами в генеральном консульстве Исламской республики Иран в Ереване, мы отправились на ереванский автовокзал Киликия откуда каждый день в 10:00 отправляется автобус в Тегеран.
Из Еревана заграницу автобусы ходят по очень интересному правилу: неважно куда ты едешь в Иран (в Тебриз, Зенджан, Тегеран) билет имеет фиксированную цену - 25000 армянских драмов (это около $60). Учитывая, что стоимость автобуса внутри Ирана в среднем около $10, то плата за проезд нам показалась какой-то нереальной. Стали думать варианты...
Первое, что пришло на ум - это доехать сначала до приграничного армянского города Мегри, пешком перейти границу, а там попробовать застопить машину до ближайшего крупного иранского города Джульфа. Но трезво оценив наши дальнейшие планы и достаточно плотный график внутри Ирана, решили все-таки добираться на автобусе за $60. Будь хотя бы один день в запасе, то без вопросов поехали бы сначала в Мегри, а от туда в Иран. Так и дешевле было бы почти в три раза и в разы интереснее.
Если кто будет выезжать из Армении по земле в Иран, знайте, то проще всего взять такси до границы ~ $100. Пешком перейти границу и там за 10$ взять такси до Джульфы, а уже от туда до Тебриза на автобусе и далее в Тегеран. Если вас будет 4 человека, то по деньгам будет в полтора раза дешевле, а по времени тоже самое выйдет, а может и быстрее.
Ехать в Иран нам предстояло на вот этом комфортабельном автобусе иранского производства. Сначала персы купили технологию производства автобусов у SCANIA, а после введения санкций послали всех нахер и стали производить сами тот же автобус, только теперь они его назвали OGHAB.
Да, кстати, давайте познакомлю с нашей командой. Слева на право: ваш покорный летописец - Дима; второй - Саша; третья - Настя; четвертый - Женя. Все мы встретились в Ереване. Женя и Настя прилетели туда из Ростова, я из Нижневартовска, а Саша из Москвы.
Внутри автобус обустроен специально для длительных перездов: широкие кресла по три штуки в ряду, медиасистема, бесплатные напитки и легкий перекус на борту. Практически как в самолете. Наудивление автобус был полон пассажиров. Обычно, билеты местные покупают прям перед отправлением, мы же их купили заранее, поэтому нам достались самые люксовые места. Впереди нас ждал загадочный и таинственный Иран....
За все время пребывания в Ереване священную армянскую гору Арарат я видел всего два раза. Первый раз, когда самолет заходил на посадку в а/п Звартноц. Второй, когда в торопях доформляли документы для визы.
Путь из Еревана на юг страны лежал практически вдоль армянско-турецкой и армянско-азербайджанской границ. И та и другая закрыта напрочь из-за сложных политических отношений между соседями. Не доезжая несколько километров до армянско-турецкой границы, на несколько минут показался одинокий, но очень гордый, Арарат. Его я уже видел прошлым летом, когда ехал по востоку Турции на велосипеде.
Далее из Араратской долины нам предстояло подняться в горы. Если внизу снегом и не пахнет, то на высоте этого снега ну просто завались. Белоснежные вершины Зангезура.
В автобусе познакомились с мужичком по имени Али, который живет в Тебризе, имеет небольшой бизнес в Пятигорске, неплохо говорит по-русски. Али как истинный перс принялся нас угощать всем, что только у него было. А было у него весьма немало всякой еды. Он достал жаренную курицу, овощи, фрукты и пригласил нас за стол во время долгой остановки около города Горис (кафе называется "У Миши"). Женя сходил за чаем. Али впал у уныние, когда узнал, что Женя за чай заплатил 100 рублей. Ведь мы же его гости и Али считает, что за все должен платить он сам. Али - классный мужик, добрый, простой, общительный. Первым делом он пригласил нас к себе в гости в Тебриз и оставил свой номер телефона с адресом. Он даже предлагал свою машину, когда узнал, что мы в Тебризе не планируем останавливаться. Говорит: "Если права есть, то берите мою машину. Доедите до Тегерана, а там у брата моего оставите авто. Я потом приеду заберу!" Прав у нас ни у кого не оказалось....
После остановки "У Миши" мы двинулись дальше в путь. Впереди ждал Нагорный Карабах и Карабахское нагорье. Еще несколько лет назад я много читал про конфликт в Нагорном Карабахе, поэтому интересно было побывать в здешних местах. Летом как-нибудь сюда обязательно приеду с велосипедом. Места здесь сказочные!
Смеркалось... Уже поздно вечером мы подъехали к армянско-иранской границе в районе городе Мегри. Сначала был армянский КПП "Агарак". Я говорю Женьке: "Смотри, шевроны и нашивки как у наших погранцов!" Женька мне: "Да и форма то на нашу очень похожа!" Оказывается армянско-иранскую границу охраняют наши пограничники. На границе все строго. Фотографировать нельзя, улыбаться можно только по предварительной записи. Документы проверили у нас раз 5 только на одной армянской стороне. Девушка-пограничник и по совместительству капитан, поставив штампик, сказала: "Что, экзотики захотелось?" Оказывается граждане РФ на этом КП очень редкие гости. На ее памяти мы - первая группа туристов в количестве 4-х человек. Обычно 1-2 человека в сутки проходит через этот КПП с российскими паспортами.
Далее был иранский КПП. Незабываемые ощущения. Иранский флаг развивается в ночном небе, иранские военные, портреты Аятоллы Хоменеи на каждом углу... Границу иранскую прошли без проблем. Получили штампики в паспорта. Поменяли деньги в обменнике. Али сказал, что там был очень хороший курс. Люблю менять деньги, когда отдаешь $50, а тебе дают в замен полтора миллиона других денег! Сразу чувствуешь себя миллионером. Уже на выезде с иранского КПП я смог схитрить и снять на айпад момент, как мы въезжаем в Иран.
Первый достаточно крупный иранский город на нашем пути был Джульфа. В Джульфе живут в основном азербайджанцы, поэтому много надписей можно встретить на кирилице, да и русский язык там далеко не редкость. Там водители автобуса заправились основательно, почти 500 литров! Стоимость диз.топлива составляет 2500 реалов или 250 туман. Если в рублях по нынешнему курсу валют, то это примерно 5 рублей. А еще полгода назад было 2.5 рубля!
Поздно ночью мы были в Тебризе. Али еще раз позвал в гости к себе, но ребята спали крепким сном. В итоге, пришлось отказаться от приглашения. В Тебризе вышло много народу и я спокойно с комфортом расположился на задних креслах.
Забрезжил рассвет. До Тегерана оставалось около 200 км. По идеальным иранским дорогам этот путь занимает меньше двух часов. Слева по курсу все утро лежал остроконечный хребет Эльбурс.
На въезде в город попали в нехилую пробку. Тегеран, как я уже говорил ранее, очень похож на Москву. Утром все в Тегеран, вечером из него. Обратите внимание на трехуровневые дорожные развязки.
Около 10 часов местного времени мы прибыли на автовокзал Azadi. В автобусе познакомились с одним парнем по имени Мухаммад, который ехал тоже в Тегеран. Он нам рассказал и показал как добраться до метро и провел вводный инструктаж "О безопасности и жизнедеятельности в Тегеране".
Автовокзал Азади находится на северной окраине города. Ну чем не Москва, а?
Вот так мы приехали в Тегеран, где провели три дня и две ночи. Но про это уже в следующих сериях!
20/02/2015 11:00
Материалы по теме
- Страны: Иран
- Города: Тегеран
- Отзыв о поездке: Иран - Тегеран, Исфахан, Йезд, Шираз, май 2014
- Отзыв о поездке: В гостях у иранцев, 2013
- Фоторепортаж: Иран. Тегеран, 18.04.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.