Манила - это тот случай, когда можно посмотреть, но не найти ни одной причины, чтобы остаться. Можно посмотреть на феерическое днище мира - зловонную помойку среди тропиков. Манила - город, который ты возненавидишь, даже если находишься там транзитом. Я был в Маниле четыре раза. К четвертому я уже не мог придумать, что бы сказать про этот город хорошего.
Сразу по приезде в Манилу посетителя встречается местная феерически удобная транспортная система. Ну, она по крайней мере есть, уже неплохо. Но для города, который раза в два больше Москвы, ее немного не хватает. Аэропорт состоит из нескольких терминалов, которые стоят друг к другу спиной. Если вы летите разными авиакомпаниями из разных терминалов, то добираться придется на такси. По пробкам, да. Все дороги вокруг аэропорта просто забиты пробками, больше, чем дороги в центре города. Транспорта в самом аэропорту нет, ведь автобус - это такая мудреная штука. Нужно по дороге без тротуара выйти на трассу, где в пробке со скоростью 5 км/ч едут джипни. О, джипни!
Все туристы в своих отчетах рассказывают про джипни с таким придыханием: смотрите, это же уникальный транспорт! Смотрите, как они ярко раскрашены! Смотрите, двух одинаковых не бывает! Хорошо любоваться на джипни из окна кондиционированного такси, а вы попробуйте их использовать по прямому назначению.
Я понимаю, что филиппинцы обычно не отличаются гигантским ростом, но даже им в джипни нужно заползать, согнувшись. Русские газельки и тайские сонгтхэо покажутся весьма гуманным видом транспорта.
Анархия настолько сильна, что у джипни даже нет номеров, что есть нонсенс для такого большого города, где разных маршрутов сотни. По крайней мере, на джипни надписи английскими буквами, так что если знать названия основных улиц, то можно понять, куда садиться.
В Маниле также есть метро. Слухи о жутких толпах несколько преувеличены - я ни разу не попадал так, чтобы было даже близко к тому, что творится на Выхино утром. Метро стоит где-то вдвое дороже джипни (20-30 песо против 10-15), но это гораздо удобнее, чем трястись в пробке. Пожалуй, самый надежный способ попасть в аэропорт - доехать на метро до конечной, а оттуда уже на джипни/такси/велотакси. Если нужно в третий терминал (откуда летают внутренние рейсы Cebu Pacific), то можно на велотакси доехать через огромные трущобы, окружающие станцию метро, до пересечения с трассой, а оттуда уже пешком. До четвертого (основного терминала) лучше на джипни, но до стоянки джипни тоже нужно еще добраться. Короче, это не Рио-де-Жанейро.
Наверное, если у вас короткий отпуск, проще потратиться и потрястись по пробкам на такси. В нем хотя бы спать можно. На всех такси в Маниле написано "May reklamo ka?" - такая смесь украинского с японским. Желающих размещать рекламу на такси, похоже, не густо.
Для филиппинцев, похоже, Манила - это такой нерезиновый город больших возможностей. Но я их не понимаю. В деревне условия жизни, конечно, не очень, но лучше, чем жить в трущобах. А судя по количеству трущоб, большинство понаехалов как раз оказываются на обочине жизни.
Качество "жилья" в этих трущобах очень низкое.
Голые дети в городе в порядке вещей.
Хоть ЦП снимай.
Детей в Маниле очень много, они бегают стайками. Похоже, обитатели трущоб не утруждают себя обучением в школе. У многих и документов-то нет никаких.
Компьютерный клуб.
Трущобы есть много где по всему миру, но только в Маниле можно увидеть такое явление, как жизнь на картонке всей семьей с маленькими детьми.
Картонку можно кинуть где угодно, даже на оживленной улице с движением в несколько полос.
Думаете, я оббегал весь город в поисках трущоб? Ничего подобного. Я вообще был в очень небольшом кусочке Манилы. Планировка города примерно такая. Есть море (залив точнее), в него впадает помоечная река с заглавной фотографии. К югу от устья находится старый город, построенный испанцами, Интрамурос, главная достопримечательность Манилы. Дальше вдоль берега есть главная площадь с большим парком, а потом район Эрмита между набережной и большим проспектом, над которым проложено метро. Еще я был к северу от Интрамурос, там большой рынок, а также на разных окраинах возле аэропорта и автобусных станций, плюс в грязных убогих районах вокруг оных станций. Вот и все. Ехать никуда не надо, самые колоритные трущобы находятся в старом городе, хоть обснимайся.
Набережная реки с трущобами.
Рынок.
Реально все эти места находятся в пределах пяти остановок метро.
На рынке ассортимент сообразно клиентуре. Дороже 1 доллара (45 песо) нужно поискать.
Маечки по 8 рублей - выгодное предложение.
Состояние Манилы хорошо видно по местным котам. Где вы еще найдете таких бегающих скелетиков?
Их так жалко, что мы купили в магазине корм и угощали бедолаг.
Раненого котенка отнесли к ветеринару.
Петухов тут держат для участия в боях по выходным.
Поскольку подавляющее большинство туристов на Филиппинах не вылезают за пределы своего пляжного ресорта, расположенного на маленьком острове вдали от городов, туристическая инфраструктура тут мягко говоря не очень. С жильем проблемы - самые дешевый номер стоит не меньше 700 песо ($16), и это даже без кондиционера. Его еще поискать надо, таких мест всего два. Для местных есть дормитории по бюджетной цене в районе 100-200 песо с комнатами человек на 20, но это если вы хотите не просто пощупать дно, а покопать еще ниже. С другой стороны, раз туристов нет, местные жители совершенно не стремятся за твой счет обогатиться, так что нигде тебя не обсчитают, не сдерут двойную цену в джипни, не будут пытаться разводить.
Несмотря на крайнюю бедность, Манилу нельзя назвать опасным городом. Главная опасность здесь - ступить в глубокую грязную лужу.
С глубиной и грязью тут знакомы хорошо.
Жизнь состоятельного человека в Маниле будет состоять из стояния в пробках и походов по большим торговым центрам, потому что только так можно более-мене оградиться от трэша и угара. Да, и не ездить на междугородних автобусах. Кстати, в Маниле даже не доросли до создания автовокзала, есть куча мелких офисов транспортных компаний в разных районах города. Еще можно неспешно поиграть в гольф под стенами старого города.
Зайти в одну церковь, занесенную в список ЮНЕСКО.
И взглянуть на памятник человеку по имени Лапу-Лапу, который боролся с клятыми испанскими оккупантами, когда они только впервые появились. Филиппины были испанской колонией около 300 лет, до того, как Испания проиграла войну с США в 1898 году. На главной площади кроме памятника Лапу-Лапу есть целая аллея бюстров разных повстанцев, к каждому из которых есть подпись про "оккупантов". К американцам на Филиппинах, напротив, относятся очень хорошо, потому что они их освободили от японской оккупации и содержат несколько военных баз, поднимающих экономику Филиппин.
В старом городе много разрушенных зданий.
Уличные указатели а-ля Испания. Еще почти у всех филиппинцев испанские имена и фамилии, вот и все что осталось от оккупантов.
Явление гастарбайтерства на Филиппинах поставлено на широкую ногу. Дело в том, что большинство филиппинцев хорошо говорят по-английски: страна была колонией США плюс английский есть язык для общения между многочисленными народами с разных островов. У филиппинцев специфический акцент, в особенности там любят звук [a] на месте буквы A вместо американского [э], но он гораздо понятнее индийского акцента. Получается, Филиппины - самая дешевая их англоговорящих стран, поэтому спрос на работников высокий.
Кстати, гражданам Филиппин, чтобы выехать из страны, нужно либо "разрешение на то, чтобы уехать работать", либо обратный билет (для туристов). Если заподозрят, что хочешь свалить из сраной филиппишки, могут не выпустить.
На филиппинском английском туалет называется "Comfort room".
Декор из старых бутылок, прямо родина.
Паркуйтесь на свой страх и риск.
На Филиппинах местная власть неожиданно близка к народу. В каждом "барангае" (это самая мелкая административная единица - деревня, или в случае Манилы один квартал) висят длинные списки с именами местных чиновников или даже граффити. Знаете ли вы хоть одного человека из управы вашего района?
Поздравляем мэра нашего района за хорошую работу в области здравоохранения и чистоты.
У многих чиновников даже есть прозвища.
Еще тут любят вешать поздравления от всей деревни успешным ученикам и студентам.
Есть два способа хорошо провести время в Маниле: 1. Сразу уехать 2. Изрядно раскошелиться, чтобы Манилу как бы не увидеть. Выбирайте свою пилюлю!
14/01/2016 18:00
Материалы по теме
- Страны: Филиппины
- Города: Манила
- Отзыв о поездке: Из Гонконга на Филиппины с телефонам в руках, лето 2015
- Отзыв о поездке: Джипни, 2014
- Отзыв о поездке: Прилет на Филиппины и неманящая Манила, ноябрь 2013
- Фоторепортаж: На улицах Манилы..., 12.01.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.