Замок Кемнаде расположен на окраине Хаттингена, в луговой пойме на левом берегу реки Рур. Название замка происходит от слова "Kemenate", что в переводе на русский язык обозначает "горница с камином". История замка связана с городом Штипель (сейчас р-н Бохума).
В документе 1393 года говорится о том, что с 1266 года на ленных правах Штипелем владели рыцари из семейства фон Дюкер. В этом же документе сообщается, что рыцарь Веннемар фон Дюкер построил замок Кемнаде. С 1410г. на правах наследования замок последовательно переходил к Дитриху фон Ромберг, Герману фон Рекке, его зятю, потом подарен Иоганну Георгу фон Сюберг. В 1589 году во время владения Конрадом фон Рекке замок сильно пострадал от пожара. Восстанавливается замок уже после Тридцатилетней войны, причем камни для восстановления брались из замка Бланкенштайн. Окончательно замок был восстановлен только к 1704 году при Фридрихе Маттиасе фон Сюберге. в 1809 году замок Кемнаде стал собственностью Иоганна Гисберта Филиппа фон Сюберга. В 1847 году замок Кемнаде унаследовала его сестра Филиппина и год спустя принесла его в качестве приданного своему супругу Вильгельму Фридриху фон Берсвордту-Валльрабе. В 1921 году его потомок Людвиг фон Берсвордт-Валльрабе продал замок Кемнаде вместе с 500 га, принадлежащей ему земли муниципалитету города Бохум.
В 1952-1958 годах в замке были проведены масштабные реставрационные работы.
Замок представляет собой систему строений разного периода постройки- эпохи Возрождения и Барокко и состоит из комплекса усадьбы и фермы вверх по течению реки. Кемнаде фактически находится на острове и окружен рвом.
Здания и все сооружения построены из местных песчаников. Высокие стены предназначались для защиты не только от врагов, но и от наводнений при разливе Рура. Каменный арочный мост ведет к порталу на западной стороне, по краям находятся угловые башни. Главное 2-х этажное здание из бутового камня покрыто шатровой крышей. Во дворе находится вход в так называемую лестничную башню. На сев.-вост. стороне находится 3-этажная жилая башня, квадратная в плане. На памятной каменной доске сохранилось имя владельца- И.-Г.фон Сюберг.Восточный фасад имеет богато украшенный вход, являющийся главным входом в замок. над ним- выбита надпись с именем владельцев с 1789г. до нач. 18в. Там же можно увидеть герб Ф. фон Сюберга и его жены.
Юго-вост. угол образован круглой башней, старейшей из сохранившихся построек. Внизу видны щелевые бойницы, свидетельствующие об оборонительном характере замка. Все прочие даты, кот. можно видеть на стенах, носят чисто декоративную функцию.
На 1-м этаже замка находится часовня в стиле поздней готики с ребристыми сводами- периода 1500г.
В т.н. рыцарском зале висят 4 гобелена из Турне 1725г. со сценами жизни Дон Кихота. Оформление в виде гербов, камин эпохи возрождения. Лестницу украшают резные деревянные фигурки мастера Шмидта. Его же 2 овальных медальона 17 в. украшают потолок главного зала.
В настоящее время в замке Кемнаде представлена замечательная коллекция образцов мебели, интерьеров эпохи барокко, в т.ч. камины и каминные украшения, деревянные потолочные панно. В замке работает постоянная экспозиция примерно 1800 старинных музыкальных инструментов 16-20 в.в., часть из которых ранее принадлежала музыканту из Бохума Гансу Грумбту. Кроме этого в замке работают временные выставки произведений искусства Восточной Азии, также там находится Музей истории денег.
Музыкальные инструменты находятся в превосходном состоянии, реставрированы и настроены. Можно услышать, как они звучат. Идешь по залам и слышишь звуки. Например, создана звуковая инсталляция со старинными роялями и клавесинами- молоточки бьют по клавишам то на одном, то на другом инструменте. Разложена аппаратура, что говорит о том, что такие инсталляции с различными инструментами проводятся постоянно. Музей Дом Kemnade в настоящее время принадлежат Kunstmuseum Бохума (www.kunstmuseumbochum.de)
Погуляем по средневековому замку Юго-восточная сторона. Донжон, ров.
Южная часть, ров.
Стена, западная сторона
Угловые башни
Вход с восточной стороны (сейчас- главный вход в музей)
Ворота в наружной стене
Внутренний двор замка, там расположен летний ресторан
Архитектурные детали фасада- гербы над входом
Окна восточной стороны
Вход во внутренний двор, над дверью остатки герба Фридриха фон Маттиас Зиберга и его жены Кристины Изабеллы фон Ромберг
Интерьеры Сразу возле входа видим резную деревянную лестницу
Лестница украшена резными фигурками мастера Шмидта
Деревянное потолочное панно
Часовня замка
Арочные потолки часовни
Кладка стен
Деревянные панно
Картины
Резная полка над камином
Один из каминов
В замке работает постоянная экспозиция старинных музыкальных инструментов 16-го по 20-го веков из коллекции музыканта из Бохума Ганса Грумбта. Музыкальные инструменты находятся в превосходном состоянии. Очень богато представлены предшественники клавишных.В отдельных витринах можно увидеть различные скрипичные инструменты, духовые и пр.
Старинная физгармония- язычковый клавишный-пневматический духовой музыкальный инструмент
Похоже, спинет
Клавикорд
Клавесин
Подготовленная звуковая инсталляция
Здесь, за стеклом показан интерьер комнаты музыканта.
Духовые
Группа струнных
Это тоже музыкальный духовой инструмент
Самое любопытное, что в коллекции представлены русские гусли! Плакат над стендом рассказывает об этом инструменте и показывает фото с концерта русского гусляра Александра Котомкина, эмигрировавшего в Германию в 1939.
В музее проходят и временные экспозиции. Когда мы там были, проходила выставка искусства восточной Азии. Надо сказать, что коллекция очень богатая, огромное количество мелкой пластики в витринах. Смотреть и смотреть.
Выходя из замка, идешь вдоль рва по тенистой аллее старых деревьев. Прощаемся.
22/01/2016 14:00
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Регионы: Северный Рейн - Вестфалия
- Отзыв о поездке: Жемчужина фахверка - Хаттинген (Северный Рейн-Вестфалия, Германия), осень 2015
- Отзыв о поездке: Крепость Цивель (Burg Zievel). Германия, 2014
- Фоторепортаж: Лестницы Вупперталя, 23.07.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.