Европа богата своими историческими железными дорогами и музеями под открытым небом, где катают туристов на старинном подвижном составе. Особенно хорошо сохранились и наиболее распространены подобные места в Великобритании и Германии, где энтузиасты, общества любителей транспорта либо просто коммерческие организации занимаются ремонтом и эксплуатацией старинных паровозов и вагонов, чтобы воссоздать давно ущедшую эпоху. Очень популярная и модная забава. Только в одной Великобритании таких ретро-музеев больше сотни. Тем не менее уникальным особняком в этом ряду находится Польша, а конкретнее провинциальный городок Вольштын, что в 80 км от Познани. Здесь пока ещё сохранилось действующее единственное в Европе паровозное депо, обслуживающее регулярные местные поезда, а также туристические и по заказу.
Это даже не музей паровозов, хотя неподвижные экспонаты тут также присутствуют в большом количестве, это абсолютно аутенчичное и настоящее паровозное депо. До недавнего времени здесь было 3 пары местных поездов. Как обстоит дело сейчас, на 100% с уверенностью сказать не могу, но предварительно позвонив сюда перед посещением на жуткой смеси русского, английского и польского выяснил (со слов работника), что регулярный поезд под паровозом ходит раз в день. Хотя в расписании Польских ж/д указано, что перевозки выполняются автомотрисой. А именно в день моего визита (в субботу) как раз весьма удачно пустили туристический ретро-поезд. Что ж, грех жаловаться ибо паровозное депо в Вольштыне было одним из важнейших пунктов краткого визита в Польшу. Прогуляемся и рассмотрим его подробнее.
Приезжать сюда нужно было пораньше, так как отправление ретро-поезда было в 9.10. Значит, максимум в полдевятого я должен был быть на станции. Для этого пришлось выезжать из Вроцлава аж в 6 утра. Было очень раннее тёмное и холодное утро, но паровозы не должны были быть принесены в жертву лени и желанию подольше поспать.
Что ж, станция Вольштын (Wolsztyn), настоящая польская глубинка. Приличное путевое развитие как для глухомани и трёх пар пригородных поездов по рабочим дням. Но здесь есть чудом сохранившееся паровозное депо, станция вполне живая и действующая. Как раз встретил на платформе пана с фотоаппаратом, он подтвердил - поезд будет. Отлично, есть целых 40 минут, пока можно неспеша прогуляться до депо по путям.
Неподалёку расположились на вечной стоянке два раритета. Благодаря отличному сайту http://tomi.holdys.pl, очень вовремя подсказанному novotor, за что ему огормное спасибо, я теперь разбираюсь в моделях польских паровозов. И буду указывать их здесь, исключительно с целью быть предельно точным. Хотя понимаю, что большинству сухая индексация ни к чему. Так вот, оба этих паровоза польские, первый из них Pt-47 (1949 г.), второй Ol-49 (1953 г.). Заглавные буковки P и О означают в польской классификации "скорый" и "пассажирский". Вторая буква описывает количество и назначение колесных пар, а их у паровоза, как видите, может быть много. Но в такие подробности мы вдаватся не будем, ни к чему это.
До депо метров 150-200. Уже видно и даже слышно пыхтевший паровоз.
Несколько локомотивов прямо напротив.
Один из самых современных экспонатов здесь, Ty51 (1957 г.) Т - "грузовой".
А вот и наш герой на сегодня, восстановленный из небытия, отремонтированный и свеженький, Ol-49, и уже практически готов к рейсу.
Настоящий красавец. Конечно, это не мощный магистральый паровоз, а предназначенный для неболших расстояний, тем не менее он красив и гармоничен.
Последние приготовления перед отправлением, проводится осмотр, проверяются сцепка и тормозная система.
По-доброму сопя и пыхтя паровоз, тендером вперёд, с вагонами укатывается на станцию. Это моя первая настоящая встреча с "живыми" паровозами, очень уникальное место здесь. Причём можно спокойно ходить, смотреть и трогать, никто не гоняет.
Прогуляемся по депо. Это Ty1, 1919 г. постройки.
Гидравлическая колонка для заправки локомотивов водой и вагонетка с углём. Пункт экипировки, в общем.
Паровозный круг и будка им управляющего.
Цех ремонта и технического обслуживания построен в 1907 г. и рассчитан на 8 стояночных мест и сейчас там внутри они все заняты. А всего здесь около 25 паровозов по моим примерным подсчётам, причём 5-6 явно действующие, и ещё 1-2, возможно, восстанавливаются. Кстати, здесь проходит даже парад паровозов по весне. Участвуют местные машины и почтенные гости из соседних стран: Германии, Чехии, Словакии и Венгрии. Мероприятие мощное по своей старинной транспортной харизме, популярное и известное в данном регионе и среди любителей транспорта.
Около поворотного круга расположился в качестве памятника Ok1 (1922 г.)
На здании администрации вывешена план-схема территории, где отмечены все важные, основные, объекты депо: веерное здание мастерских, угольный склад, поворотный круг, гидроколонка, местонахождение ручной дрезины, смотровая канава и так далее. Локальный посетитель может запросто подойти и ознакомится с устройством депо.
А теперь я захожу непосредственно в цех, предварительно спросив разрешения у человека из офисного здания. Захожу в полумрак, аккуратно открываю подпёртую ломом дверь. Да, в действующее современное локомотивное депо вряд ли пропустили бы, а здесь пожалуйста - ходи себе тихо и наслаждайся приобщением к царству паровых машин.
Предполагаю, некоторые паровозы здесь находятся на восстановление. возможно, некоторые из других мест. Депо в Вольштыне как раз занимается ремонтом и восстановлением по заказу.
Однако, ошибочка вышла. В цехе депо сейчас 7 паровозов, одна позиция свободна.
Никого нет, суббота же. Только я и старинные машины.
Tr5, немецкий локомотив 1922 г., недавно восстановленный.
Он же, чуть сбоку.
Ок22, польский паровоз 1929 г. постройки. И единственный сохранившийся в рабочем состоянии из 190 построенных.
Модель серии Ok1 (1917 г.), он же P8 в классификации Прусских железных дорог, производство начато в 1908 г. и продолжалось вплоть до 1928 г.
Очень аутентичное место.
Самое время направиться обратно, в сторону станции, чтобы не пропустить отправление. В здании слева ранее находились комнаты отдыха локомотивных бригад, а сейчас там небольшой музей по истории депо и гостиница, где можно переночевать за очень скромную сумму в 50 злотых ( 12 евро).
Напротив депо диспетчерский пункт.
Взглянем ещё раз на это прекрасное, окутанное паровозной романтикой, место и бодрым шагом направимся на станцию. Нас ждёт оправление поезда!
Паровоз у платформы с пассажирскими ретро-вагонами шумно вздыхает под парами. Красота!
Пассажиров было немного, но значительная часть подсядет далее, в Познани.
Причём если не хотите ехать в вагоне, можно на отдельную сумму в 150 злотых прокатиться непосредтсвенно в будке паровоза покидать уголёк в топку, если позволят.
Маршрут следования: Вольштын - Гнезно и обратно, через Познань.
Прогулялся вдоль ретро-поезда, на часах 9.00 - отправление через 10 минут.
Скромый интерьер старого вагона. Минимальная цена билета около 7 евро, и далее в зависимости от расстояния.
На платформе пассажиры и наблюдатели.
Успел подняться на путепровод и надо бежать, занимать хорошую позицию.
Поезд медленно отправился. Пыхтящий старый железный конь, выпуская клубы серого плотного дыма, тронулся в своё очередное путешествие.
Какое-же это фантастическое зрелище.
Наверно, хорошо, что сегодня именно ретро-поезд. Для более цельных ощущений и гармонии встречи с давно ущедшей эпохой.
Под интенсивный перестук колёс, скрипение и покачивание вагонов поезд бодро набирает ход.
Всё. Вскоре поезд полностью скрылся из виду, и ничто не напоминало о только что случившемся маленьком железнодорожном чуде и волшебстве.
06/01/2015 12:00
Материалы по теме
- Страны: Польша
- Города: Познань
- Отзыв о поездке: Гданьск перед Рождеством, декабрь 2014
- Фоторепортаж: Мальборк - оплот крестоносцев!, 30.12.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.