Жители Кракова говорят, что, если вы хотите интересно и насыщенно провести время, то надо идти в Казимеж - "еврейский" квартал, где можно найти развлечения на любой вкус, будь то этнические ярмарки или концерты панк-групп. Но многие ли знают, что во время нацистской оккупации всё еврейское население Кракова и Казимежа, в частности, должно было переехать в район Подгуже, который находится на другом берегу Вислы и впоследствии был огорожен стеной?
После оккупации евреи были подвергнуты преследованиям и гонениям. Перед войной в Кракове проживало 60-80 тыс. евреев, из которых разрешено было остаться в городе только 15 тыс. рабочим и членам их семей.
В октябре 1942-го в гетто была проведена особенно жесткая селекция. Руководители немецкой полиции и директора немецких заводов выбрали в основном тех, кто владел особо важными специальностями, в то время как другие евреи, включая членов семей выбранных рабочих, были переданы для депортации.
"...У молодежи было иное настроение. Они восстали всей своей жизненной силой, не соглашаясь сдаться... Несмотря на сильное желание жить, они были готовы к борьбе, которая вела их к верной гибели... Обсуждалась также возможность пересечь границу Венгрии. Но в глубине души они всегда задавали себе вопрос, как дожить до конца войны. Они желали погибнуть в бою, но все еще не могли смириться с мыслью, что все они падут... Никого не останется, чтобы рассказать обо всем, что случилось. Всё, чего они хотели, это чтобы выжила хоть небольшая группа людей, которая стала бы памятником движению..." (с) Густа Давидзон-Дрангер
"Площадь героев гетто". Металлические стулья напоминают о том, что в период выселения евреев и отправки их в лагеря из домов выносилась вся мебель. Некоторые источники говорят, что делалось это также для того, чтобы никто не смог спрятать в доме младенцев.
Гетто было окружено стенами, отделявшими его от других районов города, в тех местах, где не было стены, находились проволочные ограждения. Все окна и двери, выходившие на "арийскую" сторону, были по приказу замурованы кирпичами. Пройти в гетто можно было только через 4 охраняемых входа. Стены состояли из панелей, имевших вид могильных плит. Некоторые фрагменты сохранились и сегодня.
Выселенные из Подгуже польские семьи нашли пристанище в бывших еврейских поселениях вне новообразованного гетто, в Казимировке. Тем временем 15 тыс. евреев были помещены в район, где раньше проживало 3 тыс. человек. Район занимал 30 улиц, 320 жилых строений и 3 167 комнат. Как результат в одной квартире жило по четыре еврейские семьи, а многие менее удачливые евреи жили прямо на улице.
Экскурсовод сказал, что это единственный дом тех времён, который сохранил свой оригинальный облик. Именно в таких домах селили евреев. По его же словам, на одного человека было выделено всего 2 кв. м жилплощади.
Единственная работавшая в гетто аптека принадлежала Тадеушу Панкевичу, польскому фармацевту, получившему по своей просьбе разрешение от германских властей работать в своей аптеке "Под орлом". В знак признания своих заслуг по спасению евреев из гетто он получил титул "праведника мира" от Яд ва-Шема. Панкевич опубликовал книгу о своей жизни в гетто под названием "Аптека краковского гетто".
Знаменитая фабрика Шиндлера и её окрестности. Оскар Шиндлер приехал в Краков вербовать рабочих из гетто для своего завода эмалированной посуды. Он начал относиться к обитателям гетто с симпатией. В 1942 году он стал свидетелем депортации обитателей гетто в Плашов, производимой чрезвычайно грубо. Впоследствии он приложил неимоверные усилия, чтобы спасти евреев, заключённых в Плашове. Несмотря на усилия Шиндлера, 300 его рабочих были перевезены в Аушвиц, и лишь его личное вмешательство спасло их от гибели. Оскар Шиндлер спас от смерти в газовых камерах больше людей, чем кто-либо за всю историю войны. Он вывез из Плашова 1 100 узников в построенный за его деньги лагерь в Бринлитце, чем спас их от уничтожения в Аушвице. Эти 1.100 узников составили его знаменитый список.
Если бы Юлиус Мадридтч вступил в союз с Оскаром Шиндлером, который неоднократно предлагал ему это, то список был бы расширен до 3.000 фамилий. На протяжении 1944-1945 годов Шиндлер продолжал спасать евреев-узников Аушвица, группами по 300-500 человек он вывозил их в небольшие лагеря в Моравию, где они работали на текстильных предприятиях. Также спас 30 евреев из Гросс-Розена и отправил их в свой лагерь в Бринлиц, для этого ему пришлось заключить дорогостоящую сделку с гестапо Моравии.
Благодаря этому ему удалось спасти ещё 11 человек, беглецов из этапируемых колонн и поездов смерти. Весь 1944 и 1945 он снабжал продуктами за свой счёт заключённых небольшого силезского трудового лагеря. В 1945 спас 120 человек из Голечува, среди которых оказались его рабочие из Плашова и маленькие дети, над которыми проводились медицинские опыты под руководством доктора Менгеле из Аушвица.
Сейчас на территории фабрики располагается Музей современного искусства и различные творческие мастерские.
"Очереди тянутся на сотни метров. Гестаповцы решают на месте, кто останется в гетто, кто - нет. Те, кто не получил разрешения остаться, спрашивают с ужасом: "Куда нас повезут?", "Что с нами сделают?", "Разрешат ли взять что-нибудь с собой?". Утешают друг друга. Никто не верит в действительную близость конца. Никому не пришла в голову мысль ни о газовых камерах, ни о крематориях. Распространяется слух, что всех вывезут на Украину, разместят в открытых лагерях, заставят работать в сельском хозяйстве. Немцы, работающие на железнодорожной станции, и другие знакомые немцы рассказывают о новом городе, построенном на Украине, и об огромных бараках, ждущих переселенцев. Говорят, что там начнется организованная жизнь, у каждого будет доступ к столовой, библиотеке и кинотеатру. Уверяют собравшихся, что там им будут платить за работу и они смогут спокойно дожидаться окончания войны. Люди начинают верить этим рассказам. И начинаются новые заботы: будут ли кормить в пути, можно ли взять с собой в дорогу что-нибудь из еды? Но все же каждый, кто может получить разрешение остаться, лезет из кожи вон, чтобы ему поставили штамп. Штамп, поставленный гестаповцем в паспорте, позволял остаться в гетто. Никому и в голову не приходило, что этот же штамп поможет человеку остаться в живых. А немец ставил штамп, как ему заблагорассудится. Никакой роли не играли ни разрешение на работу, ни вид выполняемой работы. Бывали всякие странности: кому-то отказали в штампе, он выстоял новую очередь к тому же столику, и тот же немец проштемпелевал ранее отвергнутый паспорт. Случайное совпадение, везение, настроение нациста, протекция, размер взятки, степень чистоты предложенного бриллианта могли оказаться решающими. Регистрация окончилась через два дня. Те, кому было отказано в праве на работу, ждали, как сложится их дальнейшая судьба". (с) Тадеуш Панькевич, Аптека в Краковском гетто
материалы также взяты на wikipedia.org и www.yadvashem.org
17/12/2014 15:00
Материалы по теме
- Страны: Польша
- Города: Краков
- Отзыв о поездке: Польша. Снежная сказка в Кракове, зима 2014
- Отзыв о поездке: Казимеж. Еврейские кварталы Кракова, лето 2014
- Отзыв о поездке: Зимний Краков 2013, январь 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.