Через Лаос на автобусах



    В экзотике Лаосу не отказать. Это совсем необычный мир. С каждым годом всё больше туристов приезжает в Лаос, в этом году их было больше миллиона человек. Большинство людей возвращаются с восторгом на лице. Карта путешествия туриста проходит, в основном, по северной части Лаоса. Автобусы с немецкими пенсионерами посещают деревни с нацменшинствами, купаются в водопадах среди джунглей и катаются на слонах. Южная часть Лаоса не привлекает туристов потому что она... обычная. Я проехал Лаос с севера на юг, приобрёл опыт и составил своё собственное впечатление об этой стране.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Я начал изучать Лаос с севера. После Луанг Прабанга я перебрался самолётом во Вьентьян, дальнейшее путешествие на юг проделал на автобусах (и тук-туках). После Вьентьяна наше путешествие вошло в свободную фазу. У меня и друга на руках не было ни билетов, ни бронировок. До следующего забронированного билета (заранее купленного перелёта Дананг-Ханой) оставалось 10 дней. Несколько дней я хотел провести в джунглях центрального Лаоса, посетить пещеру Конг Лор с подземной рекой и посмотреть колониальные виллы в городе Саванахет. После этого, согласно плану, друг и я пересекаем границу с Вьетнамом, едем в город со смешным названием Huё (каждый произносит, как умеет), проводим несколько дней там и едем в Дананг - город на побережье Южно-Китайского моря. Забегая наперёд, скажу, что на весь план хватило времени.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    На рассвете я приехал на южную автостанцию. Отсюда отъезжают автобусы в южном направлении, хотя сама автостанция находится к северу от Вьентьяна.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Рано утром на вьентьянской автостанции вовсю кипела жизнь. Друг и я быстро сориентировались, купили билет и впрыгнули в отъезжавший автобус. Наш автобус направлялся во Вьетнам, мы должны были сойти в деревне Бан Хун Хам ещё в Лаосе. На 280 километров ушло полдня.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Существует единственный способ передвижения по Лаосу - на автобусах. Двухэтажные автобусы, часто даже снабжённые кондиционером, соединяют все города Лаоса между собой. Автобусы ездят медленно, поэтому выезжают, как правило, на рассвете, чтобы успеть в пункт назначения до наступления темноты.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    В Лаосе достаточно разнообразный автопарк. Все автобусы б/у-ные, многие из них поступают в Лаос по гуманитарной помощи. Так, например, Тайвань дарит свои списанные автобусы Лаосу. Во-первых, как жест доброй воли. Во-вторых, на острове Тайвань физически негде хранить металлолом. Лаосское правительство принимает гуманитарную помощь и перепродаёт её собственному населению. Так, вечно весёлые лао ездят в старых, но вполне качественных автобусах, часто с кондиционером. по уровню комфорта, списанные двадцатилетние тайваньские автобусы крепко обгоняют новенькие "богданы" на украинских дорогах.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Расстояние в 280 километров мы ехали 7 часов. Автобус не только медленно ехал, но и часто останавливался, чтобы подобрать или высадить пассажиров. Когда автобус въезжает в деревню, он сигналит, чтобы люди знали, что едет автобус. Из разных хижин к обочине выходят люди. Некоторым нужно поехать в другой город, другие передают автобусом сумку, почту или груз.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    В отличие от других азиатских стран, пассажиропоток в Лаосе небольшой. Во всей стране живёт 6,5 миллионов человек. В основном, люди расселились вдоль основных дорог, поэтому иногда складывается впечатление, будто деревня в Лаосе не кончается, она плавно перетекает из одной в другую на всём протяжении дороги.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Большинство населённых пунктов Лаоса расположены, как в средние века, вдоль дорог. За окном автобуса постоянно проносятся дома, дома, дома. Все 6,5 миллионов лао проживают вдоль дороги. Трасса 13 является главной транспортной артерией страны. Она проходит с севера на юг. Столица и самые главные города Лаоса расположены на этой дороге. На трассе 13 расположены четыре крупнейших города страны, Луанг Прабанг, Вьентьян, Саванахет и Паксе.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Автобус выполняет в Лаосе важную государствообразующую функцию. Автобус не только перевозит людей, объединяет семьи, передаёт информацию, но и транспортирует грузы. Грузовиков в Лаосе нет - весь товарооборот занимают на себя автобусы. На крышах пассажирских автобусов везут из столицы в деревню новые мопеды, в кузове гремят мешки с древесным углём на экспорт во Вьетнам. В салоне возят мешки с рисом, клетки с птицей - любой товар, который нужно доставить из точки А в точку Б.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Автобусы ездят медленно. Чуть-чуть быстрее перемещаются тук-туки - трёхколёсные транспортные средства, приводимые в движение двигателем от мопеда. Водитель сидит впереди, двигатель находится под сидением. Вместо круглого автомобильного руля, руль - в форме мопедной штанги. Чтобы в лицо не летел пыль и мусор с дороги, водитель закрыт пластиковым лобовым стеклом. Тук-туки ездят между мелкими населёнными пунктами на небольшие расстояния.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Пассажиры помещаются в кузове тук-тука. Кузов всегда накрыт крышей, но бока свободные. Через железные балки на пассажиров дует ветер вместе с дорожной пылью. В компактном кузове помещаются, с учётом природной низкорослости азиатского населения, свыше двадцати человек! Один переезд по Лаосу я ехал целых два часа на приставной лавке в кузове тук-тука, где нас было 21 человек! Груз помещался на крыше над нашей головой. В тесноте, да не в обиде: пассажиры не злились, не толкались и с буддистской невозмутимостью выпускали тех, кто был вылазил по их ногам через весь кузов.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Лао водят машину совсем не так дико, как вьетнамцы или китайцы. Напротив, даже самые крутые парни здесь ездят медленно, автобусы даже на междугородних маршрутах едут со стабильной скоростью 30 км/час всю дорогу. Водитель при этом беседует со спутником (в Лаосе всегда найдётся спутник, с которым можно поговорить!), отвлекается от дороги, но едет медленно, расслабленно, спокойно. Я даже не знаю, какой официальный лимит скорости в Лаосе, но все участники дорожного движения едут со скоростью пешеходной зоны, уступая дорогу джипам, которые едут не многим быстрее. Не доверяйте картам от гугла при планировании времени в Лаосе: переезд в 300 км между двумя городами Лаосе занимает 10 часов - целый день!

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    В Лаосе можно безопасно переходить дорогу. Светофоров в стране так мало, что вообще удивительно, как при встрече с тремя лампочками люди знают, что они означают. Количество регулируемых перекрёстков во всём Лаосе можно пересчитать на пальцах двух рук. Во Вьентьяне такой ориентир, как хостел возле перекрёстка со светофором, помог мне найти дорогу домой среди десятка однообразных кварталов.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Очень распространённая модель автомобиля в Лаосе - пикап "тойота". Все машины - новенькие, без царапинки, будто прямо с завода. Естественно, тонированные. В Лаосе непринято скрывать богатство, если оно есть. Огромное большинство людей живёт очень бедно, но есть тонкая прослойка богатых людей. Они и ездят на тонированных джипах и украшают дома лепниной с позолотой.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Пикапов в Лаосе так много, что можно было ошибочно решить, будто здесь все богатые! Я так и не понял, откуда в Лаосе так много дорогих джипов. Государственные чиновники и мафиози за рулём тонированных джипов - да, но машин было гораздо больше, чем могло быть взяткопринимающих чиновников.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    К концу пребывания в Лаосе я узнал, что на юге страны, прямо на тайской границе, действует завод "Тойота". От Таиланда отделяет лишь одна река. Возможно, японская программа лояльности предусматривает, что каждый рабочий получает по джипу? Кстати, в том же городе Саванахет есть завод "Никон". Подозреваю, что Made in Thailand на моей оптике "никон" на самом деле означает Made in Laos.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Богатые лао ездят на пикапах, а простые люди - на мопедах. Езда на мопедах не имеет ограничения по возрасту. Хотя возраст азиатов трудно оценить на глаз, но я уверен, что многие, кто ездили на мопедах, были многим младше 18 лет!

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Позже я покажу фотографии вьетнамских улиц - стаи мопедистов, сопровождаемые гулом мопедов, напоминают рой пчёл. Гул малолитражных двигателей не смолкает даже ночью. В Лаосе всё по-другому. Мопедов здесь не так много, да и люди ездят гораздо спокойнее.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Мопед является двигателем экономики всей юго-западной Азии. Кроме прямого назначения как транспортного средства мопед применяется во всех отраслях народного хозяйства!

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Как доступное частное транспортное средство мопед используется с самых малых лет. Подростки летают на мопедах вместе с друзьями. На одном мопеде умещается четыре и больше подростка!

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Молодые семьи используют мопед как машину для всей семьи: папа, мама, дети умещаются на двух маленьких колёсах, младенец сидит на руле. Посадив всё, что у него есть, на мопед отец выезжает на дорогу и смело вливается в дорожный беспредел.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    На мопедах перевозят грузы любой степени габаритности - от ящиков с пищащими цыплятами до телевизоров!

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Переоборудованный мопедный двигатель годится для целого ряда применений. Во-первых, мопедный двигатель толкает трёхколёсные тук-туки - азиатские маршрутки и такси одновременно.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Во-вторых, мопедный двигатель используется в деревне как заменитель тягловой скотины. Телега цепляется к двигателю, прикреплённому к одному колесу. Колесо на длинной балке, как оглобля, тащит за собой телегу с крестьянами и их производством.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Ещё мопедный двигатель может генерировать электричество, качать воду и приносить пользу во многих других неожиданных применениях, о которых догадались лао в силу своей нищеты. Как говорит народная мудрость, "боль на выдумку хитра".

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Когда-то давно на территории Лаоса находилось государство с романтичным названием "Царство 100 слонов под белым зонтиком". Главным врагом лао в ту поры были тайцы, мечтавшие зачем-то завоевать эту часть непроходимых джунглей. Во время одного из военных походов тайский король захватил в рабство короля лао, в другой поход сиамская армия сожгла Вьентьян. С тех пор отношения между коммунистическим Лаосом и капиталистическим Таиландом заметно улучшились. Теперь Таиланд - основной донор Лаоса. Финансово страна находится не в состоянии поддерживать даже самую базовую инфраструктуру - дороги, канализацию, медицину. Таиланд помогает Лаосу иностранными инвестициями, как, впрочем, Вьетнам и Китай. Лаос не имеет выхода к морю и зажат со всех сторон странами, в геополитическом смысле слова рассматривающими себя как конкуренты. Мне показалось, что взаимное инвестирование в Лаос позволяет этим странам сохранять буфер между собой. Всем странам в Индокитае одинаково выгодно, чтобы в Лаосе не разразилась эпидемия, не было голода и массовой эмиграции, поэтому страны поддерживают Лаос, кто как может. Однако для устойчивого развития страны одной иностранной помощи явно недостаточно.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Не только соседи, но и более отдалённые страны помогают Лаосу выжить. Венгрия подарила мост имени Гагарина, Новая Зеландия привела в порядок заповедник возле пещеры Конг Лор, а Швеция построила важный участок главной транслаосской магистрали "рут 13", по которой я в тот день уезжал из Вьентьяна на Юг.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Дороги Лаоса находятся, преимущественно, в хорошем состоянии. За редким исключением, все трассы, по которым я перемещался, были хорошо заасфальтированы. Возможно, хорошее качество дорог как-то связано с теми инфраструктурными проектами, которые строят в Лаосе китайские компании. Дороги местного значения, если вели к важному объекту (электростанции, аэропорту) тоже были в отличном состоянии. Как только целевой объект оставался позади, асфальт часто прекращался, и дальше шла грунтовка или просто старая дорога с ухабами.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    В Лаосе нет железной дороги, хотя, по слухам, где-то в джунглях южного Лаоса сохранился один ржавый паровоз, брошенный уходящей французской армией на закате войны за независимость. Недавно в Лаосе построили несколько километров рельс для одного-единственного поезда, который соединяет Вьентьян с тайским городом-побратимом на противоположном берегу Меконга. Для туристов. Так как в Лаос можно легко получить визу на границе, многие туристы приезжают один день во Вьентьян ради печати в паспорте на. Тайский поезд даже не доезжает до Вьентьяна, его конечная станция находится почти сразу после пограничного перехода через Меконг.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Когда я готовил этот репортаж, я прочитал в интернете о планах китайского правительства соединить город Кунминь на юге страны с Сингапуром. Для этого страны азиатского сотрудничества создали фонд, в рамках которого более развитые страны строят ж/д-инфраструктуру в менее развитых. Япония подготовила проект строительства сверхскоростной ж/д вдоль всего Вьетнама, а Китай начал строительство железнодорожной магистрали через горы северного Лаоса во Вьентьян, чтобы там соединиться с тайской ж/д. Тот же план азиатского сотрудничества предусматривает строительство ж/д ветки из Саванахета на границе Таиланда и Лаоса до Дананга - крупного морского порта на вьетнамском побережье. Лаосу ничего не нужно делать - другие страны строят лаосскую инфраструктуру сами.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Точно так же Лаос стал экспортёром электроэнергии. На китайские кредиты китайские компании построили в Лаосе несколько гидроэлектростанций. Китайский персонал обслуживает эти станции. Сотрудники живут в качественных домах на закрытой забором территории. Не удивлюсь, если они получают продуктовые пайки. За забором одной из электрических компаний в Бан Хун Хаме я видел опрятные стриженые газоны, когда вокруг ограждённой территории на ветру летал лаосский пластиковый мусор.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Мусор в Лаосе разбросан абсолютно повсюду. Он валяется вдоль дорог, заборов, на ничейной территории, на полях, в джунглях, в реке, на песчаных пляжах - мусор здесь вездесущ. Трудно сказать, является ли это последствием элементарной бесхозяйственности или стало результатом знакомства с европейскими благами в виде фантиков и целлофановых кулёчков. Думаю, всё же, что причиной является простое свинство. В Лаосе царит философское отношение к мусору, люди его попросту _не замечают_. Дети колупаются в кучах целлофана, нередко люди сидят среди мусорных куч, а за едой бросают мусор просто под стол, за которым едят. Один раз я даже видел, как в тарелке на палящем солнце сушился острый перец, а сама тарелка стояла на мусорной куче. Хозяйка даже не заметила, что поставила еду на мусорник - для неё кучка из поливинилхлорида является естественной частью окружающего ландшафта.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Во всём Лаосе, с севера до юга, гористый пейзаж вокруг Луанг Прабанга был самым красивым. Чем дальше на юг я пробирался, тем более скучным и неинтересным становился ландшафт. Несколько раз я проезжал заповедники, но даже здесь повсюду валялся мусор. Вдоль дороге встречались огромные территории вырубленного (или выжженного) леса, всюду красная земля, пыль и мусор.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Большая часть территории Лаоса приходится на джунгли. Когда-нибудь интересовались, как выглядят джунгли на практике?

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Загадочное, фантастическое слово "джунгли" на деле выглядит очень неприглядно. Джунгли - это заросли разных видов растений. Деревья, кусты, лианы растут здесь практически вплотную - намного ближе, чем мы привыкли видеть в лесах европейских широт. В отличие от Альп или других горных массивов, джунгли выглядят... никак. Лес не имеет общего облика - хаотичная природа в борьбе за выживание - этот образ не соответствует распространенному среди европейцев понимаю красоты. Лично мне (мнение автора) джунгли как природная зона не понравились. По крайней мере, в Лаосе. С вьетнамской стороны я видел красивые водопады и горные реки. В Лаосе я видел только заросли джунглей, да и те часто были выжжены. Моему эстетическому восприятию леса Европы оказались гораздо ближе, чем индокитайские джунгли.

    Через Лаос на автобусах / Лаос
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    kucheryavchik
    15/12/2014 15:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Лаоса

    27.07.24 Между Бангкоком и Вьентьяном начал курсировать ночной поезд
    30.11.23 В Лаосе начали принимать карты "Мир"
    08.03.23 Вьетнам станет доступнее для туристов из Приморья
    08.05.22 Лаос снова принимает туристов
    22.05.18 В Лаосе открылся роскошный отель
    11.12.17 Лаос окончательно стал безвизовым для россиян
    26.12.15 Визовая политика стран: итоги 2015 года
    09.03.14 В Москве пройдет выставка, посвященная Лаосу
    28.01.13 Лаос хочет привлекать больше российских туристов
    20.11.12 Таиланд и Камбоджа создали "общую визу"