Представляю Вашему драгоценному вниманию шахту в городе Величка, Польша, где разрабатывалось месторождение каменной соли с XIII по XX века. Шахта отражает развитие методов и технологий добычи соли на протяжении семи столетий. Она представляет собой коридоры и галереи на семи подземных уровнях на глубине от 57 м до 198 м общей протяжённостью более 300 км.
Ещё в 1044 году Казимир I Восстановитель (его соляная скульптура будет чуть ниже) выдал привилегию соляным копям в Величке, назвав их "magnum sal alias Wieliczka". В XIV веке добыча соли и подземная транспортировка осуществлялись вручную, а подъем соли из шахты - при помощи специальных валов. В следующем веке валы сменил ворот - горизонтальные колёса, толкаемые по кругу людьми, а затем и лошадьми. Механизация добычи увеличила объёмы производства и прибыли, в это время началось углубление шахт.
Раздел Польши и приход австрийцев в 1772 году положил конец королевской монополии на добычу соли. Австрийские мастера горного дела механизировали подземные работы: ручные дрели заменили на пневматические. Была построена соляная мельница и паровая подъёмная машина. В 1912 году была построена механизированная солеварня. Во время фашистской оккупации были попытки строительства подземного города по производству военной техники.
Работы на шахте были прекращены в середине 90х годов. По словам экскурсовода, добывать соль стало не выгодно в связи со сложившейся экономической ситуацией. В XV веке соляную шахту в Величке начали показывать привилегированным особам в познавательных целях. До конца XVI века туризм оставался элитарным, посетить горные выработки можно было только с разрешения короля.
В XVIII веке был сооружён ствол шахты со ступенями, что значительно упростило условия осмотра копей. В конце XVIII века шахту ежемесячно посещало несколько десятков человек, а в начале XIX века число туристов достигало нескольких сотен. Австрийцы увеличили количество туристических интерьеров копей, открыли доступ на второй и третий уровни. Трасса была хорошо освещена, обставлена обелисками и памятниками. Копи стали настолько популярны, что учебник по географии конца XIX века после подробного описания Велички делал добавление о том, что рядом находится город Краков.
В начале XX века существовали определённые условия по количеству принимаемых туристов - не более 100 человек одновременно. Цена посещения зависела от освещённости маршрута - четыре класса. Туристов встречал горный оркестр. Кроме того, существовала возможность сделать групповой фотоснимок.
В послевоенные годы количество туристов продолжало расти. В середине 1950-х годов шахту посещало около 200 тысяч человек ежегодно, в первой половине 1970-х - 750 тысяч человек, а после кризиса 1981 года - 600 тысяч человек. За это время были отремонтированы шахты и туристические камеры, построены центры по продаже сувениров.
Вступительный текаст взят из википедии и частично дополнен, Комментарии к большинству фотографий взяты с сайта
http://wieliczka.krakow.ru/trasa_t/1.ht
Весь туристический маршрут, по словам экскурсовода, составляет 3 километра. По времени у нас получилось ровно два часа + 40 минут мы просидели в подземном ресторане с довольно пересоленной пищей :-). Маршрут довольно лёгкий, человеку с ограниченными физическими возможностями вполне под силам его пройти.
А спускаемся под землю мы пешком. На глубину примерно 140 или 150 метров. Вполне легко, я бы даже попытался подняться, но к сожалению не разрешили. Наша тургруппа состояла всего из шести человек - Семейство из Украины папа, мама, две дочки на неуправляемой реактивной тяге и я со своей мамой. Экскурсия была на русском языке, гид местная, из Велички.
После спуска мы попадаем в Околоствольный двор ствола Даниловича. Турист из Николаева, обозвавший нас оккупантами и пожаловавшийся, что наши войска убивают их сородичей тут же влез в кадр. Дальше я решил слегка отставать от группы, чтобы нормально сфотографировать местные достопримечательности.
Фрагменты деревянных крепей поддерживающих своды шахты
Весь туристический маршрут разделён на участки. Показали камеру, закрыли дверь, пошли к следующей. Как мне думается, это сделано, чтобы поддерживать в шахтах определённый микроклимат. В некоторые моменты мне приходилось ломиться в закрытую дверь, ибо экскурсовод вела свою паству быстрее чем я фотографировал :)
Макеты древних деревянных механизмов, показывающие ранние этапы соледобычи.
Фрагмент старой шахты. (Надпись на табличке "Посторонним В.")
А это фрагменты старых крепей поддерживающих стены шахты. Брёвна настолько просолились, что покрылись кристаллами соли. Дерево, используемое в соляных копях в строительных целях, является незаменимым материалом; соль пропитывает его и не даёт гнить.
Как вы думаете, почему стены этого хода белые, спросила экскурсовод? Всё оказалось предельно просто - в староглиняные времена, когда из освещения были только свечи и карбид, белые стены "усиливали" освещение и рабочим было проще ориентироваться.
И это соль. Много соли! Чувствуешь себя песчинкой в солонке :)
Камера Николая Коперника (Komora Mikolaja Kopernika)
Эта камера возникла к 1785 году, в результате выработки глыбы зелёной соли. В первой половине XIX века здесь был установлен конный привод с вертикальным валом (его следы ещё остались на перекрытиях) для транспортировки соли в шахте Александровице с нижних уровней на первый (самый высокий). Памятник Николаю Копернику изваял из соляной глыбы скульптор Владислав Хапек в 1973 году. Николай Коперник, скорее всего, посещал соляную шахту, о чём напоминает эта скульптура, установленная в этой камере в 500-летнюю годовщину со дня рождения великого польского астронома. "Кашт" или "костёр" - это шахтное крепление, поленица, сложенная из деревянных брёвен, которая служит для поддержки кровли выработанной камеры, опускающейся под давлением горных пород.
Соляная лесенка
Камера Яновице (Komora Janowice)
Камера выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVII века. Часть камеры была укреплена, а в оставшейся части в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой. Они иллюстрируют легенду об открытии месторождения каменной соли: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем; при этом событии присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль. Легенда гласит, что дочь венгерского короля Белы IV, перед тем как выйти замуж, бросила своё обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. И это кольцо чудесным образом, вместе с залежами соли, принеслось в Величку. Шахтёры, выдалбливая шахту в указанном княгиней месте, нашли соль. И в первом добытом соляном камне находилось обручальное кольцо княгини. С той поры Кинга считается покровительницей шахтёров-солекопов. В 1690 году Кинга объявлена благословенной (беатифицирована), а в 1999 году римский папа Иоанн Павел II во время своего визита объявил её святой.
Легенды, легендами, а мы переходим к следующему этапу, показывающему насколько тяжёлым был труд соледобытчиков.
Сгоревшая камера (Komora Spalona)
Выдолблена в XVII и XVIII столетиях в пластовой залежи. Представленные в ней скульптуры изображают опасности, угрожающие шахтерам: обвалы и взрывы газа. Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива. Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорала без взрыва. В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне светильников, это газ был крайне опасным. Что бы не допустить его значительной концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные горняки, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажные одежды они ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты. Фигуры "кающихся грешников" вырезал в 1972 году горный скульптор Мечислав Клюзек.
Камера Селец (Komora Sielec)
Камера выдолблена в складке пластовой спизовой соли. Эксплуатация камеры началась в 1646 году, и продолжалась около 60 лет. Позднее её нижние части залила вода. В первой половине XIX века, в связи с включением камеры в туристический маршрут того времени, нижняя её часть была укреплена до I уровня.
В течение многих столетий транспортировкой соли занимались исключительно сами шахтёры. Крупные куски соли - "болванки" - они перекатывали, а бочки наполненные мелкой солью, и куски поменьше - перетаскивали при помощи салазок, называемых "шлафами". В начале XVII столетия в копях появились лошади, приводившие в движение конный привод, и заменяющие людей на участках горизонтальной транспортировки.
А мы следуем дальше к камере Казимира Великого
Камера Казимира Великого (Komora Kazimierza Wielkiego) Выработка выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVIII века, большая часть её защищена закладкой и костровой крепью. С 1968 года камера носит имя Казимира Великого, выдающегося польского короля, который дал Краковским копиям свод законов (устав). Изданный в 1368 году, этот устав определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. В XIV века доходы Краковских копий составляли 1/3 часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством.
В этой камере находится бюст короля Казимира Великого, изваянный в соли скульптором Владиславом Хапкой.
В боковой выемке штрека Кунегунда остались следы от буров.
Камера Пескова Скала (Komora Pieskowa Skala) Камера соединяет первый и второй верхний уровень. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины - результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры - давняя лестница, выдолбленная в соли. По этой лестнице грузчики выносили в сумках (чумах) мелкую соль, засыпанную в деревянные лохани, с нижних уровней на верхние.
И мы начинаем спуск на второй уровень шахты.
Самой большой опасностью для соляных копий на протяжении столетий, были перстные поверхностные воды, и воды стекающие со скал окружающих месторождение. Попадая в копии, воды растворяли и выщелачивали соль. Крупнейшие катастрофы, связанные с действием воды, происходили во второй половине XIX века в поперечном штреке Клёски и в штреке Коллоредо. В 1992 году в горизонтали Мина на IV уровне (на глубине около 175 метров), случилась катастрофическая для копий и всего города протечка воды. Вода прибывала со скоростью до 20 000 литров в минуту. Оригинальные деревянные желоба служили для отвода подземных протечек в специальные резервуары (зумпфы), откуда воду направляли в специальные ёмкости на околоствольных дворах.
Затем воду поднимали на поверхность в кожаных мешках (бульгах), либо в деревянных бадьях.
В камере стоят также два гнома, вырезанные в соли Юзефом Марковским в начале XX века.
Оплата труда соледобытчиков. Не могли манекен найти получше ...
Околоствольный двор Кунегунда (Podszybie Kunegunda)
Околоствольный двор шурфа Кунегунда, соединяющий камеры Казимира Великого со II верхним уровнем (продольным штреком Кунегунда) возник в 1829 году. По этому шурфу транспортировали добытую соль из камер расположенных на II верхнем уровне (Братьев Марковских) на I уровень (Боно). В глубине выработки видны многочисленные примеры вторичной кристаллизации соли. Это явление возникает в результате выпадения в осадок соединений соли из водных растворов горного массива. Они приобретают различную форму и окраску, в зависимости от конкретных условий (сталактиты, сталагмиты). Гномы радуют самых маленьких туристов. Подземные добрые гномы охраняют соляное сокровище и помогают шахтёрам в работе. Фигурки гномиков изваял в 60-х годах XX века шахтёр Стефан Козик. Соляные человечки напоминают старинных шахтёров: дробильщиков, носильщиков, возниц и плотников.
Часовня Св. Креста (Kaplica Sw. Krzyza) Часовня находится в выработке XIX века, где ещё сохранились следы ручной добычи соли. Ручная работа заключалась в выдалбливании расположенного в стене соляного блока параллелепипедной формы ("клапца"), а затем отслаивании его от стены при помощи деревянных или стальных клиньев. В часовне находятся деревянные скульптуры XVII века: Распятие, находящееся в престольной нише, обшитой древесиной. У алтаря - фигуры двух коленопреклонённых монахов; сегодня их силуэты едва различимы.
и Матерь Божья Победительница. Предметы, находящиеся здесь были принесены из другой часовни на I уровне.
Далее мы переходим к Часовне Святой Кинги.
Часовня Св. Кинги (Kaplica Sw. Kingi) Часовня Святой Кинги возникла в 1896 году, в камере выдолбленной в глыбе зелёной соли. Впечатляют её размеры: длина - 54 метра, ширина - 15-18 метров, высота - 10-12 метров; а сама она расположена на глубине 101 метра.
Главным исполнителем архитектурно-скульптурных работ в часовне в 1895-1920 годах был шахтёр Юзеф Марковский. Его творением стал главный алтарь, в котором находятся фигуры Св. Кинги, Св. Юзефа и Св. Клеменса - покровителя прихода в Величке. Он создал также амвон, Голгофу, и боковые алтари: Сердца Божьей Матери и Сердца Господа Иисуса, а кроме того, боковые часовни: Божьей Матери и Воскрешения, вырезал фигуры шахтёра со светильником и Божьей Матери из Лурдеса.
В 1920-1927 годах работы в часовне продолжил младший брат Юзефа - шахтёр Томаш Марковский. Он создал барельефы: Приговор Ирода, Избиение младенцев и трёх образов Марии в часовне Воскрешения.
Барельеф Тайная Вечеря. Гид особо упомянула о том, насколько хорошо передан объём и перспектива в этой скульптуре.
В 1927-1963 горный скульптор Антони Выродек дополнил интерьер часовни барельефами: Бегство в Египет, Двенадцатилетний Иисус обучающийся в храме, Чудо в Канне Галилейской, Фома Неверующий.
Образ часовни дополняют люстры из соляных кристаллов и пол, выполненный из цельного куска соли.
В 1999 году оформление часовни пополнились памятником Римского папы, поляка Иоанна Павла II. Этот памятники был поставлен в знак благодарности за канонизацию Благословенной Кинги, которую совершил Иоанн Павел II во время последнего паломничества на Родину. Автором проекта памятника был профессор Чеслав Дживгай, а изваял соляного Римского папу горный скульптор Станислав Аниол.
Выходим из часовни святой Кинги и смотрим под ноги. Пол выложен из так называемых лизунов. Брусков соли, используемых для подкорма лосей и домашнего скота.
Если мне не врёт мой польский, то этот барельеф сообщает о том, что пещеру посещал Иоан Павел II
А мы направляемся к Камере Михаловице
Камера Михаловице (Komora Michalowice) на II нижнем уровне (Адама Мицкевича) на глубине 110 метров Камера осталась после разработки в течение 100 лет глыбы зелёной соли (XVII-XVIII вв.). Эта выработка уникальна, как своими размерами, так и способом обеспечения безопасности. Кровля камеры доходит до 1 уровня. В 70-х годах XIX столетия она была укреплена деревянными балками ("кругляками"). Крепление состоит из двух связочных колонн, подпирающих всю конструкцию.
Между ними расположена деревянная лестница - уникальное произведение горных плотников. В начале XX века дополнительно сооружена стена из соляных кусков и бетонно-кирпичное крепление поперечного штрека Рараньча.
В нижней части камеры находится подиум для оркестра и памятник шахтёрам, вырезанный в соли Мечиславом Клюзкой.
Камера Дроздовице (Komora Drozdowice) После 10-летнего перерыва камера Дроздовице была включена в туристический маршрут. Эксплуатация выработки велась на рубеже XVII и XVIII столетий. На её откосах остались многочисленные следы после ручной добычи соли со стен и с пола при помощи клиньев. Сооружённая в начале XX века двухъярусная деревянная конструкция, соединяемая площадками и галереями, не только обеспечивает безопасность камеры, но и украшает её. Безопасность обеспечивают также соляные колоны и укрепления из брёвен ("костры"). В одном из таких костров установлены таблички с текстами старинных шахтёрских песен. На стене находится мраморная мемориальная доска в честь 500-летней годовщины реставрации Ягеллонского Университета.
Она напоминает о связях учебного заведения и соляных копий: академия содержалась на доходы от производства соли. "В этой камере, - писал Альфонс Длугош, - шахтёры Велички давали в 1912 году банкет для профессоров Ягеллонского Университета по случаю 550-летия со дня основания старейшего польского учебного заведения. Это было возданием почестей полькой науке". В центральной части камеры стоит памятник плотникам-горянкам, вырезанный из соли Антонием Выродком. Ремонтные работы в ансамбле камер Дроздовице начались в конце 80-х годов XX века. В работах по обеспечению безопасности были применены: анкерная методика (введены анкеры общей длиной 12 км) восстановление деревянных каркасов (заменено 40% элементов деревянных столетних каркасов) поддержка кровли деревянными распорками реставрация костровой крепи (в северной выемке поставлена костровая крепь общим объёмом 120 кубометров)
Камера Веймар (Komora Weimar)
Относится к началу XX века и является примером механического метода разработки месторождения. Видимое под самыми сводами отверстие является фрагментом вентиляционной тяги.
В 60-х годах XX столетия дно камеры было залито соляным раствором, образующим подземное озеро. Климат выработок соляной шахты оказывает крайне благоприятное воздействие на организм человека, т.к. не содержит большинства аллергенов и микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков), присутствующих на поверхности. Поэтому соляная шахта работает также как санаторий. На V уровне действует аллергологический санаторий. Вдыхая воздух богатый хлоридами натрия, кальция и магния, курортники лечат заболевания верхних дыхательных путей.
Камера Юзефа Пилсудского (Komora Jozefa Pilsudskiego) Камера носит имя легендарного польского полководца, создателя Легионов, Начальника Государства, Маршала Польши. Памятник изваял из соли Станислав Аниол в 1997 году.
Камера возникла в начале XIX столетия: она состоит из двух выработок, выдолбленных в двух глыбах зелёной соли, соединённых между собой туннелем. Стоит обратить внимание на деревянную, плетеную застройку кровли, созданную в конце XIX века.
Уже в XIX веке эта камера стала туристическим объектом. Её дно было залито соляным раствором. На плоту можно было переправляться по туннелю, соединяющему две камеры. Туристы могли слушать концерты в исполнении шахтёрского оркестра и любоваться фейерверками.
После несчастного случая в 1908 году, когда утонуло несколько туристов, на берегу озера была установлена фигура Св. Яна Непомука, покровителя тонущих.
Перекресток продольного штрека Казанув и поперечного штрека Понятовский (Skrzyzowanie Podluzni Kazanow z Poprzecznia Poniatowski) между II нижним уровнем и III уровнем (Казанув) на глубине 125 метров После того, как соляные копии перешли в австрийское владение (в 1772 году), был введён систематический метод добычи соли. Метод был основан на том, что проходы выдалбливались в соответствии расположением соляных пластов. Проходы шедшие с востока на запад (вдоль месторождения) назвали продольными штреками, а проходы с севера на юг (поперек месторождения) - поперечными. В 70-х годах XIX века началась механизированная разработка месторождения с использованием пороха. Для просверливания взрывных отверстий вначале использовались ручные дрели, которые впоследствии были заменены пневматическими и электрическими. Здесь на вечном покое хранятся электровозы вывозившие соль.
А наш путь продолжается дальше к камере Станислава Сташица, где гид заканчивает свою работу и туристы следуют оставшийся отрезок маршрута без сопровождения.
Камера Станислава Сташица (Komora Stanisіawa Staszica) Здесь добывалась соль на рубеже XIX-XX столетий. Это самая высокая камера на туристическом маршруте (первоначально её высота составляла 50 м, а после засыпки нижней части - 36 м). Впечатляют её правильные формы; на стенах можно увидеть чёткие следы старинных горных технологий (ручной работы при помощи клиньев, и отметки, сделанные красным цветом).
В 1944 году гитлеровцы пытались открыть здесь цех по сборке частей для самолётов. На подземном военном заводе работали поляки еврейского происхождения, собранные во временном концлагере, располагавшимся в парке Кинги. Незадолго до наступления советских войск фабрика была демонтирована, а обитателей концлагеря гитлеровцы уничтожили, в том числе в концлагере в Белжеце. Установленный здесь памятник - произведение Антония Выродка (1964 г), надпись на нём гласит: "Станислав Сташиц (1755-1826), выдающийся геолог-природовед, пионер горной промышленности в Польше. Величка, 4 XII 1964 г."
Хранитель сокровища (Skarbnik) В месте, образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ ("скарбник"). Ансамбль соляных скульптур изваяли шахтёры Мечислав Клюзек и Пётр Холева. Шахтёры на протяжении столетий верили в доброго духа копий. Таким духом был хранитель - он предупреждал шахтёров об опасности. Скульптурная композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся штрек.
Переходим к следующей камере
Камера Варшава (Komora Warszawa) Выдолблена в XIX веке в пласте спизовой соли. На стенах сохранились вырезанные в соли даты: 1818 и 1821 - время возникновения камеры. Это достаточно большая выработка (длина - 54 м, ширина - 17 м, высота - 9 м), из которой было добыто около 20 тысяч тонн соли. Благодаря своим размерам камера используется как зрелищно-спортивный зал. В камере находится: концертная площадка (её украшает вырезанная в соли эмблема соляных копий) с эстрадой и антресолью. Здесь проводятся шахтёрские торжества, спортивные и туристические мероприятия, концерты, балы. К услугам туристов - подземный кинозал, в котором демонстрируется фильм "Солённый вкус шахты".
Камеру украшает памятник горнякам, вырезанный из соли шахтёром Стефаном Козиком в 1961 году.
И ещё один костёл на глубине 110 метров.
К оставшимся фотографиям я уже не нашёл описания, поэтому пусть будут без подписей. Наш маршрут на этом заканчивается и мы приближаемся к конечной точке.
Околоствольный двор Даниловича (Podszybie Szybu Danilowicza) на III уровне (Юлиуша Словацкого) на глубине 135 метров Это последняя выработка на туристическом маршруте соляной шахты. Отсюда туристы поднимаются на поверхность в четырёхэтажном лифте (в каждой кабине помещается 9 человек). Скорость подъёма лифта - 4 метра в секунду. Околоствольный двор украшает современная, написанная маслом картина, изображающая Святую Кингу, художника Пётра Москаля. Шахтёры помещали образы святых в околоствольных дворах - здесь они молились перед началом и после окончания работы. Эти образы (как и часовни) являются свидетельством набожности велицких шахтёров, как и их приветствие "Szczesc Boze" ("Бог в помощь"), которое звучало в лифте при спуске в шахту, при каждой встречи и прощании.
Сам шахтный лифт снять не удалось, есть ещё фотографии с мобильного, которыми чуть позже дополню этот фоторепортаж. А на этом всё. Надеюсь, что вам понравилось
15/12/2014 14:00
Материалы по теме
- Страны: Польша
- Города: Величка
- Отзыв о поездке: Едешь в Краков?, сентябрь 2010
- Фоторепортаж: Соляные копи Велички, 21.04.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.