Сегодняшний мой пост перенесет нас во Францию в один из самых больших подземных городов Европы. Сооружение, о котором пойдет речь, настолько огромно, что в случае всемирной катастрофы тут смогли бы найти укрытие достаточное количество людей для продолжения человеческого рода. Судите сами - этот подземный город располагает собственной электростанцией, больницей, транспортной системой с длиной железнодорожных линий около десяти километров и семью вокзалами. В военное время тут жили 1082 человека, которые могли оставаться под землей в течении трех месяцев без связи с поверхностью, при этом внутри подземного города были все условия для комфортной жизни в условиях автономности. Ни до ни после я не видел подземного сооружения, которое могло бы сравиться по масштабу с этим объектом. Как многие уже догадались, речь идет об очередном объекте линии Мажино. Это самая крупная из всех подземных крепостей знаменитой оборонительной линии и самая большая подземная крепость в мире.
Рассказ об объекте будет в трех частях и начну с сектора обеспечения.
Крепость Хакенберг является самым посещаемым туристами обьектом линии Мажино и открыта для обществнности она была еще с 1975 года. За это время объект посетили многие знаменитости в том числе Уинстон Черчилль, король Великобритании Геоорг VI, король Марокко Мухаммед V и другие. Посещение сооружения возможно лишь в рамках 2,5 часовой экскурсии, которая предлагается на трех языках - английском, немецком и французском. Экскурсии проводятся каждый день в летний период и по средам и субботам в зимний.
Входной портал для доставки амуниции и грузов внутрь подземного города.
Сооружение Хакенберг является самым большим артиллерийским фортом линии Мажино. О том, как устроен артиллерийский форт, я писал подробно в серии статей о форте Шоненбург (тут, тут и тут). Если до этого поста вы ничего не читали об устройстве подобных сооружений, рекомендую сперва ознакомиться с тем, как устроены подробные объекты на выше указанном конкретном примере.
Внутрь входного портала для доставки амуниции ведет узкоколейка, по которой грузы доставлялись поездом с поверхности до ближайшего подземного вокзала, где они перегружались на вагонетки внутрифортовой железнодорожной системы и при помощи электрических локомотивов развозились к местам назначения.
Перед входным порталом установлен монумент в память защитников линии Мажино.
Входной блок для доставки амуниции является типичным сооружением подобного рода и оснащен стандартным для такого блока вооружением - несколькими пулеметными амбразурами, одной противотанковой пушкой, которая при необходимости заменяла спаренную пулеметную установку в одной из амбразур и парочкой наблюдательно-пулеметных бронекуполов. Подробней об этом можно почитать по ссылкам выше. Особенностью данного объекта является то, что оба входных блока находятся на одном уровне с подземной частью форта. Подобная реализация стала возможной благодаря холмистому рельефу местности и позволила сэкономить на лифтах. Таким образом огромное подземное сооружение находится внутри холма, у подножия которого расположены входные порталы внутрь.
Бронедверь на входе в портал прикрыта парочкой дополнительных пулеметных точек.
В определенное время подземный город открывает свои двери и мы вместе с экскурсионной группой устремляемся внутрь.
Пока мы идем вдоль основной потерны, расскажу краткую историю данного сооружения. Этот артиллерийский форт (французы называют крупные крепости линии Мажино фортами, хотя с точки зрения классической фортификации это не правильно) был построен одним из первых и должен был служить праобразом для последующих подобных объектов. Огромное подземное сооружение было построено всего за пять лет: в период с 1929 по 1933 сооружение было готово в общих чертах и еще пару лет шла доводка систем. В 1935 году форт был передан армии и обошелся казне в 200 миллионов франков.
После капитуляции Франции, гарнизону поступил приказ высшего командования передать объект немцам. Таким образов форт был передан врагу так и не сделав ни единого выстрела. Внутри огромного бункера немцы разместили подземные фабрики, на которых трудились военнопленные в том числе и советские. В 1944 году крепость таки использовалась по назначению засевшими в ней немцами, которые оборонялись от наступления союзников, но об этом я расскажу подробней в следующей части рассказа, которая будет посвящена боевому сектору форта.
После Второй мировой войны французская армия снова проявила интерес к сооружениям линии Мажино в связи с угрозой советского вторжения в западную Европу. Было запланировано восстановить поврежденный во время боев 1944 года восьмой блок и оснастить его новыми 105-миллиметровыми пушками. Но по причине нехватки финансирования, работы над объектом ограничили лишь восстановлением систем форта и улучшением существующего вооружения. Восьмой блок так и остался разбитым. К концу 1950-х интерес армии к фиксированным укреплениям сошел на нет, а после того, как Франция обзавелась собственным ядерным оружием, потребность в подземных фортах линии Мажино окончательно отпала и их начали один за другим выводить из состава армии. Форт Хакенберг был списан в резерв в 1970 году, после чего был законсервирован.
Вероятно, форт постигла бы та же печальная участь, как некоторые другие артиллерийские форты знаменитой оборонительной линии, если бы не организация волонтеров AMIFORT, которая взяла шефство над объектом с целью преврашения его в музейный. После восстановительных работ, проведенных силами волонтеров, форт впервые открыл двери для посетителей в 1975 году и с тех пор стал одним из самых популярных и посещаемых туристами подземных объектов Франции.
Вы, наверное, обратили внимание на количество пулеметных точек, расставленных по ходу движения. Они должны были стать препятствием в случае прорыва пехоты противника внутрь объекта. Но если учесть, что ширина потерны позволяет свободно проникнуть внутрь на танке, обороноспособность пулеметных точек в таком случае вызывает большие сомнения.
Ржавые велосипеды, судя по их виду и конструкции, стоят тут еще с армейских времен.
Преодолев около двухсот метров вдоль основной потерны, мы попадаем в огромный подземный вокзал. Тут происходила перегрузка грузов и боеприпасов с железнодорожного состава, пришедшего с поверхности, на вагонетки внутренней железной дороги. На этом фото виден узкоколейный вагон внешней железной дороги, на таких вагонах сюда доставляли военные грузы.
Чуть далее стоит электровоз с составом вагонеток внутренней железнодорожной системы форта. Во время экскурсии нам предстоит целых две поездки на подобном поезде. Весь подвижный состав форта все тот же, что и в 1935 году. Никаких реплик, все оригинальное.
За вокзалом потерна сужается и ведет дальше к сектору обеспечения форта.
Такое огромное сооружение требует немалых затрат для поддержания его в хорошем состоянии. Очевидно, что форту необходим капитальный ремонт - повсюду следы ветхости, со стен осыпается штукатурка, влажность и грунтовые воды тоже не способствуют идеальному хранению инфраструктуры.
По ходу движения вдоль основной потерны встречаются ответвления влево. Там находится огромный склад боеприпасов М1. Форт Шоненбург, на примере которого я детально описал устройство артиллерийских фортов линии Мажино, был лишен подобного склада по причине урезания финансирования. А в форте Симсерхоф в складе М1 сделали туристический аттракцион пустив по нему вагончик, который проезжает склад по периметру за минут двадцать неспешной езды. Это для того, чтобы понимать масштабы подобного склада.
Перед складом собрана различная техника: старые локомотивы, вагонетки с оборудованием, артиллерийские орудия и прочее.
Чтобы лучше понимать масштабы объекта, приведу детальную карту этого сооружения. Красным овалом я обозначил место возле склада М1, где мы сейчас находимся. На карте видно, что объект состоит из трех условных секторов: сектора обеспечения и двух групп бункеров западной (в центре карты) и восточной (сверху). Особенностью этой крепости является наличие противотанкового рва и противотанковой подпорной стены откоса. Кроме этой крепости противотанковый ров был лишь у одного артиллерийского форта линии Мажино - Ouvrage Hochwald. Сооружение насчитывает 17 боевых блоков, и является самым крупным сооружением линии Мажино.
Объем внутренних помещений объекта впечатляет как и то, что все это строилось в начале 1930-х.
То же место в конце 1930-х.
Как можно заметить по фотографии, в основной потерне могут свободно разминуться два танка или грузовика.
Рядом со складом М1 выставлено немного военной техники. На переднем плане французский легкий танк послевоенной разработки AMX 13.
Еще одно фото, на котором отчетливо просматриваются масштабы основной потерны.
Американская классика - полугусеничный бронетранспортер М3.
Французская гусеничная машина многоцелевого назначения Fouga VP 90, в 1953 году было создано несколько опытных образцов этого транспортного средства, но в серийное производство машина не поступила.
Еще одна гусеничная самоходка. Табличку не сфотографировал, так что ничего сказать об этой машине не могу.
Помещения артиллерийского склада М1. Тут хранились боеприпасы для многочисленных орудий крепости и отсюда они транспортировались к боевым блокам при помощи железнодрожного транспорта.
Интересно, что хранилось в резервуарах с круглыми крышками? Похоже на емкости для хранения жидких веществ.
Помещения склада М1 находятся не в лучшем состоянии и постепенно разрушаются.
Судя по состоянию некоторых локаций форта, средствами для его капитального ремонта волонтеры не располагают.
Осмотрев складское помещение, наша экскурсия двигается дальше к жилой части форта.
Вход в зону обеспечения перекрывает массивная бронедверь.
Как я уже упоминал, форт Хакенберг является одним из самых посещаемых объектов линии Мажино, так что если у вас возникнет желание увидеть своими глазами это место, будьте готовы к тому, что передвигаться по подземному городу вы будете отнюдь не в компактной мини-группке.
Дальше наша экскурсия продолжилась по казарменной части подземной крепости. На фото кухонный сектор - помещение для мытья и чистки овощей.
Еще одно помещение кухонного сектора.
Непосредственно сама кухня. Приготовление еды тут происходило 24 часа в сутки, ведь приготовить нужно было еду для более чем тысячи человек.
Кухни фортов линии Мажино являлись настоящим хайтеком того времени. Тут максимально использовалось электричество, различные машины, призванные облегчить работу на кухне, такие как как электрическая картофелечистка, кофеварка и прочее. Вся эта техника появилась на кухнях домашних хозяйств во Франции лишь в послевоенное время, а на линии Мажино эти нововведения использовались уже в 1930-х.
Идем дальше по лабиринтам сектора обеспечения.
Недалеко от кухни находится автономная электростанция форта.
Электростанция, как и все остальное в этом сооружении, огромна. Ее мощности с лихвой хватило бы, чтобы обеспечивать электричеством город с населением 10 000 человек.
Одна из четырех дизель-генераторных установок в сравнении с человеком.
Снабжение электричеством форта осуществлялось по силовому кабелю от ближайшей наружной электростанции. Автономная электростанция крепости была предусмотрена лишь на случай, если электроснабжение форта извне прерывалось. Для этого тут располагались четыре крупных дизель-генераторных установки.
Эстетика дизельпанка.
Каждая из дизель-генераторных установок фирмы SGCM (Société Générale de Constructions Mécaniques) обладала мощностью 350 л.с.
Электростанция артиллерийского форта линии Мажино в конце 1930-х.
Место работы дежурного электромеханика.
Дизель-генераторы на самом деле еще больше, чем кажутся на фотографиях, так на треть заглублены в пол.
Для запуска дизельного двигателя использовался сжатый воздух, для чего рядом с каждой дизель-генераторной установкой находится баллон со сжатым воздухом.
Форт Хакенберг - единственное сооружение линии Мажино, где можно увидеть дизель-генератор в работе.
Люблю эстетику старых механизмов!
В центре кадра компрессор для заправки баллонов сжатым воздухом.
Насосы системы охлаждения электростанции.
Ремонтная мастерская.
Огромный топливный бак, занимающий собою все помещение. Запаса топлива в баке хватало на три месяца беспрерывной работы электростанции.
Еще какое-то техническое помещение с компрессором.
Рядом с электростанцией находится фильтро-вентиляционная установка казарменного сектора. ФВУ обеспечивала приток свежего воздуха в жилой сектор, а также его очистку в случае газовой атаки. Каждый боевой блок форта имел в наличии свою собственную ФВУ.
Взглянем еще раз на план объекта. Красным кружком я указал места, которые мы только что посмотрели: кухню, электростанцию и фву. Можно заметить, что рядом с жилой частью форта находится входной блок для личного состава. Я покажу его в третьей части рассказа. Дальше наша экскурсия продолжается и мы попадаем в казармы.
В казармах оборудован довольно неплохой военный музей с огромным количеством стрелкового оружия и прочих военных артефактов.
Любители стрелкового оружия однозначно оценят собранную тут коллекцию.
Медали, деньги и прочие атрибуты военного времени.
Французские газеты заполнены новостями с фронта.
Детский костюм и коляска с защитой от газовой атаки.
Фильтры применяемые в фву на линии Мажино, а также коллекция противогазов военного времени.
Казематный спаренный пулемет, применяемый практически во всех сооружениях линии Мажино от дотов до артиллерийских фортов и противотанковая 47-мм пушка, которая в случае необходимости заменяла спаренный пулемет в амбразуре. Я писал про эту систему в своих предыдущих обзорах объектов линии Мажино.
Грубая модель форта Хакенберг. Можно различить западную и восточную группы боевых блоков, противотанковую подпорную стенку откоса между ними и плохо реализованный противотанковый ров. Наверху справа видны оба входных блока крепости.
Фотографии и схемы 17 боевых и двух входных блоков форта Хакенберг.
Инсталляция, демонстрирующая работу связистов.
Еще инсталляции.
Сценки из солдатских будней гарнизона крепости.
Но больше всего в жилой части меня впечатлил лазарет крепости, укомплектованный по поледнему слову техники того времени. Тут в наличии и стоматологический кабинет...
... и рентген...
... и, разумеется, операционная.
На этом наша экскурсия по сектору обеспечения закончилась и мы пару минут ожидали прихода поезда, который повезет нас к боевым блокам.
А вот и он (видео)
В дороге я не фотографировал, так как снимал видео. Вот минутный фрагмент того, как выглядит путешествие на поезде по просторам огромного подземного города.
Прогулка на поезде по этой подземной железной дороге невероятно впечатляет (видео). Только ради этого стоило посетить это место.
После прогулки по сектору обеспечения, наша экскурсионная группа села на поезд, который повез нас в боевой сектор крепости.
Красным пунктиром я обозначил маршрут движения поезда внутри объекта, дорога заняла около семи минут. Следующей целью экскурсии был девятый боевой блок, оснащенный поворотной бронебашней с артиллерийскими орудиями внутри, демонстрация работы которой входит в экскурсионную программу.
Грузовые лифты служили для доставки ящиков со снарядами наверх в боевой блок. Ящики перемещали посредством подвешенного под потолком монорельса. Теперь эти лифты поднимают в боевой блок туристов.
Подъемный механизм лифтов.
Наглядный пример того, каким образом происходило перемещение ящиков со снарядами при помощи монорельса.
Вот мы и наверху внутри Блока 9. Как и большинство подобных сооружений, блок оснащен двумя пулеметно-наблюдательными бронекуполами типа GFM, про них я написал достаточно в прошлых постах, повторяться не буду.
Но главным орудием этого блока является поворотная бронебашня с двумя минометами калибра 135 мм внутри. Бронебашня имеет диаметр 2,90 м, толщину брони 300 мм и полный вес вместе с орудиями 163 тонны. Башня выдвигалась для ведения огня и пряталась назад в бетонный колодец при помощи электромотора, этот процесс будет продемонстрирован ниже. В случае выхода из строя электросети, благодаря продуманной системе противовесов, подъем-опускание бронебашни производился вручную одним-двумя солдатами.
Внутри бронебашни установлены два спаренных миномета модели 1932, калибра 135 мм. Орудия имеют очень короткие стволы (1,145 метров) и по своему устройству ближе к минометам периода Первой Мировой войны, чем к классической гаубицам. Зона поражения их располагалась между 320 и 5 600 метрами, скорострельность составляла до 12 выстрелов в минуту, причем стреляли минометы синхронно. Охлаждение орудий осуществлялось путем распыления на них воды, запас которой хранился в 250 литровом баке. Для удаления пороховых газов внутрь башни нагнетался воздух под избыточным давлением. Отстрелянные гильзы перемещались по винтовому конвейеру в специальный каземат, расположенный на подземном уровне форта. Для обслуживания орудий требовалась команда из двадцати одного человека: шести унтер-офицеров и пятнадцати солдат. В крайнем случае орудием могли управлять четыре унтер-офицера и десяток солдат, но скорострельность в таком случае была ниже.
Ящики со снарядами транспортировались при помощи электропоезда с основного склада М1, который я показал в первой части рассказа, к складам М2, расположенным на подземном уровне каждого артиллерийского блока. Затем при помощи лифта и монорельса ящики с боеприпасами поднимались наверх в боевой блок, где располагались в локальном складе М3 (емкость - 600 135-миллиметровых гранат) и уже оттуда солдатами загружались в специальный конвейер, транспортирующий снаряды непосредственно в бронебашню.
Шильдик на корпусе одного из механизмов башни. Всего на объектах линии Мажино было установлено 17 бронебашень этой модели, в форте Хакенберг две такие башни - в этом блоке и в шестом.
Форт Хакенберг - единственный известный мне объект линии Мажино, где можно увидеть вращение бонебашни вживую. Выглядит это так (видео)
Руководство стрельбами осуществляется с командного центра крепости, куда стекается вся информация о расположении противника с наблюдательных точек и соседних дотов и фортов. Эти данные передаются по телефону в командный центр блока, расположенный на подземном уровне. Там происходит расчет данных для наводки орудий, которые затем передаются в боевой блок посредством машинного телеграфа (визуальной системы передачи команд, скопированной с флота). Отсюда команды и данные для наводки орудий передаются экипажу бронебашни либо по акустическим трубам, либо по специальному передатчику.
Циферблат машинного телеграфа крупным планом.
Интересной особенностью этого блока является наличие дополнительного миномета модели 1932 того же 135-мм калибра, обращенного на запад. Такое расположение этого миномета вне бронебашни мне до сих пор не встречалось.
Крупным планом.
Ручка, торчащая из стены слева на фото, есть не что иное, как устройство для сброса гранат в диамантовый ров. Принцип работы устройства прост: поднимается крышка и внутрь помещается классическая ручная граната, затем крышка закрывается, зажимая чеку. В нужный момент нажимается рычаг-толкатель и граната уже без чеки выталкивается в диамантовый ров, уничтожая в нем все живое. Так как диамантовый ров не простреливается стрелковым оружием боевого блока, была реализована такая вот функция для противодействия вражеским минерам, которые могли бы пробраться в ров и заложить взрывчатку.
После двух часов, проведенных под землей, наша экскурсия покидает казематы и перемещается наружу.
Блок 9 снаружи.
Амбразура-глаз 135-мм миномета.
На крыше Блока 9 находятся два наблюдательно пулеметных купола типа GFM и главное орудие - поворотная бронебашня со спаренной минометной установкой.
Так выглядит бонебашня в опущенном положении. В таком положении она была совершенно неуязвима для орудий противника.
Бронебашня медленно начинает показываться из бетонного колодца-укрытия. Визуально напоминает утопичного робота из фантастики 30-х годов.
Вживую подобное шоу можно наблюдать лишь тут - в форте Хакенберг (видео).
Вся эта местность напичкана фортификацией под завязку, куда ни бросишь взгляд - всюду из травы торчат железные грибы бронекуполов крепости.
Эти три бронекупола, один из которых поворотный и опускающийся, принадлежат седьмому блоку крепости. На заднем плане дымит градирнями атомная электростанция.
В другой стороне над травой возвышаются еще три купола десятого блока, точнее два, третий артиллерийский находится в заглубленном положении.
Пока наша группа слушала рассказы экскурсовода, я решил прогуляться по тропинке в лесок, чуя, что найду там что-то интересное. Так и получилось - в 80 метрах от блока 9 находился блок 25.
Интуиция меня не подвела - тут действительно обнаружилось нечто интересное - Блок 25 находился внутри огромного противотанкового рва.
На всей линии Мажино есть лишь два форта с противотанковым рвом - этот и форт Хохвальд (Ouvrage Hochwald), но последний является частью военной авиабазы и недоступен для посещения. Так что сегодня увидеть подобное сооружение можно лишь в этом месте.
Приведу карту объекта для наглядности. Красным я отметил блоки, которые только что показал на фотографиях выше а также противотанковый ров.
Сделав быстро парочку фотографий противотанкового рва и Блока 25, я вернулся к девятому блоку, но группа уже отправилась дальше не дожидаясь меня, пришлось пробежаться.
Последней целью экскурсионной программы является расположенный неподалеку восьмой блок. Боевой блок подобного типа мне еще не встречался, так что тут остановлюсь подробней. К тому же этот блок интересен также своей историей, что в принципе видно по его внешнему виду.
Главными орудиями форта являются три пушки модели 1929, калибра 75 мм. Эти пушки широко применялись на линии Мажино благодаря своим характеристикам и компактным размерам, что позволяло их легко встраивать как в казематы, так и в поворотные бронебашни. Пушки обладали высокой точностью и хорошей скорострельностью, достигавшей 30 выстрелов в минуту при дальности стрельбы 12 км. Помимо этого блок оснащен двумя GFM-бронекуполами.
План подобного артиллерийского блока.
Во время военных действий 1940 года форт Хакенберг не участвовал в обороне Франции, так как немцы обошли его стороной и после капитуляции был без единого выстрела сдан противнику. Но пострелять форту таки пришлось уже в 1944 году, когда во время наступления союзников в восьмом блоке засела группа немцев, обстреливавшая артиллерийским огнем союзнические войска. Один французский офицер из бывшего гарнизона форта рассказал союзникам об устройстве форта и показал холмы, которые не попадали в сектор обстрела орудий восьмого блока. Таким образом союзники заняли эти холмы и на протяжении четырех дней обстреливали восьмой блок из танков.
Сопротивление немцев было сломлено и они покинули форт через один из аварийных выходов, предварительно взорвав боеприпасы склада М3 восьмого боевого блока. Когда союзники проникли внутрь форта, они нашли там остатки лишь одного немецкого солдата. Долгое время было неизвестно, выжил ли кто-то из той группы немцев, что вели оборону внутри восьмого блока. Лишь в 2000 году нашелся один человек из той группы, который в то время был самым младшим в команде - ему было 19 лет. Он и рассказал, что их было 30 человек, все они были артиллеристами оборонительной линии Зигфрида (известной как Западный вал) и прибыли сюда в форт Хакенберг, чтобы замедлить наступление союзников на Германию. От него же стало известно, что все они после взрыва склада боеприпасов успешно покинули форт через аварийный выход и также успешно достигли Германии, граница с которой находится в 10 км от форта.
Результат этого обстрела хорошо видно и по сей день, так как, несмотря на изначальные послевоенные планы восстановить блок, делать этого не стали по причине нехватки финансирования.
Тем не менее Блок 8 отлично выдержал четырехдневный обстрел. Его целостность нигде не нарушена, танковые снаряды лишь немного потрепали его оболочку, не нанеся существенных повреждений и не пробив толстый слой бетона.
Внутри Блока 8.
Назад на подземный уровень форта спускаемся снова на лифте.
Во время спуска в лифте заснял коротенькое видео:
В армейском прошлом форта лифты использовались исключительно для транспортировки боеприпасов, солдаты поднимались во все боевые блоки пешком.
На нижнем уровне Блока 8 находится склад боеприпасов М2 (на фото за решеткой). Сюда боеприпасы доставляли по железной дороге с центрального склада М1 и отсюда они затем доставлялись на лифте в склад М3, расположенный на верхнем уровне блока рядом с орудиями.
Дороги подземного города.
Железная дорога форта - это самая обычная узкоколейка с такой же инфраструктурой, что и наземная. На фото пост электрической централизации железной дороги подземного города.
С этого поста осуществлялось управление движением поездов, сигнальным оборудованием железной дороги и прочими элементами системы.
Одна из пяти трансформаторных подстанций крепости, осуществляющих преобразование 22 киловольтного напряжения, получаемого фортом извне по силовому кабелю в 440 вольт внутренней сети, а также в 600 вольт постоянного тока для электровозов подземной железной дороги.
Наша экскурсионная группа прибывает на один из семи вокзалов объекта, где нас должен забрать поезд и доставить обратно к входному блоку.
Так выглядит "региональный" вокзал подземного комплекса.
В ожидании поезда.
Прибытие поезда с очередной туристической группой.
Пока одна группа покидает вагонетки, а вторая занимает места, я подошел к локомотиву, чтобы сделать пару фотографий рабочего локомотива подземной узкоколейки форта линии Мажино. Не в каждом музейном форте увидишь подобное.
Рабочее место машиниста. На этом фото можно также детально рассмотреть конструкцию токоприемника.
На объектах линии Мажино использовались локомотивы производителя Vetra. По железной дороге перевозились исключительно грузы и боеприпасы. Личный состав крепости передвигался внутри объекта пешком.
Каждый локомотив имел два токоприемника, которые менялись в зависимости от направления движения.
Полетели!
Езда на поезде по подземной желеной дороге - это непередаваемое удовольствие. Особенно, если выбрать правильное место!
Брат снял ускоренный видеоролик, на котором заснята дорога полностью. Видео сильно ускорено и длится всего минуту, сама же поездка была продолжительностью около семи минут.
Конечная станция. Увлекательное путешествие по подземному городу продолжительностью 2,5 часа подошло к концу.
Поезд отправляется за следующей группой.
Подземная эстетика во всей красе.
Последний взгляд на главный вокзал комплекса и мы направляемся к выходу на поверхность.
У нас было еще время в запасе и перед тем, как отправиться в обратный путь домой, я решил осмотреть снаружи еще несколько боевых блоков. Первым по дороге встретился второй входной портал комплекса, предназначенный для личного состава.
Входной блок для личного состава отличается от входного блока для грузов прежде всего отсутствием узкоколейки, заходящей внутрь, и дверью вместо широких ворот. В остальном он имеет схожую конструкцию и такое же вооружение, как и входной блок для грузов и амуниции.
Собственно сам вход.
Холмы вокруг обильно покрыты сетью противопехотных заграждений, оставшейся еще с военного времени.
Если присмотреться, можно заметить паутину из колючей проволоки, натянутую между опорами.
Наш путь лежит дальше и мы на машине взбираемся на вершину горы Хакенберг, давшую название военному комплексу, расположенному в ее недрах.
На самой вершине замечаю еще два купола - пулеметно-наблюдательный GFM и перископный купол. Это наблюдательный Блок 11. Под этим блоком находится мозг крепости - командный центр. Это сейчас тут из-за деревьев и кустов ничего не видно, а 80 лет назад отсюда просматривалась вся местность на десятки километров вокруг.
Вот это место на карте:
Рядом на вершине холма находится небольшая часовня с кладбищем.
Судя по надгробиям, кладбище очень древнее и было тут вместе с часовней задолго до появления тут военного объекта линии Мажино.
Гора Хакенберг имеет высоту 343 метра и является самой высокой в этой местности. Там, где обзор не загораживают кусты, открываются неплохие виды на утопающее в зелени окружающее пространство.
Старые, покосившиеся от времени надгробия смотрятся очень живописно.
Но если присмотреться, то среди древних надгробных плит можно заметить более свежие монументы.
Это памятник американцам, погибшим в 1944 году при освобождении этих мест.
Карты объекта у меня при себе не было и куда идти дальше я не знал. Отправился наугад по крутой тропинке, ведущей вниз с вершины горы, и, пройдя сотню метров, увидел впереди очередные бронекупола.
С крыши этого блока было видно соседний блок и широкий противотанковый ров, расположенный между обоих блоков. Тот блок вдали был ничем иным, как блоком 25, возле которого я побывал во время экскурсии (фото 23-25). С этого места ров видно гораздо хуже из-за растительности.
Блок, возле которого я сейчас находился был 24-м блоком. Это пехотный блок, главным орудием которого был 50-мм миномет.
Такой кронштейн на стене блока вижу первый раз. Интересно, для чего он был предназначен.
Амбразуры для спаренных пулеметных установок.
Между амбразурами находится табличка с датой постройки блока и эмблемой артиллерийских войск Французской республики.
Природа медленно но верно разрушает прочный бетон.
Мощные бетонные блоки в зарослях зелени выглядят как руины древней цивилизации в джунглях. Красивое зрелище.
Так этот блок выглядел в мае 1940-го. На историческом фото отчетливо виден противотанковый ров и прикрывающий его 25-й блок.
Противопехотные заграждения тоже присутствуют. Опоры заградительных полей, благодаря своей форме, получили прозвище "свиные хвостики".
Рядом с 24-м блоком берет начало еще одно интересное инженерное сооружение - противотанковая подпорная стена откоса. Вдали виден еще один блок, следую к нему.
Лес слева от тропинки плотно усеян свиными хвостиками. В то время, когда вокруг блоков крепости растягивали противопехотные заграждения, никакого леса тут, естественно, не было.
Следующий блок - пехотный Блок 23, состоящий из трех бронекуполов, двух стандартных GFM и одного минометного LG. Последний расположен на одном уровне с крышей блока и со стороны не виден. Он представляет собою круг из брони, вмонтированный в крышу с отверстием посередине, через которое под нужным градусом производился обстрел цели из 50-мм миномета.
Из примечательного - маскировка одного из GFM-куполов Блока 23. Ни до ни после мне такой вид маскировки на объектах линии Мажино не встречался.
Можно заметить, что второй купол тоже был замаскирован подобным образом, но от его маскировочного покрытия мало что осталось.
Блок 23 расположен на изгибе стены, подпирающей откос и являющейся противотанковым препятствием.
Крупным планом.
Стена откоса идет дальше на восток и где-то там расположен восточный боевой сектор крепости, но время поджимало и силы постепено покидали меня, так что я подумал, что на сегодня достаточно с меня фортификации и отправился назад к машине, припаркованной возле часовни на вершине холма.
Таким образом я осмотрел все боевые блоки западного сектора включая центральный Блок 23, который я отметил на карте. Кому интересно, как выглядят остальные блоки крепости, даю ссылку на отличный сайт, где вы можете посмотреть фотографии всех блоков этого комплекса. Просто клацаем на интересующий блок на карте и его фотографии откроются в новом окне.
Если всмотреться в карту внимательней, можно заметить, что нумерация блоков идет от 1 по 12 и потом продолжается с 21 по 25. Полагаю, что в изначальных планах было сооружение еще одного боевого сектора крепости с 7 блоками, которые затем попали под сокращение вследствии финансового кризиса. Такие сокращения были частым явлением на линии Мажино.
Рядом с часовней на холме находится еще один блок - это наблюдательно-пулеметный Блок 12, состоящий из двух бронекуполов GFM и одного перископного купола.
Перископный купол выглядит так:
И два самых распространенных бронекупола линии Мажино типа GFM.
На этом я завершаю рассказ об одном из самых великих сооружений в истории мировой фортификации. Возможно, пост получился немного перегружен информацией, но дробить его на несколько постов не хотелось. Такой масштабный комплекс заслуживает того, чтобы рассказать о нем от души, что я и попытался сделать этими двумя постами. По линии Мажино у меня есть еще много интересного, но новые истории будут уже в новом году.
Под конец немного практической информации для желающих посетить комплекс Хакенберг:Координаты: 49° 20' 29" N, 6° 21' 56" EОфициальный сайт со всей необходимой туристу информацией на трех языках: http://maginot-hackenberg.com/
11/12/2014 11:00
Материалы по теме
- Страны: Франция
- Статья: Линия Мажино: казематы Esch, 03.08.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.