Карамбо́ла или карамболь(лат. Averrhoa carambola)
Ошибочно было бы считать ХVIII век меркантильным. Находились и в те времена романтики и ученые, способные плыть за мечтой на край света. Например, Британское адмиралтейство решило организовать экспедицию к южным тихоокеанским островам . Не за золотом, а понаблюдать за прохождением планеты Венера через солнечный диск 3 июня 1769 г. Так неожиданно сын батрака Джеймс Кук, дослужившийся к 40 годам до чина лейтенанта, был облечен властью командования над офицерами голубых кровей. На обычном грузовом судне под провокационным названием "Попытка" ("Индевор") он в апреле 1769 г добрался до берегов Таити. С тех пор в бухте Матаваи на северной оконечности острова появился мыс Венеры.
Маяк на мысе Венеры построен в 1867 году:
Кстати, я никак не могла понять, где же съели Кука? Каждая жаркая страна страстно открещивается от этого!
Вот и тут мы первым делом услышали, что не полинезийцы слопали капитана, а жители Гавайских островов в 1779 г.
Причем, оказывается, за дело... Уже вижу летящие в меня помидоры... А вы почитайте отчеты об экспедиции!
Ведь простодушные гавайцы поначалу приняли его, как божество!
Но у Кука к тому времени сильно испортился характер...
Похваляясь, что никто не превзойдет его в славе открывателя новых земель, он неоднократно нарушал табу островитян, которые по обычаям гавайцев карались смертной казнью. И еще неосмотрительно требовал все больше и больше дани.
Терпение островитян лопнуло, когда Кук приказал арестовать вождя с сыновьями, т.е покусился на святое!
История гласит, что Кук первым выстрелил в недовольных. Чем и подписал себе смертный приговор.
Т.е. слопали капитана не с голодухи, а по политическим мотивам...
Первое знакомство с черными пляжами у нас состоялось еще на Вануату.
На черном побережье местное население казалось светлее. А синие вьюнки, умудряющиеся цвести на раскаленном песке, поражали жизнестойкостью.
Увековечен корабль "Баунти":
Именно на черные пляжи мыса Венеры и высадился в далеком 1788 г корабль "Баунти" под предводительством капитана Блая. Всем известен бунт на "Баунти", в результате которого команда высадила на шлюпку капитана с помощниками, а сама вернулась на Таити в поисках веселой жизни. Коротко лишь напомню, что жизнь на островах не одарила счастьем никого.
После бессмысленной бойни из-за женщин и просто зависти в живых остался лишь один представитель команды. Он с оставшимися детьми и основал колонию переселенцев.
К чему вся эта известная многим преамбула?...
Сейчас я вас буду поражать.
Потому как после энного количества часов в машине Огюст проникся к нам симпатией и вдруг рассказал, что первым королем Таити....был его предок. Пра-пра...какой-то дед. Сказал с прямой спиной и умолк. Мы переглянулись. Экскурсия шла дальше, а мне не давала покоя эта фраза. Тихо шепнула на ухо Саше :
"Слушай, ты тоже так понял его?...Может, я неправильно перевела?! Не может быть!..."
Только через пару часов осмелилась переспросить Огюста.
Он просто ответил: "Да. Мой гранд-пере по имени TAMATOA- 'Ura (Таматоа-'Ура) в 1632 году был возведен полинезийцами в ранг короля. И произошло это на сто с лишним лет раньше до появления Кука".
Этот факт задокументирован во всех официальных бумагах, и его часто на самые важные церемонии приглашает сам президент Таити - они с ним друзья. Если мы хотим (если мы хотим!!!), он может сделать для нас протекцию перед президентом... Мама дорогая!...
Я почувствовала, что мои колени инстинктивно подгибаются в стремлении сделать книксен. А я его запросто - Огюстом!
Оказалось, что у нашего "личного шофера" во владении - огромные поля для игры в гольф, плантации кокосов, земли под строительство, на которых он в самое ближайшее время планирует построить пансионат для пожилых людей (исключительно для личного общения). А еще - фруктовые плантации в горах и личные водопады, с которых и поступает вода в его бассейн и в краны душа...
Опять захотелось сотворить изящный реверанс...
Но длинный язык ляпнул советский вопрос : "А зачем тогда работать?..."
Хозяин без всякого кокетства ответил, что работать надо всем. Бездельничать нельзя. У него и сын и дочь много работают. А еще посредством работы они с женой находят много друзей.
Почему-то поверили сразу. Не в таком возрасте Огюст Auguste Brotherson , чтоб красоваться выдумками. Да и уважительное -до подобострастного!- отношение ВСЕХ встречных островитян объясняло многое.
Я шептала мужу : "Ты как этот пансион нашел?!..." Он пожимал плечами: "Случайно! Я написал в "Hiti moana villa lodje" - он ответил".
Не то, чтоб я приседала перед власть имущими (скорее наоборот), но, сознаюсь, откровения потомка королей придавали особенный шарм хозяину виллы.
А экскурсия катилась дальше.
Вытекающие из сердца острова реки, оказывается, все очень чистые, скальные. Вообще все полинезийские острова имеют очень здоровый климат без липкости и влажности, присущей многим другим жарким странам. Совсем нет комаров. Не нашелся еще такой комар, который бы сдюжил ветер Полинезии.
Доехали до интересного местечка "Trou du Souffleur de Arahoho".
Огюст заговорщицки повел вокруг отвесной скалы по мосткам над волнами и остановился. Чего-то ждал. Вдруг в недрах горы что-то загудело, как вскипевший чайник и вверх ударила струя воды такой мощности, что мы невольно отпрянули. Словно дракон сидел в темнице и злился и бил хвостом. Я так это место сразу и прозвала - гора Дракона.
Гора дышала гневом, не уставая плевалась высоченными струями и склочничала, рычала, пугала. Эффект происходит из-за перепада давления. Насчитали несколько таких "дышащих" отверстий. Последнее - прямо на шоссе, правда движение там закрыли.
Забава вроде бы совсем для детей, но тянет послушать подземный рык еще и еще. Особо любопытные могут поискать отверстия в сухопутной части скалы, продутые волной воздуха в природные трубы. Скала "дышит" и выплевывает все, что попадает в ее жерло.
Проехав несколько черных пляжей, где в безрифовом пространстве гуляют приличные волны (вместе с акулами...), попадаем в царство трех водопадов. "Один из них -Fautaua считается самым высоким в мире (300 метров)".
Эту фразу писал, конечно, тот, кто ни разу не уезжал с островов! Т .к. это полная рекламная ерунда. Вспомним хотя бы венесуэльский Анхель (979 м) или даже наш таймырский на плато Путорана - Тальниковый высотой в 482 м. И еще сотню других. Но высота все равно впечатляет!
Тем более, что заслон из четырех цепей мы под предводительством царственного потомка...просто перелезаем! Если нельзя, но очень хочется, то можно! Огюст нам нравился все больше и больше! Такой юношеский задор в 76 лет!
Прогуливаясь по тенистым заросшим тропкам, встречаем таких же нарушителей, которые ведут под руки окровавленного парня с внешностью Христа. Попытался ласточкой прыгнуть в купель водопада... На мой немой крик травмированный парень ни минуту отрывает руку от окровавленных полотенец и успокаивающе машет мне .
Черные пляжи Тараво' :
С особым удовольствием и гордостью наш гид ведет машину на Тараво' .
Там, где смешивается большой и малый Таити. Именно тут, в малой части и будет "город заложен" - будет новая столица Таити и всей Полинезии! Уже построены все дороги и коммуникации (!!! А не наоборот!). И вот-вот начнется возведение кварталов, достойных ХХI века. Строить взялись предприимчивые китайцы. По словам Огюста сюда еще не ступала нога ни единого туриста.
Вечер медленно спускается на черные берега и окрашивает воду сочным закатом. Добираемся домой в полной темноте. 9,5 часов вояжа позади! Только сейчас замечаем, что подустали... А Огюст как ни в чем не бывало насвистывает! Вот кому сок нони идет на пользу! А может, гремучая смесь европейской крови с таитянской.
Непонятно, что ослепляло нас в предыдущие вечера, но сегодня, поставив стулья у кромки воды на своей лужайке, тут же "прозрели", упершись взглядом в сияющий Южный Крест, который безуспешно искали ранее! Он мерцал прямо перед глазами в центре Млечного Пути (в этом полушарии Путь виден в другом ракурсе).
Четкие дуги Магеллановых Облаков создавали эффект внимательного взгляда. Было немного не по себе от этого ... Вспомнилось знаменитое из Ницше: " Если долго вглядываться в Бездну, Бездна начинает вглядываться в тебя".
Черная вода плескалась ужасом убегающих от кого-то океанских обитателей. Шлепки выскакивающих рыб были единственными звуками в темноте ночи.
А лужайка хоть и казалась пустынной, но угощение было съедено до крошки! Ага!
Океан всю ночь ревел запертым в клетке зверем, но спать уже не мешал. Острову, где дома' даже в безрифовой зоне строят у самой кромки воды и где доживают до 110 лет, нечего бояться волн. (Стыдно вспомнить, но в первую ночь мне казалось, что волна влетит в комнату и смоет нас к фиговой бабушке...И еще я боялась воинствующих крабов!)
Утро началось ошеломляющей радугой. Она висела коромыслом через пол-океана и не собиралась таять. За это время я успела сто раз ее снять и пару раз свалиться в обморок от восторга. Но, судя по спокойствию Генриеты, тут это рядовое событие.
Игнорированный ранее бассейн после рассказов Огюста притягивал магнитом. Чистая вода отливала голубизной и ничем посторонним не пахла . Повторяя в восхищении: "Из личных водопадов!"- я курсировала от бортика к бортику. Включая чайник, спрашивала Сашу: " Не желаете ли испить чаю из водопадов королевской династии?" Обычный чай приобрел особую значимость после откровений Огюста. Кстати, мы даже перестали кипятить ее для питья. Она оказалась очень вкусной, живой.
Сад мадам Генриеты (а потом оказалось, что цветами даже больше увлечен Огюст) поражал разнообразием. Целый ботанический сад, где под мощными кустами папируса сигают в личный водоем черепахи и толкаются боками золотые рыбки.
Где плодоносят деревья карамболь - все в ярких оранжевых фонариках плодов.
И парадно высятся пальмы, саговники, бугенвилии, гардении, плумерии и прочая, прочая...
За эти дни я осмелела и уже подходила к крабьим норам хозяйкой. Приседала и вещала: "Эй, покажи личико!" Краба, так неласково встретившего нас в первый день, я нарекла Грыней. Самый главный скандалист оказался вполне контактным парнем. Трескал наше подношение, держа его клешнями, как китайцы - палочками. Подозреваю, что такая манера есть подсмотрена именно у крабов. Грыня грелся на солнышке и уже не трусил от наших шагов. Разрешал загорать рядом.
Перед сном я громко сказала: "Братва! Чтоб к завтрему вся лужайка была подстрижена!" Наутро две средних норы были демонстративно законопачены. Не хватало таблички "Уехал к маме". Я стала на коленки и заглянула в самую большую. Сразу вспомнились фильмы ужасов...Наверно, эта нора идет до самого центра Земли...
Знаменитый и раскрученный во всех рекламных проспектах домик Гогена на самом деле ничем не знаменит. Огюст не советует. Поскольку это самое обычное мелкое собрание репродукций! Подлинники держат в других музеях, больше для этого приспособленных.
Но ботсад вокруг дома заслуживает отдельной экскурсии. Что мы и проделали под предводительством Огюста. Американский физик Харрисон Смит оказался стопроцентным лириком и обосновал тут в начале двадцатого века сад в 127 гектаров.
Кстати, домик Гогена, в который мы и так не собирались заходить(просто деревенская хижина) был на реконструкции. Но аллеи сада погрузили в меланхолическое настроение. Хотелось по-детски представить себя хозяйкой и дышать в полном уединении океанским бризом под деликатными взмахами пальм и бамбуковых рощ...
Сахарная пальма:
Неприятное впечатление оставили только несчастные галапагосские черепахи с ужасными ранами на панцирях. Будто какой-то изувер пытался изрубить их топором в суп...
По пути посетили рыбный ресторан кузена Огюста.
Зато с особым воодушевлением хозяин виллы привез нас в свой гольфклуб. Мы неумело размахивали клюшками из его личного бокса и слушали рассказ об ожидаемых вскоре соревнованиях. Для интересующихся - просто поиграть там стоит 100 долларов в день. А призовой фонд в полтора миллиона долларов - обычное дело.
К слову, напротив гольфклуба земля сдана в аренду китайцам и...русским. На срок от 25 до 50 лет . Земель не только в аренду, но и на продажу на Таити - море! Везде дорога пестрит объявлениями "продается". Самые дорогие квартиры на Таити - возле Папеэте на горе - с видом на закат и остров Маарэ'.
Вечерние радуги опять трясли нервную систему в радостном возбуждении.
И все последующие дни вплоть до нашего отъезда. Они вылетали пачками, будто кто-то в верхних сферах бросал в океан цветные дорожки серпантина. Радуги были то прерывистые, то словно вычерченные циркулем, то в одну сторону¸ то в другую. Самая яркая - под занавес -на почти черном небе. Каждое утро сияло вымытым коромыслом - хоть полотенца на него развешивай!
И сам цвет неба, а значит и воды менялся каждую минуту. Нет, скучно у океана быть не может!
Хотя и ложились мы спать в такое время, в какое даже дети еще не спят. Рестораны нас не интересовали, да и не было их поблизости. Телевизор перед отъездом из России торжественно поклялись 3 недели не смотреть. И если звезды были закрыты облаками, а значит, тут же спускалась тьма египетская, мы просто шли спать. Да, вот так нехило прилетели через полмира выспаться...
Правда, повадилась по вечерам орать у дома полоумная цикада. Только сплющишь глаза - засвистит до дребезжания в ушах ночной полисмен! -Не свисти, зараза, денег не будет! Когда свистунья затихала, начинало казаться, что быстрая широкая река течет прямо под нашим бунгало.
...Заполошные петухи Таити начинают орать в 3 часа ночи. Отчасти я их понимаю. Если ложиться в 6 вечера, то 9 часов сна даже петухам хватает. Хотя на Бора- Бора вся петушиная братия добропорядочно включает будильники в 5 часов утра. Посреди ночи петухи Таити орут не о том, что наступило утро, а что они выспались!
Мы бездумно бродили по острову, улыбаясь прохожим в ответ, заглядывали в сети рыбаков. Я толкала мокрую рыбу пальцем и ахала к удовольствию загорелых парней. Из-под каждого куста летело: "Бонжур, мадам!"
С нами здоровались даже из соседней виллы. Это был утренний ритуал. Сосед выходил на крыльцо, смотрел в нашу сторону и здоровался. Потом деликатно отворачивался и ехал на работу в Папеэте. Он воспринимал нас настоящими соседями! И это было приятно.
Вечерами мы сидели, задрав головы, с биноклем Огюста и наблюдали за звездами. Видели один раз, как ярко светящееся тело очень низко и быстро пересекло все небо. Ни на спутник, ни на самолет это было не похоже. Еще один вопрос... В бинокль обнаружили очень симпатичное пятно туманности - единственное видное в этом полушарии. Нашли нашу Кассиопею, но тут она светит не буквой W, а буквой М (перевернута). Звезды на Таити такой яркости, что от них на воде качаются звездные дорожки. Тоненький месяц поднимался каждый вечер улыбкой над крышами бунгало и уходил улыбаться за гору.
А по ночам ревел непрекращающийся ветер и нес по веранде стулья, как ворон по льду. Он начисто отбивал охоту садиться на каяк... Подходя к каяку, я хлопала его по оранжевой попе и говорила: "Не сегодня, дружок, не сегодня..."
Но не все боялись ветра!
В один из дней с особенно сильным ветрюганом стою я в глубине бунгало и - пардон- снимаю шорты...И вдруг вижу, как на скорости прямо в нашу постель летит виндсерфер (или серфенгист?)! Бросила шорты, схватила фотоаппарат. Сбитый ветром спортсмен красиво поднялся из воды и, оседлав крыло "стрекозы", упорхнул опять в океан.
Он шел против ветра со скоростью моторки! В это трудно было поверить! На поворотах падал, вставал и опять его прозрачный парус несся стрекозой по неспокойному в белых барашках океану. Это был высокий класс!
15/12/2014 18:00
Материалы по теме
- Страны: Французская Полинезия
- Регионы: Таити
- Отзыв о поездке: Вся правда о Таити, июль 2014
- Отзыв о поездке: Таити и Бора-Бора. Это ли не Рай?, ноябрь 2009
- Фоторепортаж: Этот прекрасный архипелаг Таити, 23.01.2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.