Как известно, Вильнюс славится своей архитектурой. Но если всем хорошо известны барочные и средневековые памятники, замечательные доходные дома остаются в тени. Это связывается с тем, что в Вильнюсе очень крупный Старый город, а период Великого Княжества Литовского считается золотым веком города. По этим причинам, Новый город Вильнюса или кварталы конца XIX и начала XX века немного забыты. И зря, учитывая то, что в этом интереснейшем районе есть здания, которые по масштабу обходят Петербург, Ригу или Москву, завораживают своими деталями декора и интригуют своими историями и личностями, проживавшими в этих квартирах с высокими потолками и игравших с ребятами в узких дворах-колодцах, а потом, уже взрослыми они покоряли разные Олимпы научной, культурной или политической славы.
Дом графини Ядвиги Чапской 1899 года постройки по улице Ягайлос в Новом городе. Зодчий - Владислав Стипулковский. Архитектор в 1891 году окончил рижскую политехническую школу, а в 1897 стажировался в Париже, Вене, городах Италии, а вернувшись на родину стал проектировать здания в стиле французкого необарокко и неорококо. В 1908 году вместе с другим коллегой Августином Клейном, Стипулковский учредил "Строительное бюро Вильнюса".
Рядом соседствует солидный шестиэтажный доходный дом графа Сергея Лопацинского, построенный в 1914 году по проекту зодчего Александра Антоновича. Это был один из всего нескольких домов в городе, где был оборудован лифт. Тут и шлифованный чёрный гранит цоколя, и вертикальные эркеры с широкими балконами, имеющими художесвенные кованные перила, и грифоны, стерегущие спокойствие здания и остерегающие его.
На улице Ягайлос есть еще много интересных образцов архитектуры данного периода градостроительства, но о них в другой раз. Улица Ягайлос выходит на проспект Гедиминаса. Проспект во время вечернего часа пик.
На самом перекрёстке с ул. Ягайлос стоит не только торговый дом, выстроенный в 1912-1920 годах и впоследствии вместо модерновых приобрёл черты арт деко, но и громадный комплекс бывших гостиниц конца XIX века. Это гостиница "George", по проекту Тадэуша Ростворовского перестроен, увеличен и оборудован из более старого здания начала XIX века, в 1893-1895 годах. Здание приобрело черты имперского классицизма и французского необарокко.
Здание очень огромно и сделать фотографии на даже довольно широком проспекте (32 м.) без специального объектива почти невозможно. Поэтому детали.
На крыше скульптура Св. Георгия Победоносца.
Детали главного фасада.
Грифоны охраняют балкон.
Рядом в 1899-1900 году по проекту Константина Короедова была построена гостиница "Bristol". В центральной части здания в 1902 году был оборудован зал для концертов и зимний сад. Эти помещения перекрылись потолками из стеклянных блоков. В наши дни в здании находится "Вильнюсский Малый Театр", крёстный отец которого - знаменитый Римас Туминас. Сами залы сохранили аутентичный вид, а стеклянные потолки во всей Европе кроме этого зала сохранились еще только в Праге.
Опять мифические грифоны.
"Вильнюсский Малый Театр"
Здание на соседней улице, напротив театра.
Дальше по проспекту еще десятки интереснейших зданий конца XIX и начала XX века, но около "Купеческого клуба", здания 1913 года, свернём на более живописные и менее туристически пафосные боковые улочки. Само здание клуба промышленников и торговцев - солидное нетривиальное строение по проекту Михаила Прозорова со скульптурой Атланта на крыше в исполнении скульптора Бронислава Бальзукевича.
На боковой улице рядом. Доходный дом Исаака Тикоцина 1889 года по проекту Киприйонаса Мацюлевичюса (Киприан Мацулевич), тогдашнего городского архитектора Вильнюса.
Доходные дома архитектора Михаила Прозорова и его жены. Кроме квартир и торговых помещений, в здании на втором этаже расположился и концертный зал, где ставились одни из первых литовских спектаклей.
16/12/2016 08:00
Материалы по теме
- Страны: Литва
- Города: Вильнюс
- Фоторепортаж: Исторический Вильнюс, 16.12.2016
- Фоторепортаж: Детальный Вильнюс, 02.12.2016
- Фоторепортаж: Депрессивный Вильнюс, 17.11.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.