США - удивительная страна. В России, Китае, Бразилии, Мексике, Франции и Иордании глобально процесс путешествия не сильно отличается. Заселяешься в гостиницу, которая находится обычно в центре города, как и большинство гостиниц, идешь гулять по центру, где находятся основные достопримечательности, там можно сходить в магазин или в ресторан. Едешь на поезде/автобусе в другой город, там примерно так же. В Америке все с ног на голову. Центр города часто - самый убогий район, где живут бомжи и наркоманы, магазины-гипермаркеты находятся на окраинах, рестораны тоже неизвестно где, в центре города пять супердорогих гостиниц для бизнесменов и много мотелей на трассах, а идея проехаться на автобусе приводит многих местных жителей в ужас.
99% туристов в США помимо Нью-Йорка и Сан-Франциско посещают только всевозможные национальные парки. Никто не ездит в США по городам. Никто, кроме меня, потому что мне интересно именно это, а поездки по паркам я предпочту оставить до пенсионного возраста. Скажу абсолютно честно, что такое путешествие меня ни на йоту не разочаровало. В прошлом году я был в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Мэриленд и Вирджиния. О ценах я тогда тоже писал. В этот раз я был в Калифорнии, Неваде, Техасе и Луизиане.
Курс доллара, думаю, все знают. В том году мой ежедневный бюджет составил около 75 долларов в день. В этот раз пришлось его резко урезать до $50 в день (прямо как в шоу "Орел и Решка"), что в рублях даже больше, чем 75 прошлогодних долларов.
Городской транспорт
Миф номер 1: в США нет общественного транспорта. В этом убеждены почти все белые американцы, однако на самом деле общественный транспорт в США есть, и по уровню развития это - транспорт первого мира, а не третьего, при этом для туриста он гораздо дешевле, чем в большинстве стран Европы. В то время, как в России (не в Москве, а в России) люди ездят на убогих маршрутках и автобусах тридцатилетней давности с непонятными расписаниями и оплатой водителю наличными, в Америке автобусы и трамваи современные, в маршрутах можно разобраться по информации на остановках, билеты продаются в автоматах.
Одна беда - многолетняя пропаганда убедила многих людей, что общественный транспорт - для лохов и неудачников. В Москве, в принципе, тоже есть жители (1%), которые скажут, что поездка на метро - это для нищих, и нужно ездить на такси. В основном такие живут на Рублевке. В реальности же для туристов, которые не ездят на станции Выхино в 8 утра, метро в Москве в миллион раз удобнее машины, не говоря о дешевизне. Конечно, если вы живете в пригороде Хьюстона в 30 километрах от центра, и хотите поехать в гости к своему другу, который живет в другом пригороде Хьюстона в 40 километрах от вас, то на автобусе такая поездка займет много времени. Но в Новой Москве или деревнях в 40 километрах от Берлина тоже автобусы ходят далеко не каждые пять минут, так что в этом нет никаких новостей. Если же вы - турист, и вас интересуют достопримечательности города, то до них везде можно доехать на общественном транспорте, относительно машины это будет на 30% медленнее, но в пять-десять раз дешевле. Например, в Сан-Диего билет на весь день на все виды транспорта стоит 5 долларов. А сколько стоит аренда машины на день? Не меньше 20. А сколько стоит бензин? Даже если вы набьетесь в машину впятером, это будет дороже трамвая. А я замечу, что принципиально ни при каких условиях не приемлю путешествий группой более двух человек, поэтому в этой ситуации машина совершенно не бюджетна.
Теперь по отдельным городам.
Лос-Анджелес: билет на день стоит $7 (еще $1 - карточка, которую надо купить один раз), одна поездка, кажется $2, так что билет на день однозначно выгоден. Тем более, что пересадки даже между разными линиями метро платные. В Лос-Анджелесе 6 линий метро, они покрывают многие основные достопримечательности (Даунтаун, исторический центр, Голливуд, Лонг-Бич), а также вокзал и аэропорт. До пляжей Венис и Санта-Моника можно доехать на автобусе минут за 40. Сан-Диего: билет на день стоит $5 (карта - еще $2). Три линии трамвая покрывают вокзал, центр, набережную, старый город, испанскую миссию, а также одна из линий подвозит прямо на границу с Мексикой.
Сан-Антонио: тоже есть билет на целый день, но я гулял пешком. Это самый европейский город Америки, довольно компактный и уютный. Новый Орлеан: проезд на трамвае/автобусе $1.25, но город небольшой, я ни разу им так и не воспользовался. Хьюстон: проезд $1.25, только одна линия трамвая, идет через центр
Даллас: проезд $2.5, много линий трамвая, можно доехать на трамвае в аэропорт.
Лас-Вегас: у меня был короткий транзит, поэтому я взял билет на автобусы на 2 часа за $3, проехал 4 раза. Насколько я понял, часть автобусов (те, что ходят по Стрипу) этот билет не покрывает. Билет на день на все автобусы стоит $6.
Сан-Франциско: самые дорогие билеты, одна поездка аж $2.25. На канатном трамвае - аж $6 (на моей памяти - самый дорогой городской транспорт в мире). Я купил проездной на три дня, он стоил $23, плюс еще 3 за карточку. Проездной на один день стоит $14. Этот проездной можно использовать и на канатном трамвае. Даже без него $26 я окупил с лихвой, потому что в Сан-Франциско много куда можно поездить по городу, транспорта много, и он очень удобный.
Метро в Лос-Анджелесе
Проезд между городами
В США есть самолеты, автобусы, поезда. Самый развитый транспорт - авиационный. В США просто нереальное по нашим меркам количество внутренних рейсов. Цены, правда, в среднем выше, чем в Европе за аналогичное расстояние. Лоукосты в Америке есть, но они тоже не такие крутые, как Ryanair, где бывают билеты по 20 долларов. Я летел лоукостом Spirit airlines из Далласа в Сан-Франциско (точнее, в Окленд, это соседний город) с пересадкой в Лас-Вегасе, билет стоил около $100, и еще 25 пришлось заплатить за багаж. Для такого расстояния это весьма недорого, но я долго выискивал все варианты, как попасть из какого-нибудь города Техаса или Луизианы в Сан-Франциско, и этот вариант был чуть ли не вдвое дешевле любого другого. Поезда в Америке дороже самолетов, поэтому этот вариант можно сразу отбросить.
Остаются автобусы. Автобусы представлены фирмой Greyhound, которая упомянута еще в книге "Одноэтажная Америка", которая ездит по всей стране (есть даже дальние рейсы типа Нью-Йорк - Новый Орлеан, который идет часов 40), и несколькими локальными фирмами, в основном на Атлантическом побережье. Фирма Megabus представлена также в Техасе, Луизиане, Неваде и Калифорнии, то есть как раз там, где мне нужно. В малонаселенных штатах типа Аризоны или Вайоминга есть только Greyhound, и цены на проезд там конские, а там, где Greyhound конкурирует с Megabus, цены вполне приемлемые. Мне немного не повезло, так как значительная часть моей поездки пришлась на праздник дня Благодарения и соответствующие выходные, из-за этого билеты даже при покупке заранее были дороже, чем обычно. Если же повезет, можно словить билеты даже за $1. Что интересно, большинство людей, садившихся в автобусы Greyhound, были с бумажными билетами, купленными в кассе, а не с распечатками из интернета, это при том, что в интернете билеты как минимум раза в три дешевле. Автобусы в Америке прекрасные, во всех есть розетки и интернет, так что даже длинные поездки не особо напрягают. У Greyhound достаточно свободно в салоне, у Megabus теснее, и автобусы Megabus обычно забиты до отказа, у Greyhound часто бывает много свободных мест. Цены на проезд: Лос-Анджелес - Сан-Диего, 2.5 часа, greyhound, $14 Ларедо - Сан-Антонио, 3 часа, greyhound, $15 Сан-Антонио - Новый Орлеан, 10 часов, Megabus, $41.5 Новый Орлеан - Хьюстон, 7 часов, greyhound, $23 Хьюстон - Даллас, 5 часов (влетели в пробку на трассе!), greyhound, $37.15 Сан-Франциско - Лос-Анджелес, 8 часов, greyhound, $38.5
Жилье
С гостиницами в Америке все не просто плохо, а очень плохо. Если ваш бюджет меньше $200 в день, о гостинице можете не мечтать. Поскольку никто, кроме меня, не путешествует по городам США, гостиницы ориентированы на командировочных, которым цена не важна (почему же в России при такой же ситуации дешевые гостиницы все-таки есть?). Если вы на машине, то можете заселиться в мотель, средняя цена, судя по тому, что я видел на трассах, в районе 60-70 долларов, но можно найти и за 30-40, если поискать. Цены на уровне самых дорогих стран Европы. Единственный бюджетный вариант - хостелы. Их очень мало даже в туристических городах. Еще год назад я удивлялся, что в суперпопулярном Нью-Йорке хостелов штук 20, и их надо бронировать за полгода. В большинстве городов есть 2-3 хостела. Цены ниже, чем на восточном побережье - я платил от 16 до 20 долларов в день, самый дорогой был в Хьюстоне за $31. В хостелах почему-то заселение часто позднее, чуть ли не в 5 вечера. Почти везде берут наличными депозит за ключи.
Я четырежды сэкономил на жилье: при пересечении границы оба раза ночевал на мексиканской стороне (в 10 раз дешевле), два раза ехал ночными автобусами, и один раз я спал в аэропорту Далласа, поскольку вылет был рано утром. В аэропорту DFW, кстати, отличные мягкие кресла, и играет успокаивающая музыка.
Хороший хостел в Хьюстоне
Еда
Еда очень дорогая, даже по сравнению с Европой. Я про это рассуждал в отдельном посте. Про французский обед из сыра, багета и вина в сумме за 3 евро просто забудьте.
Если в России обед в "Макдональдсе" стоит примерно столько же, сколько дешевый бизнес-ланч, то в США это не так. Бизнес-ланчи начинаются где-то от 15 долларов, чаще от 20. Дешевле поесть в ресторане невозможно (не забудьте еще про налог и чаевые!). В Макдональдсе цены различаются в зависимости от штата. В Луизиане я поел за $5.15, тот же самый набор в соседнем Техасе стоил уже $6.30, а в Калифорнии ближе к 9 долларам. Тем не менее, белые люди тоже ходят в Макдональдсы (куда чаще, чем ездят на автобусах). Возможно, потому, что в ресторанах предлагают примерно те же самые бургеры.
Дешевой китайской еды, как в Нью-Йорке, я не нашел, видимо, Чайнатаун Сан-Франциско слишком туристический, а в Лос-Анджелесе - слишком маленький, но все же там блюдо стоит 8-10 долларов, а не 15-20. Из этнического есть, конечно, еще мексиканские заведения, но после Мексики мне хотелось плакать от вида ценников.
Жареный крокодил, Новый Орлеан
Безопасность Америка - страна непуганных эльфов. Если обычно отзывы на сайтах типа booking.com нужно делить на два (или лучше вообще их не читать), то в случае с Америкой их надо делить на десять. Про почти все места, где я жил, отзывы были в духе "Это притон, где валяются штабелями наркоманы и бомжи" или "В этот район не ходите даже днем, вас там убьют". Переводя с американского на русский, "опасный район" значит "Я ехал на машине через этот район, а по тротуару шли два негра. Кошмар! Никогда больше туда не сунусь." Что я могу сказать. По меркам России ни одно из мест в США, где я был, нельзя даже с натяжкой назвать опасным или даже стремным. Максимум - неприятным, ну как угол дома, где тусуются бомжи. Так что на фразы типа "St. Louis Cemetery #1 should only be visited with a tour group" или "Central City became notorious for shockingly high rates of violent crime, as rival gangs and drug dealers exchanged gunfire in the streets" смейтесь в лицо.
"Опасный" район Нового Орлеана
Достопримечательности
Что хорошо в Америке, в любом городе можно найти бесплатные достопримечательности, которые в любой другой стране были бы платными.
Лос-Анджелес, городская мэрия. Можно подняться на 34 этаж ради шикарного вида на центр города, ну и само здание из веселой эпохи до Великой Депрессии. Вход бесплатный, нужно иметь с собой паспорт.
Лос-Анджелес, Голливуд и Аллея звезд. Если повезет, можно возле театра, где вручают "Оскар" увидеть каких-нибудь актеров.
Сан-Диего, старый город. Больше похоже на тематический парк в стиле вестерн. Бесплатно.
Сан-Диего, монастырь Mission San Diego. Вход $3.
Сан-Антонио, монастырь Аламо. Место одной из битв за независимость Техаса. Бесплатно.
Новый Орлеан, Бурбон-стрит. Место, где всегда праздник, особенно ночью. Пиво $3, шоты $3. Паспорт могут спросить. Бусы и прочие сувениры можно легко собирать с земли бесплатно. Новый Орлеан, кладбище святого Луи. Необычное старинное кладбище, не такое крутое, как Реколета, но тоже неплохо. Хьюстон, JP Morgan Chase Tower. Можно подняться на 60 этаж, там стекла от пола до потолка и вид на город. Бесплатно.
Хьюстон, подземные тоннели. Система соединяет многие офисные здания.
Сан-Франциско, Twin Peaks. Лучший вид на город. Бесплатно.
Сан-Франциско, мост "Золотые ворота". Самая популярная достопримечательность города. Бесплатно.
Сан-Франциско, пирс 39 с морскими котиками. Тоже бесплатно.
Итого
За 10 дней я потратил 503 долларов и 88 цента (не считая перелета), почти ровно $50 в день. Почти половина, $241 доллар, ушла на проезд. Жилье стоило $130, или 26%. На еду я потратил $71, здесь помогли запасы, которые я сделал в последний день в Мексике, где еда в пять раз дешевле. Еще $61 доллар ушел на все остальное, в основном на пересечение границ.
06/11/2015 10:00
Материалы по теме
- Страны: США
- Города: Лос-Анджелес; Сан-Франциско
- Отзыв о поездке: Нью-Йорк. Нижний Ист-Сайд и Ист Виллидж, весна 2015
- Фоторепортаж: Автопутешествие по востоку США. Miami, 29.10.2015
- Фоторепортаж: Автопутешествие по востоку США. Savannah, 28.10.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.