"Пусть дома будет красивее и уютнее!"
Гуляя по Таллину легко найти керамическую мастерскую, посмотреть как рождается чашечка и блюдечко, а также приобрести понравившуюся вещь.
К сожалению в России даже купить, а не только посмотреть на процесс значительно сложнее. Такова наша история...
А мы перенесемся в Таллин.
В нашей стране небольшие семейные мануфактуры уничтожили вместе с Российской Империей. Построили много заводов и фабрик, где советские люди как роботы начали штамповать одинаковые вещи. Нельзя сказать, что они были, а некоторые и сейчас есть, плохого качества. Нет, среди них есть отличные изделия из хрусталя, фарфора, кожи, дерева, но они лишены индивидуальности. Все мы помним советский союз, когда у друзей в квартирах стояла такая же мебель с таким же сервизом, сидели мы на таком же диване и ходили по такому же ковру. Были исключения, когда по крупицам уникальные для советского быта вещи привозились из ближнего зарубежья. После падения "железного занавеса" в страну хлынул поток импортного ширпотреба, те же массовые вещи только для других рынков, а для нас они казались новинкой. Пример - IKEA, банальные вещи, которые наполнили наши дома.
Сложно поменять сознание человека, которые не привык, что вещи в его доме могут быть не такими как у других. И посуда, может быть выбрана по стилю, цвету, фактуре, да и просто по настроению. Однако сейчас, когда все больше людей выбираются за границу, точка зрения на дизайн интерьера и обустройство дома меняется.
Однако реализовать желание оказывается не так просто. Небольшие мастерские производящие изделия ручной работы у нас скорее исключение, в отличие от европейских стран. Мы только начинаем восстанавливать наши традиции позапрошлого века - производить вещи с душой, а не для массового потребления.
Рассказ о мастерской хочу с двух строчек истории появления керамики в Эстонии.
В 1718 году русский царь Петр Первый несколько раз бывал в Таллинне, который в то время был столицей Эстляндской губернии - одной из самых западных частей Российской Империи. Будучи очарованным красотой города и его окрестностями, он задумал строительство дворца для себя и своей супруги Екатерины. В поисках строительных материалов он отдал приказ построить завод по выпуску кирпича и изразцов.
Завод основали недалеко от Таллинна на полуострове Копли, где находилось большое месторождение голубой глины. В 1720 году строительство завода было завершено и началось массовое производство кирпича и декоративных керамических элементов для Кадриоргского дворца.
После завершения строительства Царской резиденции изразцы и декоративные керамические изделия продолжали пользоваться большой популярностью как в Эстляндской губернии, так в других частях страны, а в особенности при отстройке Санкт-Петербурга, новой столицы Империи.
Завод работал почти 300 лет и производил всевозможные декоративные изделия и, конечно же, посуду - искусную, украшенную росписью и покрытую глазурью. Но, в конце XX века завод был закрыт и только начале 21 века, в период возрождения старинных традиций - производство керамики было возобновлено.
Частные мастерские, которые изготавливают керамику по старинным рецептам можно найти в Таллине в переулке Катарины соединяющем улицы Vene и Müürivahe. Здесь находится Гильдия Св. Катарины, включающая множество ремесленных мастерских, где художники создают, а тут же продают не только керамические изделия, но также шляпы, одеяла, расписанный шелк и другие изделия. Мастерские находятся в небольших помещениях XV - XVII веков на южной стороне улицы. Они представляют собой открытые студии - посетители могут понаблюдать за работой художников, стеклодувов, ткачей или изготовителей керамических изделий.
Основное сырье для изготовления - это глина. Важнейшее свойство глин - это способность обнаруживать при затворении водой пластичные свойства, а при обжиге образовывать камнеобразный черепок.
Производство керамических изделий включает в себя следующие основные процессы:
- приготовление керамических масс;
- формование изделий;
- сушка;
- обжиг.
Керамические массы - это смесь исходных сырьевых материалов, приготовленная по рецептуре, заданной для каждого вида изделий. Она является основой керамического черепка, который, собственно, формует изделие. Для приготовления керамических масс измельченное сырье вначале дозируется по весу, а затем тщательно перемешивается.
Керамические изделия формуют методом пластического формования из пластичной массы или методом литья (жидким шликером) в гипсовых формах. Пластичное формование предполагает как ручное изготовление изделий (лепка, отминка по формам, вытягивание на гончарном круге), так и механическое (на современных станках). В мастерских чаще всего применяется именно ручное изготовление.
Например, вот на такой полусфере можно придать форму будущей тарелке.
Отформованные изделия обыкновенно имеют влажность 20 - 28%. Перед обжигом полуфабрикат необходимо высушить до содержания в нем влаги не более 2 - 5%, для того чтобы придать изделию необходимую механическую прочность, а также во избежание деформации и растрескивания при обжиге.
В процессе обжига формируется структура черепка, определяющая технические свойства изделия (пористость, механическую прочность, термоустойчивость и др.). В производстве художественных керамических изделий используют двукратный и реже - однократный обжиг. При однократном обжиге изделие после сушки сразу глазуруют и затем обжигают.
Для высушивания можно использовать обычную печь - в данном случае канадская дровяная печь Bullerjan. А для обжига камерную студийную электрическую печь вертикальной загрузки KITTEC.
Заготовки после высушивания ждут глазуирования на стеллажах, а некоторые из них с готовой фактурой и рельефом уже готовы к росписи.
Скульптурное (текстурное) декорирование основано на пластических свойствах материала, благодаря которым готовое изделие отделывается различными рельефами, контррельефами или фигурными украшениями, ажурным вдавливанием или резьбой специальными штампиками, инкрустацией, сграффито.
Живописное декорирование - это разнообразные декоративные растительные или тематические композиции на керамике, которые выполняются разноцветными жаропрочными красками (ангобом) вручную или механическим способом.
Ангобная роспись. Это декоративное покрытие наносится на поверхность керамического изделия до его обжига. Различают ангобы белые (из беложгущихся глин) и цветные (из глин с цветообразующими добавками).
После первого обжига получают терракоту - керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением.
Ее можно подкрашивать темперными красками или акварелью, разведенной на молоке. Однако чаще всего терракоту покрывают глазурями, которые затем закрепляют вторым обжигом.
Основными составляющими глазурей являются кварц, глины, полевой шпат, поташ, борная кислота, мел, сода, бура, углекислый барий. Готовят глазурь в виде водной суспензии путем смешивания и размола всех компонентов. Селитру, буру, соду и поташ вначале сплавляют - фриттируют.
Покрытие и роспись эмалями (непрозрачными глазурями) выполняют в тех случаях, когда необходимо получить яркие и светлые тона на темном черепке.
Каждое изделие произведено руками мастера, а значит по-своему уникально. Только человек может вложить душу в свое произведение, а не станок на заводе.
Различное сочетание формы и цвета терракоты, покрытие ее глазурью или эмалью, позволяют получить удивительно красивые вещи. Не обязательно это может быть чашка или тарелка, таким способом можно изготовить декоративные предметы интерьера.
Любое изделие мастерской будет украшением вашего дома и позволит отправить стеклянную посуду из IKEA на дачу.
Не проходите мимо таких мастерских, не бойтесь помешать мастерам в изготовлении. Каждому мастеру, который занимается любимым делом будет приятно поговорить с человеком, который оценит его творчество. А уж без покупки покинуть такое место очень сложно.
В Санкт-Петербурге керамику ручное работы можно поискать в магазине http://goncharlavka.com/, хотя выбор не богат, и красоты неземной там не найти.
Еще в Питере можно сходить в http://alanceramics.com/ - художественную мастерскую, про которую можно почитать тут http://veronika-stef.livejournal.com/116
В Москве много красивого (не только керамики) есть в магазине liebertine Тани Либерман http://new.jerusalembazar.ru/, тут есть очень красивые вещи, в том числе и из Эстонии.
18/11/2014 18:00
Материалы по теме
- Страны: Эстония
- Города: Таллин
- Отзыв о поездке: Таллинская телебашня, осень 2014
- Отзыв о поездке: Как выглядит Таллин сверху?, лето 2014
- Отзыв о поездке: Эстонский этнографический музей, лето 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.