В своих поездках я всегда стараюсь посещать не туристические места и избегаю раскрученные и известные достопримечательности. Но есть такие достопримечательности, не посетить которые, несмотря на их раскрученность и известность, не получается. Просто потому, что хочется самому увидеть это своими глазами. Одной из таких достопримечательностей является знаменитая костница - церквушка, все внутреннее убранство которой полностью выполнено из человеческих останков. Находится она в чешском предместье города Кутна Гора - Седлеце и является обязательным пунктом в туристическом маршруте каждого, кто планирует свой отпуск в Чехии. Тем не менее, раз я там побывал, не написать пост об этом месте я не могу. Так как место банальное и о нем не писал только ленивый, я не буду повторять другие посты и переписывать информацию из Википедии. В своем посте я расскажу о личных впечатлениях и мыслях, которые возникают в голове, при посещении этого места.
Снаружи церквушка ничем не примечательна. В городе Кутна Гора есть куда более величественные соборы, один из них даже занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но, понятное дело, наследие ЮНЕСКО никого из приезжающих сюда не интересует, все едут в эти места лишь для того, чтобы посмотреть на груды черепов, заботливо сложенных в кучки и развешенных гирляндами.
О том, что это не обычная церквушка, красноречиво говорят скульптуры, венчающие столбы каменной ограды и намекающие на то, что ждет туриста внутри.
На территории церквушки есть еще кладбище со старыми и новыми надгробиями, некоторые из них смотрятся весьма антуражно.
Но туристы приезжают сюда не за этим.
Антураж места впечатляет с первых шагов.
Сразу у входа находится касса, там же продают сувениры. Костница - главная кормилица городка Кутна Гора, который мне отнюдь не показался процветающим. Если бы не костехранилище, посмотреть на которое приезжают люди со всего мира, в Кутной Горе нога туриста не ступала бы никогда.
Посмотрим же ради чего тысячи туристов ежегодно приезжают в эту глухомань.
Мы приехали сюда за полчаса до закрытия, так что нам повезло посетить это место без толкучки. Люди внутри, конечно, были, но уверен, что в разгар дня тут куда более многолюдней, чем было перед закрытием.
Скажу сразу - увиденное впечатляет. Такого количества человеческих останков в одном месте, я не видел никогда в жизни. Тем более так антуражно и с любовью расставленных и развешенных повсюду.
Это искусство!
Ангелки, венчающие каждую из четырех пирамидок, сложенных из черепков в самом центре храма.
Куда не бросишь взгляд - везде черепа и кости, много, очень много костей. При создании этих декораций были использованы останки около 40 000 человек, что вдвое превышает население города Кутна Гора.
Наиболее меня впечатлила люстра, при создании которой были использованы все кости, из которых состоит человеческий скелет.
Шикарно! Хочу себе гостиную в таком стиле!
При свете свечей алтарь смотрится таинственно и мистично.
Но полностью погрузиться в мистику и таинственность вам не дадут десятки таких же как вы любителей анатомии, щелкающих фотиками, снующих туда-сюда и производящих децибелы звуковых колебаний. Нам еще повезло - вечером людей было не много и мне удалось даже сделать фотографии без людей в кадре. Судя по отчетам тех, кто посещал костехранилище в разгар дня, сделать фотографию без туристов в это время невозможно.
Красотища!
Помимо шикарной люстры, еще одной яркой деталью костницы является фамильный герб дворянского рода Шварценбергов, выложенный полностью из человеческого материала. Всю работу по оформлению интерьера церкви проделал резчик по дереву Франтишка Ринт в 1870 году. Сразу за гербом находится одна из четырех громадных груд человеческих костей. Костница оказалась слишком мала и у старины Франтишки осталось еще много не использованного материала. Эх, ему бы Кельнский собор отдать под оформление!!!
Видно, что человек душу вложил в свою работу. Сделано с любовью!
Впечатляющая деталь герба.
А вот и груды резервного материала, которому не нашлось применения в отделке интерьера. Всего в храме четыре таких пирамиды.
У читателя может сложиться мнение, что место это довольно жуткое. На самом деле это не так. Комната страха в парке аттракционов куда более жуткое место, чем это костехранилище.
Если бы эта церквушка находилась в глухом лесу либо в другом отдаленном от цивилизации и туристических потоков месте, может и можно было бы попытаться подключить фантазию и прочувствовать мистичность этих инсталляций. Но в данных условиях это место не вызывает совершенно никаких чувств, кроме восхищения мастерски выполненной работой новоиспеченного дизайнера интерьеров Франтишки Ринта.
Никаких чувств это место не вызывает, но вот мысли тут возникают интересные. Когда смотришь на эту груду костей, невольно задумываешься о том, что их обладатели в прошлом были живыми людьми, кого-то любили, во что-то верили, завидовали, ненавидели, разрушали, убивали, любили, строили, создавали. Каждый жил согласно своим представлениям о мире и своем месте в нем. Но смерть уравняла всех, не оставив от этих людей совершенно ничего, кроме груды костей.
Кто вспомнит сейчас хоть кого-то из бывших обладателей этой коллекции забавных черепков? Никто! То же самое ждет каждого из нас в конце пути - забвение. Память о нас будет жива пока живы те, кто знал нас лично, но через сотню лет никто не вспомнит о твоем существовании, если ты не гений, создавший шедевр искусства, литературы, музыки, который будет жить после тебя в веках. Либо же ученый, совершивший новое открытие в науке, либо общественный деятель, оставивший след в истории. Если же ты обычный человек, не обладающий гениальным складом ума, особыми талантами, и не оказавшийся в переломном моменте истории в нужном месте, то тебя как и 99,999999999 % жителей земли в конце пути ждет стандартный финал - следы твоего существования на планете Земля полностью сотрутся в очень краткосрочной перспективе.
В какой то мере обладателям этих костяшек повезло гораздо больше, чем тебе - от них осталось хоть что-то, что спустя полтысячи лет приносит людям радость и эстетическое наслаждение. Так стоит ли тратить драгоценное время жизни на накопление материального хлама, на прозябание перед телевизором или компьютером в череде серых будней, съедающих твою жизнь год за годом, если в конце все равно всех ждет один и тот же финал - груда костей?
Самое лучшее, на что можно потратить отведенное нам время - это на созидание того, что после нашей смерти может приносить будущим поколениям пользу и радость. Так как наши костяшки вряд ли вывесят где-то на потеху публике, надо искать другие пути оставить свой маленький след на этой планете, а путей этих огромное количество.
Когда-то у каждого из нас будет последняя минута жизни, в течении которой вся жизнь промелькнет перед глазами словно кинолента на ускоренной перемотке и хорошо бы прожить жизнь так, чтобы в эту минуту, промотав созданную тобою короткометражку, тебе не было бы мучительно горько и стыдно за бездарный, унылый и бездушный фильм. За утраченные возможности и шансы, за череду глупых, необдуманных поступков, за то, что вместо яркого приключения, твоя жизнь пролетела в унылой рутине, в которую ты сам себя загнал своей ленью, слабостью, малодушием и боязнью перемен.
Примерно такого рода мысли посещали меня в то время, как я любовался этими милыми костяшками, затейливо развешенными по всем залам церквушки.
Несмотря на попсовость, посетить это место однозначно стоит. Не ищите тут атмосферы, ее тут нет. Но вот подумать о бренности бытия в уникальном костехранилище очень хорошо и полезно. Пожалуй, это лучший храм, из тех, в которых доводилось бывать, ведь тут как нигде хочется верить в существование души - частички божественной энергии внутри каждого из нас. Потому что получается совсем глупо, что ты живешь, потом умираешь и от тебя остаются лишь кости.
05/11/2014 12:00
Материалы по теме
- Страны: Чехия
- Города: Кутна-Гора
- Отзыв о поездке: Кутна-Гора: костница и другие достопримечательности, осень 2014
- Отзыв о поездке: Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем, лето 2012
- Отзыв о поездке: Костница в г. Кутна-Гора, март 2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.