Храмы бывшего Успенского женского монастыря, расположенные рядом с Тульским кремлем, визуально знает каждый туляк. Первый - белый, с колоннами, в классическом стиле. Второй - из красного кирпича, в стиле русском. Две церкви и небольшой кирпичный дом вблизи них - всё, что осталось от тульского Успенского женского монастыря.
Идея основания в Туле женского монастыря принадлежала царю Федору Иоанновичу, сыну Иоанна Грозного. В писцовой книге по городу Туле за 1587-1589 годы говорится, что "по Государеву Цареву и великаго Князя Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Иван Олексеевич Жеребцов да диак Иван Мешаев Старое городище, что усть рчк (т. е. против устья речки. - Н.К.) Тулицы, отмерели под новый девичь монастырь" участок 70 на 30 саженей. В переводе на метрическую систему -150 на 64 м. Старое городище - это место, на котором сегодня расположен Тульский оружейный завод.
Время строительства первого, главного храма монастыря точно не установлено. Из документов XVIII века ясно, что это было каменное двухэтажное здание. В верхнем этаже был престол во имя Успения Пресвятой Богородицы и придел во имя преподобного Александра Свирского, в нижнем - престол в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" и придел Николая Чудотворца.
Со временем здание обветшало, начало уходить в землю, весной и в дождливые дни первый этаж заливался водой. Церковь разобрали и в 1791-1792 гг. построили новую - каменную, одноэтажную - на деньги, выделенные из казны Екатериной II, попечением тульского гражданского губернатора Андрея Ивановича Лопухина. Главный престол освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел был посвящен иконе "Неопалимая Купина", северный - Александру Свирскому. В 1857 году храм, пришедший уже в довольно ветхое состояние, был расширен, что не пошло ему на пользу: обветшание ускорилось. В 1899 году приступили к разборке этой церкви; к 1902 году на ее месте воздвигли новое двухэтажное здание, которое и дошло до наших дней.
Успенская церковь была возведена в псевдорусском стиле. Сохранился её первоначальный, неосуществленный проект, который близок к построенному храму, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы. В процессе строительства отказались от готических элементов декора - стрельчатых обрамлений окон на барабанах. Не стали делать и горизонтальное трехчастное деление фасадов окнами - в случае такого деления здание казалось бы трехэтажным. Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. Возможно художники были соработниками Виктора Васнецова, так как росписи храма являются точными копиями его работ в Киевском Владимирском соборе.
На стене верхнего храма сохранилась надпись: "В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом". Стены собора сложены из тёмно-красного кирпича. Черные купола увенчаны крестами и полумесяцами. В соборе была похоронена почитаемая в Туле игуменья Агнии, которая занималась строительством храма.
С приходом к власти большевиков монастырь был упразднён и собор закрыт. В 1930-х годах его пытались взорвать, но собор оказался очень прочным и выстоял. Тогда с него сбили купола и разместили филиал государственного архива. В конце 1980-х была произведена реконструкция здания. Вновь были установлены купола и укреплено основание собора.
8 сентября 2006 года собор был возвращён верующим, а 24 января 2007 года престол нижнего храма освятил архиепископ Тульский и Белевский Алексий и туда были перенесены мощи святого Иоанна Тульского. 10 мая 2012 года в Свято-Успенском кафедральном соборе был торжественно освящен второй этаж. Оно ознаменовало собой завершение реставрационных работ храма.
08/11/2014 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Тула
- Отзыв о поездке: Вознесенский храм в городе Туле, лето 2014
- Отзыв о поездке: Тула, осень 2013
- Отзыв о поездке: Тула и окрестности, май 2013
- Фоторепортаж: Про Тулу, 11.07.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.