Бледное солнце, словно обидевшись на кого-то, с самого утра скоропостижно укатилось за облака и ежилось там теперь от холода. Не обращая на него внимания, во все горло залихватски пел ветер. Волга, заметно нервничая, толкала к берегу паром, на котором сгрудились десятка два человек и пяток машин.
Наши сизые носы приятно гармонировали с цветами пейзажа, кагбэ намекая на несвоевременность туристических приключений - лоу сизон то есть. Да и встречал нас Козьмодемьянск неласково - лаем собак. Точь-в-точь как Кису и Осю. Да, кстати, именно скромный марийский город Козьмодемьянск выступил под псевдонимом Васюков в "Двенадцати стульях".
Ну про незабвенную эту пару и ее следах я попозже еще расскажу, а начать нужно сначала.
В прежние времена Козьмодемьянск был не чета сегодняшнему. Центр лесоторговли. Вниз по матушке по Волге, по второй матушке Каме, по свояченицам и прочим двоюродным сестрам сплавлялся лес и множество разного другого товара. Перевозили его огромные, до ста метров в длину, плоскодонные корабли - беляны. Служила беляна один сезон: груженная под завязку прибывала из пункта А в пункт Б, где ее разгружали и тут же разбирали по бревнышку. Такая одноразовая посуда посудина. Одним из пунктов Б и был Козьмодемьянск.
Лесная ярмарка была богатейшая - миллионные обороты оборачивала. Но гигантские беляны вымерли, как динозавры, не пройдя естественный отбор технического прогресса, и город поскромнел, затянул пояс и так и превратился бы в обычный заштатный городишко, каких много, если бы не Ильф с Петровым. Впрочем, роль в романе не единственная козьмодемьянская изюминка.
Кто бы из них мог подумать, что отслуживших свое их на старости лет привезут сюда и будут показывать за деньги. В Этнографическом музее под открытым небом собраны избы и избушки, мельница, колодец и прочие надворные службы, которыми пользовались горные марийцы. Заселяйся и живи, в общем.
Все придумано до нас. Пожалуйста - бумажный пакет для употребления спиртных напитков в общественных местах, слинг, еще какой-то девайс. Наверняка ему тоже есть аналог в наши дни.
Замечательная противоугонная скамейка. Минимализм, функциональность и экологичность придумали не шведы, ИКЕА нервно курит в сторонке.
Настоящая мельница, б/у, в хорошем состоянии.
В целом неплохо жили марийцы. Отдельные коттеджи, некоторые даже двухэтажные, из экологически чистых материалов, вся мебель - хендмейд, сумасшедший, просто умопомрачительный вид из окна. Из минусов: метраж смешнее, чем в хрущевке, удобства во дворе, и ни одной розетки.
А вот отголоски былой зажиточности. Наличники - это отдельная глубокая культурная тема. Копать не буду, покажу лишь малую толику тех загогулин, завитков, завихрений, что мы увидели. И это уже не музей.
Я слышала, что пост, в котором нет котиков, - это плохой, негодный пост. Котики.
Местные жители. Возможно, завсегдатаи шахматного клуба. Когда в Козмодемьянске тебе говорят "пойдем выйдем", твои шансы не ударить в грязь лицом (в прямом и переносном смысле) прямо пропорциональны разряду по шахматам.
Шли мы так, шли и дошли наконец до Художественно-исторического музея. Основан он был первым профессиональным марийским художником А. В. Григорьевым в 1919 году, чье имя и носит.
Есть в его закромах и Айвазовский, и Поленов, Коровины - в общем, есть чем похвастаться. Но мне больше всего запомнилась картина художника Трескина А. В. "Котовцы. Купание коней". Румяные, веселые котовцы в фуражках на босо тело на смущенных конях. Преступно невнимателен к деталям художник Трескин А. В. - хрен разглядишь на той картине, то есть, я хотела сказать, ни хрена не разглядишь. На первом этаже музея краеведческий зал. Заходишь сюда - и вся жизнь проносится у тебя перед глазами. Жизнь марийца, конечно же, я имею в виду.
Судя по всему, васюковцы Остапа Бендера до сих пор не простили. Нет, ну помнят, конечно, каждый год проводят Бендериаду (как альтернативу международному шахматному перфомансу). Но вот "фотороботы" сына турецкоподданного, что украшают все улицы, ясно дают понять: васюковцы с тех самых пор только и думали, как бы отжать обратно кассу "Шахклуба четырех коней" и накостылять прожектеру.
В 1995 году здесь открылся музей Остапа Бендера и фестиваль юмора Бендериада, во время которого мэр Козьмодемьянска вручает обаятельному прохиндею ключ от города где деньги лежат. Но Бендериада - июльская забава, мы же немножко опоздали на два месяца и застали только музей. Музейные работники, аки сыщики-криминалисты, воссоздали все события того приснопамятного дня 1927 года, когда великий комбинатор посетил Васюки с рабочим визитом.
На этом закончился и наш, неофициальный, визит в Васюки-Козьмодемьянск. До новых встреч.
30/10/2015 17:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Фоторепортаж: Йошкар Ола, Чебоксары - столицы республик Марий Эл, Чувашии, 08.10.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.