"То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры,
то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы"
Я понимаю, что выкладываю самые "попсовые" достопримечательности Барселоны, но мы там были всего два дня, и поэтому успели как раз таки только их и посетить! Я, конечно, читала, что Храм Святого Семейства впечатляет и видела заранее кое-какие фотографии, но вживую он меня просто поразил! Очень! ОЧЕНЬ!!!! Сильные эмоции! Это сложно описать, но увидеть надо однозначно! Мы очень долго стояли в очереди ( одна из самых больших наших очередей за все поездки), но когда попали внутрь, не возникло никаких сожалений, что мы потратили столько времени на очередь. И дело даже не в огромных размерах, а в том, что храм получился (или получается, ведь строительство до сих пор идет) каким-то неземным и ни на что не похожим!
Уникальность Храма Святого Семейства -в том, что это мост, связавший поколения, эпохи и подаривший исключительную возможность не только прикоснуться к истории, но и приобщиться к ее созданию. На протяжении двух столетий сооружение строится, растет, видоизменяется.
19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. "...Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну..." С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства. Изначально сооружение задумывалось в классических представлениях о том, как должна выглядеть христианская церковь.
Однако, волею случая вскоре проект возглавляет Антонио Гауди, который назначается главным архитектором в 1891 году. Саграда Фамилиа в Барселоне стал первым крупным проектом Антонио Гауди
У архитектора не было четкого плана работ, он полностью отдался импровизации.
Возможно, именно в этом заключался гений Гауди: каждая часть храма, даже самый крошечной элемент был для него некой живой сущностью, органичной развивающейся на фоне общего архитектурного контекста. И хотя формы Саграда Фамилиа на первый взгляд могут показаться неестественными и абстрактными, при ближайшем рассмотрении в них можно найти отголоски натуральных, природных мотивов.
Сам мастер неоднократно упоминал, что свое вдохновение он черпает в природе, так как она является неоспоримым идеалом, созданным самим Богом. Отсюда и изящные конструкционные решения, которые поражали не только простых обывателей, но и профессиональных зодчих.
Конструкции, создаваемые Гауди, требовали очень сложных расчетов. Удивительно, но мастер, полагавшийся во многом исключительно на свою интуицию, находил верные решения - это подтвердили и ученые, уже в 20 веке изучавшие на компьютерах планы собора. Внутри храма расположено множество колонн, которые в верхней части распадаются на ветви, образующие свод - такой вот необычный каменный лес. Эти колонны часто подвергались критике - специалисты уверяли, что долго им не простоять. Однако их структура была продумана Гауди до мелочей:они состоят из бетона с прочной железной арматурой, поверхность отделана базальтом и гранитом, 20-метровое основание колонн полностью погружено в фундамент, верхняя часть возвышается на 70 метров над полом. Они устоят при землетрясении магнитудой в 7 баллов и ураганном ветрес порывами до 55 м/с.
Гауди просто фонтанировал идеями. Как художник абстракционист, охваченный внутренними порывами и эмоциями, он выплескивал свои замыслы хаотично, часто без схем и чертежей, интуитивно, бесконечно что-то меня, ломая и перестраивая заново. Неудивительно, что строительство требовало от него максимального личного присутствия и содействия, поэтому в итоге собор стал для него и рабочей мастерской, и кровом. 43 года жизни мастер отдал своему творению, при этом при его жизни была реализована только треть его замысла. Гауди был глубоко набожным человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. И действительно, кажется, что каждый камень в сооружении неслучаен, он информативно напитан и рассказывает об очередном библейском сюжете.
7 июня 1926 года произошел трагический случай, изменивший историю Саграда Фамилия. 73-летний архитектор был сбит трамваем. Умер гений 10 июня 1926 года, не дожив всего нескольких дней до своего 74-летия. Его похоронили в крипте недостроенного храма, чтобы он мог даже после смерти наблюдать за своим величайшим творением.
Начиная с 1926 года, возведением Искупительного храма занялся самый талантливый ученик мастера - Доменек Суграньес. В 1938 году умирает Доменек Суграньес. Так как строительство шло исключительно на пожертвования, до 1952 года не велось никаких работ. Только когда Испания оправилась от войн, возобновилось оформление фасада Рождества по чертежам, которые Гауди сделал еще в 1892-1917 годах. Крипта была закончена только в 1961 году. К 1977 году удалось закончить четыре башни, украшающие фасад Страстей. Работа над скульптурами этого фасада закончилась только в 21 веке. Параллельно создавались витражи,была отлита знаменитая скульптура, посвященная Вознесению. Даже, несмотря на то, что строительство ведется очень интенсивно и не прекращается последние десятилетия, с 1978 по 2000 год были завершены только трансепты и неф, их фасады и своды.
В следующее десятилетие велась работа над галереями и сводами. В 2010 году появилась апсида и средокрестие, на которых возводятся две башни. План Искупительного храма Святого Семейства предполагает строительство еще четырех 120-метровых башен. Каждая башня будет увенчана скульптурой. Если строительство будет идти по плану, то предполагается закончить Саграда Фамилия к 2026 году.
Обязательно надо будет вернуться сюда через 20 лет, чтобы увидеть завершенный храм!
09/10/2014 16:00
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Города: Барселона
- Отзыв о поездке: Хамон и другие испанские вкусности, агуст 2014
- Отзыв о поездке: Блошиный рынок Барселоны, май 2014
- Отзыв о поездке: Вид на город с барселонской рублевки, апрель 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.