Войдя в салон авиалайнера AIRBUS 321-200 авиакомпании ТАР Portugal в шесть часов утра по мс времени и, удобно устроившись в кресле, положив под голову подушечку, любезно оставленную на сидении, я решила,что буду спать, два перелета за вечер - ночь(Краснодар-Москва, Москва-Лиссабон), ожидания, регистрация,несколько измотали меня, тем более, что полет рассчитан на пять с половиной часов. Попросила мужа не будить, даже если кормежка будет ароматно-съедобной и очень вкусной уже на вид))) Провалилась в сон почти сразу, спала, как младенец, часа два с хвостиком, разбудил меня сосед, ему нужно было выйти сами догадываетесь куда. Потом уже дремала, так, вполглаза)
Этот кадр крупнее и ближе.
Через время сосед завозился, разговаривая сам с собой, аааа, достал фотоаппарат и через окно запечатлевает места, над которыми мы пролетаем, называя их, может, у него аппарат с навигацией?
Слышу, он же, Лиссабон, Лиссабон, океан, тут я окончательно открыла глаза и попросила его на свою мыльничку сделать пару кадров))) Вид на город со стороны океана, справа хорошо виден висячий мост имени 25 Апреля, который пересекает место впадения реки Тежу в Атлантический океан. Мост был открыт 6 августа 1966 года.
До 1974 года мост назывался в честь Антониу Салазара (порт. Ponte Salazar), но был переименован после Революции гвоздик в 1974 году.
Мост входит в 20-ку висячих мостов мира по длине. Позже я расскажу о нем подробно. Férias portuguesas!!!! Ура, португальские каникулы начались!)) Хотя, по-настоящему, их отсчёт пошел уже с момента, как нога ступила на борт нашего авиалайнера!
Самолет приземлился точно по расписанию, шасси мягко коснулось поверхности земли и в салоне раздались аплодисменты.
Через несколько минут нас встречали в холле терминала с табличкой LUSITANA SOL два сотрудника этого турагенства, Ирина,сопровождающая, и Константин, водитель автобуса, эдакий шутник и весельчак, из которого анекдоты и смешные рассказы лились как из рога изобилия.
Нас повезли в отель. Фото аэропорта сделала из автобуса. Немного информации об аэропорте Лиссабона.
Международный аэропорт Лиссабона Порте́ла ( англ. Lisbon Portela Airport) расположен в северной части города Лиссабона, всего в 7 км от его центра. Открыт с 15 октября 1942 года, имеет две взлетно-посадочные полосы длиной 3805м и 2400м, шириной 45м каждая, есть два пассажирских и один военный терминал "Фигу-Мадуру".
В начале 2008 года португальским правительством было принято решение о строительстве нового международного аэропорта в Алкошете на полуострове Сетубал.
Такое решение связано с постоянным ростом пассажирского трафика аэропорта "Портела".
В отель приехали минут через двадцать, по пути высадив часть туристов в отеле за углом. Отель VIP inn BERNA 3* стал нашим приютом на ближайшие десять дней и ночей.
После недели проживания на самом верхнем этаже(черная стрелка указывает окно), мы переехали на три дня в Порту, вернувшись, получили ключи от номера на втором этаже (синяя стрелка) и жили в нем еще три дня. Отель Hotel VIP Inn Berna располагается неподалеку от Арены для боя быков Campo Pequeno, Музей Г. Гюльбенкяна -Gulbenkian и всего в 300 метрах от станции метро Campo Pequeno.
Нам показалось удобным расположение. Исторический центр Лиссабона находится в 3 км. Номера в обоих случаях были одинаковые, стандартные, эконом класс. Уборка производилась ежедневно, постель чистая, удобная, засыпалось легко. Плохо то, что в номерах нет холодильника, под ареной для быков Campo Pequeno есть большой супермаркет, в нем покупали фрукты, йогурты, воду, иногда хотелось вкусную ту или другую сдобу попробовать.
Из-за отсутствия холодильника приходилось спускаться туда каждый вечер, покупать на один прием, заранее определяя свои силы, съедим или в ведро выкинем. Работает до 23.00,только в выходные дни до 22.00,один раз,не зная об этом, пролетели))) Внимательнее надо быть)))
В номере нет интернета, Wi-Fi лишь в холле, но не всегда можно найти свободное кресло с доступом к электорозетке. Персонал приветливый. Приехали на 5 часов раньше возможного заселения, но девушка на рецепшене подсуетилась и для половины группы места были найдены, остальным повезло часа через два, это было очень приятно! Своеобразный лифт, без двери) Лишь на этажах она есть)
Так что, когда едешь, то видишь стенку шахты лифта и понятно, что может произойти, если случайно туда прислонить багаж или прислониться,что еще хуже, самому. Без последствий не пройдет.
Поэтому, когда в лифт входило два человека, я предпочитала обождать, как в этом случае))) Лифт за стеной, на которой висит картина.
Завтраки за все время нашего прибывания были одинаковыми, никаких изменений и новшеств! Сначала думали, что это меню на неделю, на следующей что-то изменится, отнюдь!
В принципе, все было, дома так не едим, омлет высотой в 5см, достаточно плотный, мини сосиски, меньше мизинца, обжаренные и томившиеся в оливковом масле, йогурты с фруктами, яблоки, апельсины, по одному виду сыра и ветчины, вкуснейшие булочки, масло, джем, чай, кофе в различных вариациях.
Идем в номер, на двери прайс-лист проживания в отеле(это с номера на втором этаже, подобный ему был и на девятом, забыла сфоткать)
Как вошли в номер, сразу раздвинула портьеру, окрыла окно, стало светло.
Выглядываем в окошко, перед нами улица Avenida Antonio Serpa, справа пересекается с Avenida Da Republica, если перейти эту улицу, то за высокими деревьями увидим здание Campo Pequeno.
Слева улица Avenida Antonio Serpa пересекается с Avenida Cinco De Outurbo, на которой стоят многоэтажные отели Vip Zurique, Arcis и другие.
В этих зданиях на протяжении всего нашего пребывания в темное время суток ни разу ни в одном окне не загорелся свет! Даже в тех, где зелень на балконе! Какая-то "жизнь без света". Про себя я назвала их "мертвые дома".
Особенность Лиссабона - самолеты, которые каждые 4-5 минут ревут за окном, пролетая над городом на очень низкой высоте, я их фотографировала очень много на серийной съемке, затаив дыхание и в очередной раз, повторяя " безумству храбрых поем мы песню", это я о тех людях, кто живет в домах, подвергаясь ежеминутно такой "атаке"! Страшновато и неуютно, думала я в те минуты, постоянно наблюдать такую картину, но дней через пять уже адаптировалась, стала спокойнее относиться к ситуации "ахтунг, ахтунг, воздух")))) Ну какие красавцы!!!!
Чуть отдохнув, самостоятельно отправились на экскурсию по округе. Пока движемся по Avenida Da Republica, немного истории.
Лиссабон, раскинувшийся в дельте реки Тежу, буквально в 15 минутах езды от Атлантического океана, является самой западной столицей Европы. Здесь 265 дней в году светит солнце, а температура воздуха даже в самые холодные месяцы очень редко опускается ниже +5 градусов. Расположенный в небольшой долине, раскинувшейся между двумя высокими холмами, Лиссабон своей планировкой напоминает огромный амфитеатр, с колоритными красными черепичными крышами, уступами спускающимися к зеленым водам Тежу. Первыми здесь появились финикийцы, около 3000 лет назад здесь находился их торговый порт, называвшийся "Alis Ubbo", что переводилось как "благословенная бухта".
После финикийцев здесь обосновалось поселение иберийского племени лузитан, называющие город на свой лад - "Олисипио", современные португальцы считают лузитан своими предками.
Лузитаны (лат. Lusitani) - древнее племя индоевропейского происхождения, обитавшее на юго-западе Пиренейского полуострова, по одной из версий с VI века до н. э., по другой - с начала I тыс. до н. э.
Во 2 веке до н.э. город был захвачен римлянами и превращен в римскую колонию под названием Фелиситас Юлия. Около 15 г. до н. э. территория получила название провинции Лузитания (Lusitania).
Располагалась на большей части территории сегодняшней Португалии и юго-западной Испании (части нынешней автономной области Испании Эстремадура, а также на территории провинций Саламанка и Авила. Столицей Лузитании был город Мерида.
После распада Римской империи в 6- 7 вв. н.э. сюда пришли племена свевов и вестготов, при которых город назывался "Олизипону". В 714 г. взят арабами (арабское название - Аль-Ошбуни или Лишбуна). Их пребывание длилось долгих 450 лет!
В VIII веке город вошёл в состав арабского халифата и с этого времени начался долгий период борьбы за эти земли между христианами и маврами.
В середине XII века Лиссабон был завоёван первым королём Португалии Афонсу Энрикешем, который окончательно превратил его в христианский, для этого на помощь он пригласил участников крестового похода, направляющихся из английского города Дармус на святую землю, с помощью которых и был освобожден город от мусульман в 1147 г. Во времена правления Афонсу III в 1256г. Лиссабон становится столицей Португальского королевства. К середине XVI века население Лиссабона насчитывало уже около 50.000 жителей. Город рос довольно беспорядочно: постройки были разнородными, улицы узкими, а к концу XVI века Лиссабон превращается в самый богатый город Европы - в его порт ежегодно заходит более 2 тысяч кораблей, гружёных пряностями и золотом из Индии и Африки, - Лиссабон уже важнейший торговый город Европы, мировой рынок.
В 1755 году, 1 ноября, в Португалии происходит мощное землетрясение, разрушающее большую часть города. Погибло около 15.000 человек. Здания, уцелевшие после землетрясения, были уничтожены пожаром, охватившим впоследствии весь город. Восстановление города было поручено первому министру короля Жозе I, Себаштьяну Жозе де Карвалью и Мелу, которого затем назвали Маркизом де Помбал. Для этого Маркиз приказал разработать регулярный план города, предусматривающий широкие перпендикулярные улицы, здания, выполненные в одном строгом и элегантном стиле, который впоследствии получил название "помбалский". Территорию Лиссабона между площадью Педро V и площадью Коммерции поделили на одинаковые прямоугольные кварталы.
На протяжении всего XIX века Лисссабон продолжал расширять свои границы и усиливать свое влияние, чтобы со временем превратиться в великую столицу.
К 1848 г. город насчитывал 192.000 жителей, которые в последующие годы начали пользоваться такими достижениями как железная дорога и городское освещение.
В начале XX века Лиссабон в результате различных политических беспорядков подвергся значительным разрушениям, особенно во время взрывов в октябре 1910г., когда монархию сменила республика. В 1926г. началась длительная диктатура Антониу де Оливейра Салазара, во время которой модернизация Лиссабона также продолжалась. И теперь, после пребывания в этом городе, можно с уверенностью сказать, что Лиссабон предстает перед своими гостями городом, полным контрастов: приветливым и сдержанным, современным и почитающим прошлое, спокойным и шумным.
Переходим дорогу и попадаем на площадь Campo Peguero, на которой расположена арена для боя быков Campo Pequeno, а под ней маленький город всевозможных кафешек на любой вкус и кошелек, магагины кожгалантереи, сувенирные точки, одежда и супермаркет, который мы, завсегдатаи, посещали каждый вечер)) Эта арена служит не только для бескровного боя быков. На ней еще проводятся различные концертные программы. Арену для боя быков Campo Pequero построил архитектор Антонио Хосе Диас да Силва в 1892 году. Конструктивная особенность арены в том, что она представляет собой круг. Это самая интересная среди спортивных арен Лиссабона. У нее четыре башни, на которых установлены купола в восточном стиле. Башня, которая отличается от всех - вход на арену. Окна, по своей форме, напоминают подковы. Все сооружение выложено оранжевым кирпичом. На спортивных аренах Лиссабона проводятся корриды, которые существенно отличаются от испанских. На корридах Португалии быков не убивают, считая это бесчеловечным. Это правило ввел король Мигел I, который правил страной в 1828 - 1834 годах.
Впервые, бой с быками, который проходил на площади Кампу-Пекану в Лиссабоне, был упомянут в документах 1741 года. В 1831 году, Лиссабон обзавелся ареной для того, чтобы проводить бои быков. Она была открыта в торжественной обстановке и ее назвали Кампу-де-Сантана. Это название спортивная арена получила по району, в котором она была построена. В 1888 году, спортивная арена была закрыта. Это сделали в целях безопасности. Техническое состояние здания на тот момент достигло крайне неудовлетворительного состояния.
В 1889 году, муниципалитетом города было принято решение о строительстве новой спортивной арены для боя быков. Строительство было решено проводить на площади Кампу-Пекану. Работы по возведению арены проходили с 1890 по 1892 годы. Спортивная арена для боя быков в Лиссабоне была разработана в стиле неомудехар. Архитектор, который ее строил, за образец взял аналогичное сооружение, построенное в Мадриде.
В XXI веке прошла серьезная реставрация арены. Арена для боя быков Campo Pequero открылась после реконструкции в 2006 году.
Коррида на местный лад, по-португальски, - Corrida á Portuguesa.
Само действо - искусство турады (tourada), к нему двоякое отношение: одни воспринимают как дань древней традиции и красивое шоу, другие - как издевательство над животными.
Тут подробно о самом действе:http://annaportugal.ru/tourada-p
Это новая католическая церковь, табличку с надписью не нашла, во внутрь не зашла, так как женщины, моющие ступеньки церкви не позволили мне это сделать в данный момент времени. Если есть знающие об этой церкви что-то, владеющие информацией и желающие поделиться ею со мной, буду только благодарна)))
Подходим с каменному забору на Rua Margues de Sa da Bandeira, который проходит по всему периметру парка и музея Галуста Гюльбенкяна. Об этом писала тут:
http://ikkamirnaya.livejournal.com/9097
Обходим все по кругу
И вот, на пересечении Rua Dr. Nicolau de Bettencourt c Avenida Antonio Aucusto de Agular, явно старинное строение, забор которого (дальше будет видно) продолжает здание Центра современного искусства, что, в свою очередь входит в Ансамбль общей постройки музея Галуста Гюльбенкяна.
Музей Галуста Гюльбенкяна управляется Советом попечителей в полном соответствии с последней волей коллекционера, выраженной в его завещании. Во главе Совета попечителей Фонда с самого начала и на протяжении многих лет стоял личный юрист Г. Гюльбенкяна Хосе де Азередо Пердигао.
Будучи финансовым гением, "архитектор бизнеса" Галуст Гюльбенкян оставил Фонду 2,6 миллиарда долларов и годовой бюджет в 102 миллиона долларов, создав последний шедевр своей жизни - Fudacao Calouste Gulbenkian, составной частью которого является музей. Он расположен наряду с Центром современного искусства, административным зданием Фонда, концертным залом и открытым театром на берегу небольшого озера в живописном парке. Ансамбль, как корона, венчает столицу Португалии.
Центр современного искусства - творение рук архитектора Франциска Саенса Ойса - построен в британском геометрическом стиле, был открыт в 1989 году. Первое, что представил миру этот центр после своего открытия - коллекция, подаренная муниципалитетом Гран Канарии, собранная специально ко дню открытия.
К Лиссабону обращены "взоры" бронзовой скульптуры основателя музея, фоном которой служит каменное изваяние египетского бога света и солнца Гора, представленного в виде сокола. В любимой собирателем Древней Греции этого бога отождествляли с Аполлоном, покровителем искусств. Преданным служителем этого культа и был, пожалуй, всю свою жизнь Галуст Гюльбенкян.
Обойдя по периметру парк с музеем Галуста Гюльбенкяна, продолжая движение по Avenida Antonio Aucusto de Agular выходим на площадь Испании.
Арка de Sao Bento на площади Испании.
На площади Испании напротив памятника Г.Гульбенкяну вот в этом здании резиденция Испании, наверное, поэтому площадь получила такое название. Ничем другим, впрочем и не запоминается.
Несколько симпатичных кафе на площади Испании.
А мы продолжаем путь к одной из достопримечательностей Лиссабона, к акведуку Aqueduto das Águas Livres.
Акведук Aqueduto das Águas Livres - одна из красивейших достопримечательностей Лиссабона. Протяженность акведука - 941 метр. Максимальная высота 65 м. В основном, он проходит под землёй и время от времени выходит на поверхность в виде грандиозных 109 каменных арок - аркад. Акведук был построен во времена правления Хуана V, который славился своей любовью ко всему грандиозному и величественному. Появление акведука решило проблему нехватки воды в городе, которая особенно остро ощущалась летом. Строительство было начато в 1731 году и работы длились на протяжении десятилетий. Руководил строительством португальский инженер Мануэль де Майя, который позже принял активное участие в восстановлении Лиссабона после землетрясения в 1755 году. Вода через акведук попадала в резервуар Маэ Агуаш, а оттуда распределялась по всему городу.
Сейчас мы можем любоваться двумя его сохранившимися частями. Одна, ажурная и величественная - над шоссе Север-Юг, в своей верхней части заканчивается музеем Museu da Agua de EPAL.
Вторая, более приспособленная для внимательного изучения, находится на Аморейраш (Amoreiras). Здесь на опорах акведука - старинные азулежу.
До середины XIX века по акведуку был открыт пешеходный проход. Но после того как на нем орудовал известный убийца Диогу Алвеш, а также участились случаи самоубийства, пешеходный проход был закрыт. На сегодняшний день акведук открыт только для организованных групп, которые договариваются об экскурсии заблаговременно.
Там, где арка акведука перекинулась через Руа даш Аморейраш, в 1748 году по случаю завершения строительных работ была установлена памятная доска, восхваляющая это сооружение как достижение народа и результат его добровольных лишений. Спустя 25 лет маркиз де Помбал, руководивший строительством Лиссабона после землетрясения, распорядился установить ещё одну доску. Она прославляет Жуана V как лучшего из королей и инициатора создания этого водопровода, который был построен на общественные средства и уцелел после такого сильнейшего землетрясения. Лиссабонский акведук считается одним из крупнейших среди сохранившихся до наших дней сооружений подобного рода.
Пару штрихов на быструю руку о центре Лиссабона. Многие улицы тут расположены под углом. Причем, иногда наклон улиц явно зашкаливает.
Много лестниц, подъемов, но это и неудивительно, ведь Лиссабон, как Рим, как Москва расположен на семи холмах, крутых и расположенных близко друг к другу, спускающихся уступами в сторону реки. Именно поэтому здесь так много фуникулёров и лестниц, придающих городу оригинальность.
В хитросплетениях улочек легко запутаться. Здесь можно долго бродить кругами, но так и не попасть в нужное место.
Многие улочки совсем узкие, двум машинам здесь едва разъехаться.
Или не разъехаться, а пройти)
Нумерация на улицах идет не по домам, а по входам: каждая дверь - отдельный номер. Поэтому четырёхзначный номер в адресе никого не удивляет.
Бельё сушится прямо на улице.
Лиссабон удивительно гармоничный город, кажется, что абсолютно все здесь занимает свои места, старинные здания, огромные дворцы и утонченные базилики кажутся чем-то само собой разумеющимся. Про дома Лиссабона можно смело писать отдельный пост. Отделанные разноцветными изразцами, это - определённо самые красивые жилые строения, которые я видела в своей жизни.
В отель возвращались другим путем, все расскажу и покажу фото в другой раз. А этим вечером все желающие поехали в ресторан Фаду, вернулись очень поздно, конечно, устали, день был насыщенный, интересный и разнообразный. Кстати, Фаду (fado)-- португальская национальная разновидность песни, вроде русского романса. Считается, что к 1820 г. фаду уже пели вовсю. Зарождение стиля относится к концу XVIII в., становление происходило в Бразилии -- в то время, когда там пребывала в эмиграции королевская семья с массой сопровождавших её дворян, которых мучила тоска по родине. Фаду исполняется под аккомпанемент португальской гитары, вернее, два гитариста и один певец. Бывает мужское и женское Фаду, но об этом в другом посте. Хочется скорее в постель. Спаааать!)))
А самолеты за окном каждые 3-4 минуты так и летали, пока часы не пробили полночь, после чего до пяти утра все жители Лиссабона могли спать спокойно.
В аэропорту Портела (Lisbon Portela Airport) с 24.00 до 05.00 полетов из/в Лиссабон практически нет, а значит нет и "рева" двигателей самолетов. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, из-за того, что аэропорт располагается в черте города, ограничен прием воздушных судов после 23.00. Во-вторых, аэропорт Лиссбона, как и все европейские аэропорты, не принимает самолеты, которые не отвечают стандартам по шумопроизводительности.
В-третьих: у каждого европейского аэропорта обозначен свой лимит выбросов СО2. Поэтому, они принимают все рейсы в течении дня, ночью рейсов уже нет.
Удачи вам,самолеты в полете, а я прощаюсь до следущего поста о Лиссабоне, о нем есть что еще интересного рассказать и подкрепить эти рассказы фотографиями!!!!
P.S. А сосед,что сидел со мной рядом в самолете, оказался в нашей группе, м-даааа, но это совсем другая История!))))
05/09/2017 09:00
Материалы по теме
- Страны: Португалия
- Города: Лиссабон
- Отзыв о поездке: Лиссабон. Желтый кораблик, октябрь 2015
- Отзыв о поездке: Португалия. Лиссабон. Дворец Ажуда, октябрь 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.