Сегодня речь пойдет о трех церквях и монастыре св. Иоанна Крестителя в Воскопое, которые находятся чуть подальше от центра городка: церковь Пророка Ильи, Церковь Святого Афанасия и церковь Параскевы Пятницы. В этой заметке снова будет очень много фотографий, сделанных преимущественно в октябре 2014 года (солнечные с голубым небом), но встретится и пара фотографий с облачным небом с сентября этого года. Недавно в одной социальной сети я видела фотографии из 3-недельной поездки по Албании группы от Третьяковской галереи в Москве. В рамках этой поездки группа посетила и Воскопою. Туристам-искусствоведам очень понравилась Албания, они не ожидали такого от малоизвестной балканской страны, которая к тому же повсеместно считается мусульманской.
Церковь Пророка Ильи находится на возвышении по дороге к горнолыжному спуску. Мимо нее раньше проходили торговые караваны по дороге, соединявшей Воскопою с Бератом. Из отелей ближе всего к церкви находится "Pashuta", я про него уже писала раньше.
Церковь Пророка Илии была построена в 1751 году. В 1960 году церковь пострадала от землетрясения.
Церковь не была расписана.
Скорее всего, именно поэтому двери ее всегда открыты для посетителей.
Роспись присутствует лишь вокруг одного из окон в алтарной части храма.
Там же стоят иконы и даже иногда лежат конфеты.
Деревянные перекрытия
Под крышей гнездятся ласточки.
Также сохранился остов колокольни рядом с церковью.
Колокольня одинаково живописна как снежной зимой, так и летом.
Вокруг трава очень коротенькая, потому что тут пасут скот. И скволь траву прорастают вот такие яркие цевты.
Особенно живописная колокольня в сочетании с природой и домашними животными.
От церкви Пророка Илии мы снова спустились вниз к небольшой речушке и, не переходя по мосту на другую ее сторону, свернули налево. Я была уверена, что так можно срезать, потому что в памяти еще живы и ярки воспоминания о том, как зимой мы пытались перепрыгнуть эту речку, чтобы дойти до церкви Святого Афанасия, и в итоге я промочила ноги. ))) Муж поехал на машине вокруг, а мы с родителями "срезали", да и прогуляться тоже хотелось. Мы даже умудрились заблудиться немного и пришлось спрашивать дорогу у местных жителей, которые, как всегда, оказались готовы помочь. В общем совет один - идите просто вдоль реки, пока не увидите ворота церкви, никуда не сворачивайте, даже если тропинка кажется слишком узкой и нехоженой.
Церковь Святого Афанасия сохранилась чуть хуже, чем действующая церковь Святого Николая, о которой я писала в прошлой заметке про Воскопою. Но она более чем достойна внимания. Она была построена в 1721-1724 гг. Она оже пострадала от землетрясения 1960 года.
Здесь церковь с кладбищем получилась похоже на макет-миниатюру. На самом деле я такой задачи перед собой не ставила. Это фотография сделана в сентябре, когда была переменная облачность и церковь лишь частично освещалась солнцем. Снимок сделан с противоположного холма.
Церковь святого Афанасия (мастера Адронис, Михаил, Павел и Манфо из с. Крими близ Кастории) - храм с 8-ю колоннами, которые предположительно сохранились от предыдущей постройки. Роспись (1744-1745) церкви на сюжеты Апокалипсиса можно видеть в южной галерее; принадлежит К. и А. Зографам, частично сохранилась и в интерьере. (Источник: Православная энциклопедия).
В этот раз церковь оказалась закрыта, хотя перед нами ее посетила группа албанских туристов, которые спрашивали уже у меня дорогу. ))) Причем они поняли, что мы с родителями иностранцы и обсуждали в полный голос по-албански, что, мол, какой смысл их-то спрашивать, они вообще не местные... А я возьми да и спроси у них по-албански же, что же они хотели нас спросить. Оказывается они решали, пойти им к церкви Пророка Илии или нет, их интересовало, насколько это далеко. Я им и сказала, что идти еще прилично, и, если вся группа пошла к церкви Святого Афанасия, то им лучше поторопиться вслед за группой, поскольку и сама церковь куда интереснее. Но мы-то русские, и нам нужно все холмы облазить и на все церкви посмотреть, поэтому мы успели и туда и туда.
Роспись сохранилась даже в галерее. Хотя сильно пострадала от времени, непогоды и людей.
"Церковь Святого Афанасия - памятник культуры, охраняется государством."
Через окошко, где не было вставлено стекло, я заглянула внутрь.
Вокруг церкви Святого Афанасия расположено единственное замеченное нами кладбище в Воскопое.
На кладбище сохранились и совсем старые могилы, на надгробных плитах которых уже невозможно прочитать ни имена, ни даты.
Есть и более свежие захоронения.
Кладбище небольшое и умиротворяющее.
Я неоднократно убеждалась, что среди албанцев очень много долгожителей. На камне сверху написаны годы жизни (1879-1982). Это 103 года жизни!
Любопытно, что на этом православном кладбище встречаются также могилы мусульман. Их можно отличить по наличию на них месяца, а также по явно мусульманским фамилиям усопших. Вот такая веротерпимость в Албании.
Мы спускаемся вниз по кладбищу, где нас уже ждет машина, и едем вверх на соседний холм, где виднеются два отеля и небольшая церковь.
Припарковав машину у отеля-ресторана "Akademia", мы поднимаемся пешком еще выше, облизываясь по дороге на растущие повсюду грибы. Но грибы - не цель нашего восхождения. Мы хотим посмотреть монастырь Иоанна Предтечи (Крестителя), который был основан в 14 веке, а в период расцвета Воскопои в 17-18 веках он стал одним из основных оплотов Охридской Патриархии.
Строения вокруг церкви и сама церкви сильно пострадали во время бомбардировок фашистов во время Второй Мировой Войны.
Собор монастыря выстроен по примеру афонских кафоликонов типа вписанного креста с 3 конхами и окружен 2-этажными корпусами (1632-1634, росписи 1659 не сохранились).
На лужайке под деревьями отдыхал смотритель монастыря, он нас и провел внутрь, запрещая фотографировать. Удалось только тайком сфотографировать иконостас. И очень жаль, потому что после пожаров внутри храма фрески пожелтели, потеряв свои истинные цвета. Это смотрится очень необычно. И мне хотелось конечно это передать фотографиями, но, видимо, Вам придется самим приехать посмотреть.
Монастырь хоть и находится на холме, но поселка отсюда не видно.
После напитков в ресторане "Akademia" спускаемся вниз.
На нашем пути встречается заново построенная церковь Параскевы Пятницы.
По-албански церковь называется "Kisha e Shenpremtes" - Церковь Святой Пятницы. Она была построена в 1378 году и вновь восстановлена уже в наше время. Внутри я не была пока, поэтому не могу сказать, что там. Оставим это в секрете до следующего раза.
Воскопоя первоначально находилась в юрисдикции Охридской Патриархии, в то время противостоявшей Константинопольской Патриархии, поддерживавшей власть Османской империи. Деятели албанской и македонской культуры, а также болгарские священники ратовали за просвещение народа на родном языке. В 1710 г. был основан коллегий для мальчиков из ближайших албанских и македонских земель с преподаванием на греческом языке. Единственная во всем Западнобалканском регионе типография, основанная в Воскопое в 1720 г. (по др. данным, в 1714 или 1731), выпустила 21 книгу на греческом языке религиозного и дидактического содержания (Служба и Житие св. кн. Иоанна-Владимира, Служба и Житие Климента Охридского, произведения греческих и римских классиков, а также Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Расина, П. Корнеля и др.). В 1744 г. стараниями Патриарха Иосафата местный коллегий, существовавший с начала XVIII в., был преобразован в Новую академию (название - с 1750), программа которой соответствовала уровню лицеев европейских стран. В академии преподавали известные в то время просветители, напр. Мефодий Антракити, грек из Янины (1720-1736). Первым ректором академии стал его ученик Севаст Леонтиади, обучавшийся также в университете Падуи. С 1748 г. пост ректора занял Т. Кавальоти, уроженец Воскопои, который преподавал философию, математику, физику и другие предметы, перевел Новый Завет на албанский язык и составил греко-аромуно-албанский словарь, изданный в Венеции (1770). Торговые и ремесленные цехи (эснафы) Воскопои посылали молодых людей в университы в Вену, Лейпциг, Венецию, Трнаву. (Источник: Православная энциклопедия)
Воскопо́я [Мосхополь; алб. Voskopoja], поселение в юго-восточной Албании, в 15 км к западу от г. Корча, на высоте ок. 1150 м над уровнем моря, с подавляющим влахским населением. Первое упоминание в хрониках под греческим названием Мосхополь относится к 1330 г. В связи с активным развитием посреднической торговли между Венецией и Константинополем, большую роль в которой играли купцы из г. Влёра, к середине XVIII в. Воскопоя стала вторым по величине городом европейской части Турции после столицы (в 1764 более 30 тыс. чел. населения и ок. 20 тыс. чел. в окрестностях), имела самоуправление, развитую торговлю и ремесла, являлась крупным центром православной культуры, оказавшим влияние на соседние провинции Османской империи. В настоящее время - небольшое селение в районе г. Корча. (Источник: Православная энциклопедия).
На этом я заканчиваю рассказ про Воскопою. Впереди рассказы про Поградец, Корчу и Македонию, которые мы посетили в рамках этой октябрьской поездки.
23/09/2015 14:00
Материалы по теме
- Страны: Албания
- Отзыв о поездке: Воскопоя в сентябре и октябре, октябрь 2014
- Отзыв о поездке: Путешествие из Тираны в Воскопою и обратно, февраль 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.