Бильбао очаровывает сразу - еще когда подъезжаешь к вокзалу Abando и смотришь на город из окна поезда. Точнее, нет, - еще раньше, когда поезд въезжает в Страну Басков и за окнами вместо иссушенных солнцем полей начинают мелькать низкие зеленые горы, над которыми тут и там кружат какие-то большие птицы. Орлы, кажется? Я не орнитолог, да и поезд идет слишком быстро.
По первому впечатлению Бильбао - просто-таки пряничный город: дома на вытянувшихся вдоль железной дороги улицах один другого красивее (среди изящных домиков с деревянными балконами тут и там глыбы стекла и металла... да, не только Нью-Йорк - город контрастов).
Но вот выходишь из поезда и понимаешь, что пряники, видимо, лучше всего хранятся в холодильнике - даже в солнечный августовский день дубак в Бильбао конкретный. По крайней мере, так дело обстоит в день моего приезда из Барселоны.
Цитату из Марка Твена про виды лжи следовало бы дополнить: ложь, наглая ложь, статистика и прогноз погоды. Собирая в дорогу рюкзак я смотрела прогноз на нескольких сайтах, испанских в том числе: в Барселоне обещали +22 и дождь (дождь был целый один раз, а прохлада никак не мешала носить короткие шорты и маечки без рукавов), а в Бильбао - солнце и +27/+29. Ну... А с другой стороны, чего вы хотите, если кругом горы? Не Эвересты, конечно, но горы же!
Пытаясь не заледенеть иду по залитой солнцем улице к своему хостелу. Его выбор, надо сказать, был для меня еще одним выходом из пресловутой зоны комфорта (ой много у меня их, выходов, в этой поездке): я раньше уже останавливалась в студенческом хостеле, в дормитории на 4 человек, в Мадриде. Но всего один раз и на одну ночь. В Бильбао мне в комнате на 6 человек предстоит прожить чуть больше недели. Не бог весть какой подвиг, но вы же знаете, как стремно что-то бывает в первый раз? А вдруг мне не повезет с соседями? А что если...? А, собственно, если "что"?
Те самые горы, примерно в часе езды от Бильбао
И та самая солнечная улица, где зуб на зуб не попадал.
Хостел прекрасен: чисто, приветливый персонал, вполне съедобные завтраки, соседи... да нормальные соседи: кто-то выезжает, кто-то въезжает, со многими мы практически не пересекаемся: то я рано ложусь и рано встаю, а они еще во всю гуляют (и, соответственно, дрыхнут, укрывшись с головой одеялом, когда я утром ухожу), то, наоборот, я "ударяюсь в загул" и возвращаюсь, когда они уже дрыхнут без задних ног). Много итальянцев и почти все простуженные - а что поделать? Чтобы не повторять итальянского подвига, я разоряю местный Corte Ingles на джинсы и теплый свитер - кто меня хорошо знает, тот поймет: перемерила полмагазина, продавцы уже не чаяли, что я хоть что-то куплю.
На второй день в хостеле приятель-мексиканец - жуть до чего общительный парень, перезнакомившийся, по-моему, со всеми постояльцами - говорит мне, что в хостеле есть еще одна русская. Ну есть и есть... Мне-то что. А на утро третьего дня я с удивлением понимаю, что эта "еще одна русская" живет не просто в том же хостеле, а в том же номере-дормитории, что я. Та самая хмурая девица, которая ни слова не говорит по-испански, зато бегло болтает на английском! Понимаю я это задумчиво вперившись в стоящие на полке дезодоранты и шампуни: вот мои, а вот рядом - ее... с русскоязычными этикетками. На третий день зоркий глаз заметил, что в тюрьме не хватает одной стены, ага. Кстати, с девицей мы так и не пообщались - у меня, увы, не такой хороший разговорный инглиш. ;-)
Вот эта красота совсем недалеко от моего хостела.
И еще чуть-чуть города и случайных прохожих:
Графити - вот что я люблю. Только не кривые надписи "здесь был Выся!!", а настоящие картины - по-моему, они придают атмосфере улиц что-то особенное...
Чтобы почувствовать город, принять его ритм нет ничего лучше, чем бродить без особой цели по улицам, прислушиваясь к диалогам прохожих и при каждой возможности засыпать случайных собеседников дурацкими вопросами: "а что это такое вон там?", "а как называется вот это?", "а что тут у вас самое вкусное едят?"... Лучше могут быть только прогулки по городу в компании кого-то из местных, решившего вдруг оторваться от своих дел, чтобы быть твоим гидом. Мне везет - в какой-то момент я доспрашивалась и у меня появился провожатый.
В прекрасной книжке очерков баскского журналиста Пабло Мартинеса (о да-да, сташно баскское имя)), которую я прикупила во время налета на местный книжный (чтоб я и прошла мимо книжного!) с горьковатой иронией говорится, что местные школяры принимают памятник основателю Бильбао, стоящий посреди Пласа Циркуляр, за монумент во славу Арагорна, сына Араторна. "Властелин Колец", дескать, детям всяко ближе учебника истории. Я отличилась почище баскских школьников.
- "Слушай, а почему у вас на Пласа Циркуляр стоит памятник Колумбу?", - на голубом глазу интересуюсь я и сразу понимаю - не ему. - "Ну ладно тебе ржать-то! Мне уже стыдно".
- "А с чего ты взяла, что это Колумб?"
- "Эээ, ну мне правда стыдно. А кто это?"
- "Основатель города дон Диего Лопес де Аро. Повтори!... Ну и чего ты смеешься? Повтори-повтори!"
- "Дон Диего Лопес де Аро"
Ну извини, дон Диего. Я тебя еще и сняла криво.))
В Бильбао все пути ведут к реке. Нервьон, значащийся на туристической карте просто как Ria de Bilbao, - главный ориентир в центре города. Исторический центр очень компактный: улицы и кантоны (похожие на коридоры проулки, построенные специально, чтобы соединить между собой "настоящие" улицы) легко обойти за день. Туристу, остановившемуся в одном из центральных отелей, пенсьонов и хостелов, никакой транспорт не нужен. Из более новой части города, раскинувшейся на другом берегу, в старую переброшено множество мостов.
Самый интересный с точки зрения истории - Мост Святого Антона, тот, что рядом с церковью, посвященной этому святому. Герб Бильбао предельно реалистичен - никаких вам таинственных отвлеченных символов. San Anton, река, мост и пара волков - не геральдика, а фотография, только волки не как в жизни, барельефом на мосту, а парят над ним в воздухе.
Сан Антон
И мост его же имени (с другой стороны - так вид лучше). Вот так оно в жизни.
А вот так на гербе. Старинное здание за окном - "гербовая" церковь San Anton.
Рядом здание рынка с витражными окнами. На окне во всю стену, выходящем на церковь и мост, изображен герб - картина из серии "найди 10 отличий". На минуточку, это самый большой по площади крытый продуктовый рынок Европы. Хотя... и чего мы так любим все эти измерения: самый большой/высокий/широкий...? Разве это важно? Красоту же не измеряют количеством. А витражи красивые.
Ну, вот как-то так.
Когда я забегала сюда в первый раз, приветливая продавщица хлебной лавки рассказала про "фирменные " местные сладости и с тех пор я потеряла покой - не могу равнодушно ходить мимо пекарен... Впрочем, об этом потом! Сегодня у рынка выходной, и мы просто идем мимо.
- "Вот тут, между рынком и рекой и там, по противоположному берегу, когда стемнеет одна не ходи, хорошо?"
- "А что там такого?"
- "Там китайский квартал".
- "Прямо в этих вот зданиях у реки? А очень прилично смотрятся домики"
- "Нет, прямо за этими "приличными домиками". Обещаешь?"
- "Хорошо, обещаю", - приятно, однако, когда за тебя беспокоятся.
Самый впечатляющий и фотогеничный мост Бильбао - не то футуристический парусник (если смотреть сверху), не то позвоночник (если смотреть снизу) под названием Zubizuri, легкая с виду, воздушная конструкция, особенно красивая в солнечные дни. Название переводится с баскского как Белый Мост.
"Позвоночник " Белого моста в солнце...
... и в без пяти минут дождь.
Вид сверху лучше?
Не-а, лучше - сбоку. И в солнечную погоду.
Солнечных дней, чтобы вы ни подумали, глядя на фото, тут не так уж и много - дождит через день. И это в августе, когда в половине Ипании трава выгорает в солому, а земля превращается в камень от засухи! Узор тротуарной плитки Бильбао, растиражированный на магнитах-веерах-банданах и прочей сувенирке, был придуман не для красоты, а чтобы не было слишком скользко в дождь.
По пути от Святого Антона к Белому мосту на "новом берегу", том, где более новая часть города, стоит неприметная церквушка. На самом деле это уже не церковь, а... зал, в котором проходят рок-концерты. Рок тут играть вполне себе умеют. Прослеживается явная закономерность, действующая как в масштабах целых континентов, так и в отдельно взятой стране: рок, особенно, тяжелый и панк, удается северянам, у южан выходит так себе, нечто полутанцевальное. Уж кто его знает, как на музыкальные пристрастия людей климат влияет, но видимо влияет... Но все-таки церковь!
- "Рок-зал в бывшей церкви?! Могу себе представить, что у нас в Москве скажут, если бы решит так "модернизировать" православный храм..."
- "Не переживай, у нас тут тоже сказали... А в кафедральном соборе ты была?"
- "Конечно. Уже два раза"
В кафедральном соборе Бильбао прекрасные витражи (впрочем, по-моему, это общее место для многих готических катедралей, если не для всех), и основательные скамьи - приземистые, тяжелые, как по линейке расчерченные - в других испанских соборах мне таких не встречалось. Во внутреннем дворике-клуатре, опять же, стандартно, небольшой садик, густо зеленеющий от частого полива дождями.
На стене, на высоте 3 с гаком метров, отметка - до этого уровня поднялась вода во время наводнения 1983 года. Центр Бильбао тогда опробовал себя в роли Северной Венеции.
А Нервьон-то с виду такой спокойный и рыбки плавают. Рыбки... рыбищи!
- "Слушай, а что это за рыбы? Их ловят? Едят?"
- "Это mubles, они едят всякую грязь, чистят реку. Никто их не ест."
Мимо здания мэрии ("- Видишь вон то большое уродливое серое здание за мэрией?" - "Ну почему же уродливое? Просто современное" - "Ага, вот оно тоже мэрии принадлежит. Много у нас чиновников". - "Ууу, знаешь, сколько их у нас!") и Zubizuri, за которым высятся два небоскреба-близнеца, построенных по проекту японского архитектора Араты Исодзаки, мы идем в строну самого известного музея Бильбао - Гугенхайма.
- "Погоди, а на Арчанду ты поднималась?"
- "Нееет"
- "Пойдем, оттуда красивый вид на город!"
Виды действительно потрясающие. И дождит-дождит-дождит. А вы думали, я пошутила?
На низкую гору Artxanda нас везет фуникулер - маленькие красные вагончики с окнами в полстены. В свой первый короткий рейс (подниматься-то минуты 3, можно было бы и пешком!) фуникулер отправился в 1915 году, но его бесперебойной работе сначала помешали бомбежки Гражданской войны, а потом ЧП 1976 года, когда во время ремонта на линии рухнул с верхней площадки вагон, в котором находились четверо рабочих - никто не погиб, к счастью, но до 1983 года фуникулер не ходил. А как заработал, так был выведен из строя августовским наводнением, тем, что затопило весь центр. Правда тогда фуникулер вернулся в строй всего через пару месяцев. Чего я вам тут ужасы рассказываю, не знаете? Нормально он ходит, фуникулер! И вид с Арчанды действительно потрясающий: красные крыши и башни блестящего стекла в чаше зеленых гор. Слушайте, кто не жадный, подарите девушке маленький домик в зеленых горах!
Воон он, Гугенхайм. Его немножко видать прямо над крогами деревьев.
За рекой переливается рыбьей чешуей Мекка любителей современного искусства, Музей Гугенхайма. Здание из категории "увидишь - не забудешь", но, как и его экспонаты - на любителя. Я - не любитель. Перед Гугензаймом, у реки скульптура гигантского паука по имени Мама (люди, кто ж вас так обидел-то? За что вы так мамочку?), с другой стороны музея, обращенной к новому городу, гигантская собака-клумба из цветов, которую местные зовут Пуппи (испанцы, я вас обожаю: Пуппи, ви-фи - английский язык очень сложный язык, да)).
Как вам Мама? ;-)
Ну и вот, щеночек.
- "Тебе музей понравился?"
- "Ну знаешь, я не большой ценитель современного искусства..."
- "Но здание, согласись, впечатляет! Правда, знаешь, как у нас говорят: такая маленькая собачка Пуппи, а посмотри, какую сделала кучу... Что? Чего ты?"
- "Слушай, я тут вывеску видела kutxa. Как это с баскского переводится?"
- "Caja, сберегательный банк."
- "Ну так вот, в русском есть слово, которое звучит так же - "куча", но означает много чего-то, сваленного вместе. Ну и то, что ты сейчас про музей сказал. Так вот, когда я увидела Гугенхайм в первый раз, я подумала про кучу, ту, которая по-русски, а не по-баскски. Ну извини, я не ценитель современного искусства".
- "Пошли, не ценитель, я тебе кое что еще покажу!"
В Бильбао много современных, я б даже сказала, ультрасовременных построек. Чего стоит правительственное здание, в чьих многочисленных зеркальных гранях причудливо преломляется дом напротив. Красиво - даже не ценитель оценил.
Эх, было б еще солнечно!..
Или бывший винный склад, Alhondiga, переделанный в культурный центр - само здание не новое, но внутри много ультрасовременных фишечек, включая бассейн со стеклянным дном на одном из верхних этажей. Ходишь по нижнему этажу и смотришь, как причудливо преломляют вода и толстое стекло силуэты пловцов. Причудливо преломляет - я вроде только что это говорила, а?
Бывший винный склад, ныне культурный центр снаружи.
Одна из фишечек Альондиги - вот это солнце. Под солнцем время от времени проходят концерты. Видимо, когда на улице погода, как на фото выше и никакого солнца нет.))
Ну и конечно, входы в местное метро, спроектированные Норманом Фостером - знаментым британцем, пробившимся в элиту мировой архитектуры из простой, как правда, рабочей среды и наводнившим мир не всегда органичными конструкциями из стекла и железа. Но метропавильоны "фостеритос" смотрятся как раз-таки очень органично вписываются в рисунок улиц Бильбао.
Собственно, вот это и есть фостерито. По-моему очень даже симпатично.
Хотя тут оно все волне себе органично смотрится, даже Гугенхайм. Громоздкая сферическая скульптура из металла Хорхе Отейзы (Jorge Oteiza) с непроизносимым и непонимаемым названием прекрасна на контрасте с изящным зданием мэрии XIX века (ayntamiento Бильбао отстраивали в разных местах четырежды, поэтому нынешнее здание такое молодое) - я бы сказала, они прекрасно друг друга дополняют.
Кстати, в Бильбао есть Дом Гауди, вы знали? Правда, фокус в том, что Гауди его не строил - это проект его ученика, арагонца Луиса Аладрена (Luis Aladren), просто дом так называется. Хотя нет, вру называется он Casa Montero, но узнаваемый стиль и народная любовь к громким именам свое дело сделали.
Я в Бильбао уже больше недели, но уезжать мне совсем не хочется. Меня и тут неплохо кормят. Помните я говорила про сладости и пекарни? Ой, их тут много, пекарен-то. А я не лопну! Я столько километров за день наматываю, что даже не растолстею (и, забегая вперед, таки не растолстела)). Хотя - настораживающий момент: несмотря на традицию ходить в горы тут далеко не все в отличной форме, особенно те, кому за 40. Так что надо быть поосторожней.
Про традицию ходить в горы... Кроме моего постоянного гида, у меня тут еще завелись знакомые. Одна из них, Нере - человек-улыбка, которую, по-моему, никто и никогда не видел в плохом настроении, как-то обмолвилась про эту самую традицию.
- "Что, в походы ходите?", - оживилась я.
- "Какие походы?" - Нере поперхнулась чаколи, белым баскским вином, и широким жестом обвела рукой с бокалом Пласа Нуэва (местный аналог Пласа Майор - самой центральной из всех центральных площадей), в одном из баров которой мы сидели. - "Утром рано встаешь, поднимаешься в горы, гуляешь, а к полудню спускаешься сюда перекусить чего-нибудь... Ты чего смеешься-то?"
О да, горцы, дикие страшные горцы. ;-)
"Дикие горцы" стремлением положить в мою тарелку за обедом порцию побольше напоминают мне любимую бабушку: "Ешь давай, где ты в своей Москве такое будешь есть?". Хотя, судя по прощальному обеду накануне моего отъезда, это вам совсем не бабушка:
"Ты пробовала пачаран? Это ликер на основе аниса... Да погоди, дослушай, чего ты морщишься!.. аниса и endrinas - это плоды дикого кустарника, очень сладкие... Хосе, налей Элене немного пачарана, пусть попробует! Ну как? А не хотела пробовать! Вы там в России, конечно, пьете водку... Не пьешь? А ты пробовала "черную водку"? Ее пьют с соком лайма, и это полный улет... Хосе, у нас лайм-то есть? Давай сюда!.. Да чего ты, по одной рюмке - просто чтобы ты попробовала! Ну, arriba, abajo, al centro y pa dentro!".
То бишь, вверх, вниз, в центр и в себя, ага. Спокойно - я не спиваюсь (это аутотренинг))).
Люди, что ж вы издеваетесь-то?)))
Но то завтра, а сегодня мы еще погуляем по городу.
- "Слушай, я тут видела какую-то заброшенную арку - издалека похоже на часть не то моста, не то акведука. Вблизи точно не акведук, а что не знаю..."
- "Что за арка?"
- "Почти напротив Музея Гугенхайма, пошли покажу!"
Арка оказывается частью старого железнодорожного моста. До появления метро в середине 1990-х по Бильбао ходили электрички - для тех, кто тут живет и работает, а не только бродит по центру с фотоаппаратом, город не такой уж и маленький, пешком весь не обойдешь. Место атмосферное, но довольно мрачное, так что мы опять возвращаемся к реке.
- "Тебе здесь нравится?"
- "Конечно! Город очень красивый..."
- "Раньше он был не такой светлый, пока из города не вывели промышленные предприятия. Раньше на вокзал Concordia приходили поезда из Леона с углем для выплавки железа из руды, которую добывают в наших горах"...
В сегодняшнем, посветлевшем, Бильбао три железнодорожных вокзала: кроме Конкордии (Станции Согласия, если пойти на лингвистическое преступление и перевести имя собственное) и Абанды, есть еще Ачури (Atxuri), откуда поезда идут на Сан-Себастьян.
Витраж в здании Абандо.
И на Ачури поскромнее, конечно, но симпатично.
А вот и Конкордия (Каюсь, фото не мое - эту красоту я ухитрилась не снять, пришлось клянчить у друга)).
Но мне таки назад, в Каталонию. В день отъезда всегда чуть грустно и немного не по себе - тут уже все ясно (не все, конечно, но в общем...), а кто его знает, как там. Хотя там тоже все будет хорошо! Я собираю рюкзак и иду прощаться с городом и его людьми - надеюсь, не насовсем.
- "Слушай, я конечно не хочу, чтоб ты уезжала, но ты так опоздаешь на поезд!"
- "Ок, намек понят! Нас любопытных, во все свой нос сующих, тут не надо.)))"
- "Никаких намеков! Просто лучше приезжай еще. Через неделю, через год - не важно. Как сможешь, так и приезжай. Иди давай, только не плачь, ладно"
- "Вот еще, с чего мне плакать?", - искренне удивляюсь я.
По дороге в хостел, за рюкзаком, заворачиваю в пекарню и затовариваюсь в дорогу: бутылка воды, bollo de mantequilla и pastel de arroz - ребята, это очень вкусно! А еще есть pastel vasco и мега-корзиночка под названием carolina (последняя самая красивая с виду и самая никакучая на вкус, если только вы не фанат суфле). Впрочем, и то, и другое, и третье, и четвертое - это уже был бы перебор! Быстро, уже правда опаздывая на поезд, добегаю до хостела, хватаю рюкзак, прощаюсь с персоналом (о, моя любимая смена на рецепции!) и бегом шурую на вокзал. Успела.
Все-таки приятно, что в Бильбао обо мне есть кому беспокоиться.
18/09/2014 13:00
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Регионы: Страна Басков
- Города: Бильбао
- Отзыв о поездке: Народ без родственников, 2012
- Фоторепортаж: Бильбао, 16.06.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.