Все провинциальные картинные галереи чем-то похожи. В каждой найдется свой Айвазовский или Шишкин, Куинджи или Саврасов. Но при сходстве коллекций каждая отдельная галерея имеет свою "изюминку". В Астрахани, к примеру, как я уже отмечал, коллекция русского авангарда, экспонировавшаяся и в доперестроечные годы. В Пермской художественной галерее, вне всякого сомнения, это - коллекция так называемой Пермской деревянной скульптуры.
Небольшой экскурс в историю. В 1902 г. в пермском Научно-промышленном музее был открыт художественный отдел. Художественный музей как самостоятельное учреждение был открыт 7 ноября 1922 г.
Важнейшая часть коллекции сформирована усилиями основателей музея, исследователей истории культуры Пермского края Александра Сыропятова и Николая Серебренникова. В 1920-е годы благодаря исследовательским экспедициям по территории края были собраны коллекции Пермской деревянной скульптуры, золотого лицевого и орнаментального шитья, предметов культа и Строгановской иконы. К 1925 г. коллекция музея уже насчитывала более 4000 предметов.
В 1932 году Музей открывается в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором удалось сохранить уникальный резной иконостас, привезенный из монастыря, находящегося в селе Пыскор. В 1936 году Музей обретает современное название - Пермская государственная художественная галерея. В период Великой отечественной войны в здании галереи разместились на хранение коллекции Государственного русского музея.
Основной объем собора с целью увеличения экспозиционных площадей был разделен на три этажа. На верхнем из них и размещена экспозиция деревянной скульптуры.
Общий вид. На заднем плане - упомянутый выше иконостас с отчетливыми чертами стиля барокко.
Надо заметить, что православная традиция не приветствует фигурных изображений божества, без которых не обходится ни один католический храм. Синод в своё время конкретно указывал священнослужителям уральского региона на недопустимость нахождения деревянных "идолов" в храмах. В своего рода наивности этих скульптур, восходящих к язычеству, чувствуется подкупающая искренность.
В верхнем левом углу - фигура Саваофа (г. Лысьва, нач. 19 в.). Справа - Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (с. Усть-Качка, кон. 18 в.).
Саваоф (д. Половинка, 18 в.). На заднем плане - "Снятие с креста".
"Снятие с креста".
Распятие (г. Усолье, ц. св. Владимира, сер. 18 в.).
Еще одно Распятие.
Композиция "Христос в темнице" заслуживает внимания благодаря, как самой фигуре Спасителя, выполненной удивительно реалистично, так и выразительному декору т.н. темницы.
Фигура Христа ( часовня пос. Пашия, 18 в.).
Темница, по мнению экспертов, более поздняя. Резьба по дереву "на проём".
Фрагмент темницы.
Навершие темницы. Восхищает мастерство резчиков по дереву.
Св. Николай Можайский (кон. 18 - нач. 19 в., часовня д. Зеленята).
Св. Николай Чудотворец (нач. 18 в., ц. Богоявления г. Чердынь).
Эти удивительные творения рук человеческих определенно заслуживают того, чтобы их увидеть.
25/09/2014 11:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Усть-Качка; Пермь
- Отзыв о поездке: От триумфальной арки "П" к надкусанному яблоку из кирпича, февраль 2014
- Отзыв о поездке: Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, 2012
- Фоторепортаж: Пермский край: места силы, 12.09.2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.