Вышний Волочёк, третий по величине город Тверской области, в современности прославился длинной и неизбежной пробкой на трассе "Москва - Санкт-Петербург". Пробка прекратила своё существование буквально два месяца назад, с открытием объездной. К сожалению, проблем у города ещё много.
Будучи одним из красивейших городов если не всей центральной России, то Тверской уж области точно, Волочёк развален и загажен чуть менее чем полностью.
Предлагаю посмотреть на Вышний Волочёк образца мая 2014-го года. Каналы и реки, церкви и острова, старинные особняки и интересные памятники - всё это пока ещё можно увидеть, пусть и сильно обветшалое. А может быть, завтра по велению судьбы Волочёк преобразится и засверкает - кто знает. По-крайней мере, пробки уже нет...
До 28 ноября 2014-го года трасса "Москва-Санкт-Петербург" проходила сквозь город, почти через самый его центр. И без того неидеальная трасса, имеющая на большей части своего протяжения три полосы, одна из которых попеременно даёт возможность обгона бесконечных фур, в черте Вышнего Волочка становится двухполосной. Посреди города, на пересечении с Казанской улицей, ведущей из центра к вокзалу, гордо стоит светофор, 90% времени показывающий "зелёный" для трассы.
Центральная площадь Волочка - автобусная станция около старых торговых рядов. Движение автобусов здесь крайне бойкое, и их тут всегда очень много, поэтому ЛИАЗ на фоне торговых рядов стал одним из символов города:
Но даже этих 10% красного цвета для трассы хватало, чтобы в иные дни пробка растягивалась далеко за городские пределы, и простоять в ней можно было и 6 часов. Потому как помимо светофора и сужения, тут ещё и огромное количество второстепенных выездов, пешеходных переходов, колея и ямы, раздолбанный переезд, городской траффик и 90-градусный поворот.
Торговые ряды в Волочке состоят из двух корпусов. Первый, построенный в 1852-м году, мы видим около автостанции. Когда-то здесь шла бойкая торговля и регулярно организовывались ярмарки. Сегодня ряды используются по своему прямому назначению. Вроде бы корпус даже реставрировали в какой-то момент, но нынешнее состояние удручает:
Вышний Волочёк, благодаря своему географическому положению, на протяжении всей своей истории был транспортным узлом. Изначально - на водном пути между бассейном Невы, к которому относится река Цна, и бассейном Волги, к которому относится река Тверца. Предыдущий кадр - это "фасад" торговых рядов, где ещё теплится жизнь. За углом тот же корпус никак не используется, он исписан вандалами, стены потихоньку зарастают. И это не задворки, а центральный Казанский проспект. Тот самый, на пересечении с которым стоит знаменитый светофор:
В Волочке Цна и Тверца находятся на минимальном расстоянии, так что здесь в старину суда тащили "волоком" (т.е. по земле) от одной речки к другой. Как Вы догадались, именно эта роль города и легла в основу его названия. А Вышний - потому что был ещё не ставший городом Нижний, находившийся в районе Боровичей.
Второй корпус торговых рядов, построенный симметрично первому в 1937-м на месте взорванного Казанского собора, стоит несколько поодаль на том же Казанском проспекте. Он заброшен полностью.
Поселение здесь впервые упоминается в 1437-м году. Уже тогда на месте, где суда, идущие из Каспийского в Балтийское море, проходили естественную границу в виде водораздела, появилось поселение. Один из символов Волочка и главный его храм - Богоявленский собор, расположенный на острове, образованном Цной и её Обводным каналом. Построен в 1810-1814 годах на месте ветхой деревянной церкви. В XIX веке был основательно перестроен, а в 1931-м закрыт и использовался как склад. Вновь открыт аж в 1945-м году, что для СССР редкость. Сегодня храм - одно из лучших по своему состоянию исторических зданий города. Остров находится прямо за торговыми рядами. Храм расположен так, что видно его со многих точек центра города.
При Иване III здесь был учреждён Вышневолоцкий ям - почтовая станция, где содержали лошадей и отдыхали ямщики. Т.е. Волочёк уже тогда становится не только водным, но и сухопутным хабом.
В сквере около торговых рядов, который выполняет роль центральной площади города, установлен памятник художнику Алексею Венецианову, прославившемуся картинами из жизни крестьян. Будучи не из последней семьи греческого происхождения, работая чиновником в Петербурге и имея звание академика, Венецианов переселился в Тверскую область. Тут он и работал над сценами из крестьянской жизни и даже организовал собственную художественную школу. Тут же и погиб, перевернувшись в санях по дороге в Тверь.
К моменту, когда Вышний Волочёк в Смуту захватили и уничтожили поляки, он был уже достаточно крупным и обжитым населённым пунктом. На фото ни много ни мало - старейший театр Тверской области - Вышневолоцкий Драматический. Начало ему 6 декабря 1896-го года положил драматический кружок. Инициатором создания любительского театра в Волочке, помимо главного - купца Демидова, была и знаменитая актриса Вера Комиссаржевская, приезжавшая в эти края на отдых в имение своего дяди. На сцене вышневолоцкого театра играла мать Муслима Магомаева, который получал начальное музыкальное образование в местной музыкальной школе. Театр занимает здание бывшего Общественного собрания и выглядит несоразмерно городу солидно. Вышневолоцкий театр организует и проводит на своей сцене Фестиваль театров малых городов России. Говорят, местные постановки до сих пор хороши и не скатились в постперестроечную пошлятину провинциальных театров:
Развитие Вышнего Волочка в том виде, каким мы его знаем, началось с 1703-го года, когда по решению Петра I здесь начали создавать систему каналов для судоходной связи бассейнов двух морей. К 1708-му году под руководством голландцев, которые, по идее, должны знать толк в каналах, был вырыт Тверецкий канал, соединивший две реки. Однако в 1710-м году обнаружилось, что канал слишком мелок для прохода крупных кораблей, и судоходство здесь возможно лишь осенью и весной, по большой воде.
Около театра в 2007-м году установлен памятник Екатерине II. Венок в её левой руке символизирует присвоение Волочку статуса города. За её спиной начинается улица Ванчакова линия - наверное, самая красивая в городе. Она, по сути, является набережной Цнинского канала. Названа в честь городского главы - купца Михаила Ванчакова, на средства которого и была выстроена:
Ситуацию с каналами спас Михаил Иванович Сердюков, владелец местного винокуренного завода, то ли калмык, то ли бурят, в детстве усыновлённый и крещённый московским приказчиком в Сибири. В 1718-м году он написал письмо Петру I с предложением о том, как организовать канал правильно. Сердюков был вызван в Петербург, и после этого ему был выдан своеобразный "карт-бланш" на реорганизацию Вышневолоцкой водной системы - она была отдана ему на содержание. Сердюков внедрил несколько инженерных идей, в том числе, впервые в России - создание водохранилища, к которому сегодня хрен подойдёшь из-за заборов и колючей проволоки. Вышневолоцкий краеведческий музей, основанный в 1932-м году:
Сердюков также умело организовал постройку водных сооружений, в результате чего в 1722-м году в России появилась первая искутсвенная судоходная система, а к 1741-му году были закончены все работы, в том числе по созданию водохранилища. Сердюков получил пожизненное и наследное право эксплуатации и получения дохода с системы, в обязанности - её содержание и ремонт. Таким образом, первая в России водная система была ещё и частной. В 1743-м Сердюков с сыном получили статус дворян. Слияние Цнинского канала с Цной, самый центр города:
После смерти Сердюкова водной системой управлял его сын Иван. Но в 1761-м году умер и он. Сын Ивана уже не смог справиться с управлением такой сложной системой, и в 1774-м году она отошла Государству. Под государственным надзором система продолжила развиваться. Достраивались новые шлюзы и бейшлоты, рылись новые каналы. В 1785-м году в городе с ревизией побывала Екатерина II. Обратно в Петербург она добралась водным транспортом, прямо из-под Волочка.
Вышний Волочёк называют "русской Венецией". И был бы, если привести всё это в порядок. А пока вдоль воды толком и не погуляешь - элементарные дорожки вдоль каналов есть только в центре, мусор, грязь...
После реконструкции 1820-х годов, увеличившей уровень воды в системе, был достигнут максимум пропускной способности вышеволоцкой системы, как по количеству, так и по грузоподъёмности. К концу XIX-го века, с развитием железной дороги и других водных путей, значимость вышневолоцкой системы снижается. Шлюзы заменяются водоспусками ввиду отсутствия транзитных судов.
Набережная Цны, на другом берегу - здание Магистрата. Уток и чаек, равно как и голубей, огромное количество, и все они с удовольствием едят хлеб.
В 1943-1947 годы была проведена ещё одна реконструкция системы, направленная в первую очередь на обеспечение "Большой Волги" и получение электроэнергии. В числе прочего, здесь были построены две небольшие ГЭС. Серьёзное судоходство при этом уже отсутствовало. Окончательно регулярное судоходство исчезло здесь в конце 80-х, когда отменили два пассажирских маршрута. На окраинах водные прелести Волочка смотрятся совсем уныло. Вот, например, двухкилометровая речка Тоболка, полностью, от истока до устья, находящаяся в черте города:
Этот отчёт рассказывает о днях, когда пробка в городе ещё была жива. Более того, это последний день майских праздников, поэтому здесь она особенно длинная и утомительная. Из-за этого передвигаться по городу (а он достаточно большой) было очень тяжело, и мы ограничились беглым осмотром центра с основными достопримечательностями, да окраин, в которые ещё можно было попасть без риска простоять до ночи. Из-за этого, в частности, мы не увидели одну из главных достопримечательностей города - Казанский монастырь. Красивый старинный дом в самом центре Волочка. По местным меркам он, можно сказать, в хорошем состоянии, да ещё и с раритетной наружной рекламой:
При всех сложностях осмотра Волочка, у меня осталось почти 200 фотографий, и отобрать 40 из них для отчёта было достаточно трудно - в городе очень много красивых зданий и интересных деталей. Многими пришлось незаслуженно пожертвовать. Может быть при случае я повторю поездку и осмотрю город спокойнее, т.к. пробки там уже нет. Если удастся попасть на дачу Сердюкова и берег водохранилища, то можно будет писать второй пост.
Вид Казанского проспекта. Даже не смотря на состояние и вывески смотрится красиво:
Сейчас живительная объездная Волочка работает бесплатно. Но уже этим летом на ней введут оплату за проезд. Многие, да и я тоже, опасаются, что из-за этого пробка вернётся в город. Но в любом случае такой масштабной она уже не будет. Те, кто захочет, всегда смогут объехать за деньги. Вот только по городу опять станет тяжело передвигаться.
Этому милому зданию повезло - в нём разместился ресторан "Цна". Благодаря ему оно прилично выглядит:
С другой стороны, уверен, что многие жители Волочка на этом транзитном потоке зарабатывали, и по поводу появления объездной они имеют смешанные чувства.
Этому красивейшему дому тоже повезло: два салона связи + ресторан = отреставрированный фасад:
Из позитивного - в Волочке удивительно неплохо с общепитом. Видимо, транзитный поток заставил местных предпринимателей бороться за клиентов. Помимо милого и уютного детского кафе-мороженого, ориентированного в первую очередь на местных, при гостинице на уже бывшей трассе, около самого светофора, действует ресторан "Подберёзовик". Такое сочетание "цена-качество" я видел разве что в чешской глубинке.
Здание Магистрата - администрации города царских времён - которое мы уже видели на фото №12. Пожарная каланча достроена позже:
Огромные порции откровенно ресторанной еды по цене московского кафе эконом-класса, и всё это во вполне приличном интерьере и с хорошим обслуживанием. Особенно это диссонирует с окружающей действительностью Волочка за стенами ресторана. Рестораторы "Подберёзовика" по-моему даже перестарались - при качестве на порядок ниже тут всё равно бы ели. Мемориальный парк близ берега Цны и Обводного канала (есть здесь такая отсылка к Питеру):
Объяснить разруху Вышнего Волочка бедностью пожалуй не получится. В отличие от маленькой Старицы, пребывающей в безвременном анабиозе и расположившейся где-то на задворках региона, Вышний Волочёк - крупный город с кое-как работающей промышленностью. Утром и вечером рейсовые автобусы ходят заполненные, по улицам снуёт народ, кругом школы, магазины, предприятия - в общем, жизнь кипит. Плюс к этому, железная дорога и трасса, которая, как бы её не ругали, приносила городу прибыль. Да и с трассы город ежедневно видят тысячи проезжающих мимо - стыдно же. Гимназия №2, основанная в 1907-м году как реальное училище:
В отличие от Торжка, меньшего по размеру и сопоставимого по бюджетам, тут не привели в минимально допустимое состояние хотя бы пару центральных улиц.
Несколько зданий в более-менее приличном состоянии образуют "единый фасад" на набережной Олега Матвеева:
В Волочке много цыган. Ходят и попрошайничают прямо на центральной площади. Это говорит о следующем:
1) В городе активно торгуют наркотиками;
2) В городе у населения есть какие-никакие деньги, т.к. в совсем нищих местах цыгане не появляются;
3) Почему с этим ничего не делают - вопрос...
Та самая Ванчакова линия. Если отреставрировать - будет конфетка. Это начало улицы, здесь дома ещё в хорошем для Волочка состоянии:
Как видно по застройке, в XIX-м веке Волочёк был небедным купеческим городом. Но ещё большим сюрпризом для меня стали фото Волочка из 90-х - город выглядел в разы лучше чем сейчас. Довольно редкое явление для нашей страны, где в 2000-е волна роста благосостояния худо-бедно прокатилась по всем.
На Ванчаковой линии особняки стоят сплошным единым фасадом, во дворы ведут арки, прохладные и сырые:
Особняки на Ванчаковой линии ещё как-то живы за счёт расположенных внутри контор, но даже здесь чувствуется разруха. Когда-то здесь видимо был балкон. Сегодня у него нет не только пола, но и двери:
Чуть дальше от Драмтеатра по Ванчаковой линии дома разрушены и разграблены:
Хотя, если верить указателям, в их дворах даже есть некие организации.
С утратой Волочком своего транспортного значения, он стал развиваться как текстильный центр. Наиболее мощное производство - Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат - работает до сих пор, производя, например, полотенца. Хотя в XX-м веке, как и все центры текстильной промышленности (вся Ивановская область, Озёры), город начал приходить в упадок.
На карте Волочёк выглядит очень заманчиво - регулярная планировка в виде ровных квадратиков обещает комфортную прогулку по городу. В реальности, большая часть этих улиц - разбитые грунтовки с ямами и частным сектором. Частные дома здесь, как и во многих населённых пунктах Новгородской и Тверской областей, весьма характерные - крупные двухэтажные избы с чердаком, часто некрашенные:
Указатель на администрацию очень символично показывает на разрушенный дом. Это самый центр города, администрация и правда за углом:
Вот и она сама. Перед ней установлен бюст Петра I, с лёгкой руки которого Волочёк получил свою систему каналов, которая до сих пор делает этот многострадальный город уникальным.
Исторический центр Волочка находится на острове, образованном Цной и Цнинским каналом. Помимо заброшенного путевого дворца Екатерины II, до которого мы не доехали, и магистрата, показанного на фото №18, здесь встречаются дома в стиле, как говорят, модерн. Как деревянные:
...так и каменные. Такой особняк в хорошем состоянии прекрасно бы смотрелся даже в центре Москвы:
Немножко в стороне от центра, за Цной, можно увидеть Храм Успения Пресвятой Богородицы. Был построен в 1868-м купцом Ермаковым при его богадельне. В советские годы её закрывали и использовали как склад. Сегодя в нём проходят службы, ведутся реставрационные работы. В бывшей богадельне располагается православная школа.
В районе Успенской церкви всё более благообразно, нежели в центре. Здесь преимущественно пятиэтажки и частный сектор. Здесь живёт много людей, да и постройки не настолько старые, поэтому район более-менее в порядке. Даже асфальт новый недавно положили. На примере вида от церкви - волочковские пятиэтажки:
Помимо хлопчатобумажного комбината, придорожного сервиса и железной дороги, в городе также есть ещё несколько текстильных производств, стекольный и механический заводы, мясокомбинат. А в пригороде Волочка - посёлке Красномайский - располагается знаменитый стекольный завод "Красный май", производивший изделия из цветного сульфидно-цинкового стекла. Его изделия я однажды видел на одной московской выставке. Завод в последние годы умер окончательно, функционирует только музей. Мемориал на окраине города, на отшибе. Удивительно, но заброшенным не выглядит:
Заброшенное здание текстильной фабрики "Пролетарский авангард", само по себе прекрасное фабричной архитектурой конца XIX-го века. Умерло уже в 2000-х. Причём завод вроде бы исправно функционировал, а причиной закрытия стал делёж имущества, как в случае с "Красным Текстильщиком" в подмосковном Серпухове. Самое удивительное, что где-то за ним, на фабричной территории, вполне себе работает вышневолоцкий механический завод. В сети встречается малоправдоподобный проект по созданию из здания фабрики рекреационной зоны с гостиницами и причалами. Что-то типа того, как реорганизовали "Красный октябрь" в Москве. Это называется "джентрификация":
Довелось прокатиться по Волочку вечером часов в 6, в темноте. При том, что улицы забиты пешеходами и машинами, как транзитными, так и местными, возвращающимися с работы, освещения толком нет нигде. Все едут и идут в кромешной тьме. И бабушки с детьми, и женщины с сумками. Сбить кого-то или на крутом повороте улететь в забор - как раз плюнуть. Ужасное ощущение немаленького копошащегося города в полной темноте.
Вокзал Вышнего Волочка считается единственным на Николаевской магистрали, сохранившим изначальный вид. Перед вокзалом в 2006-м году установили памятник Петру I и Михаилу Сердюкову, тому самому, который построил вышневолоцкую водную систему. Скульптурная композиция изображает тот самый момент, когда амбициозный предприниматель показывает свой проект Царю. На вокзале останавливается множество поездов, в том числе - некоторые "Сапсаны".
Несмотря на всю запущенность, есть и поводы для не то чтобы осторожного, крайне трусливого оптимизма. Смотрел чужие отчёты про Волочёк и нет-нет да подмечал, что тут подкрасили, там отстроили. Конечно, не стоит забывать, что при этом многое ещё сильнее обветшало и разрушилось. Но всё же чувства, что город беспросветно депрессивен и вообще один из худших, уже нет. Хочется по-крайней мере надеяться.
Эта чудовищно провинциальная реклама в духе 90-х втсречалась и в других городах Тверской области:
Напоследок - вид пробки в черте города. Фото не передаёт самую неприятную сторону этой пробки - её протяжённость.
Да, из-за пробки Волочёк мы осмотрели далеко не полностью. Да, хочется надеяться, что здесь что-то станет лучше, и обманывать себя, что что-то уже стало лучше. Но на деле Волочёк даже у самых отъявленных оптимистов вызывает мрачные впечатления. Обидно, при этом, что город действительно очень красивый и вполне мог бы быть украшением региона и местом притяжения туристов. Если не как Суздаль, то уж как Ростов Великий или Переславль Залесский точно...
25/08/2015 08:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Тверская область
- Отзыв о поездке: Вышний Волочёк - Казанский женский монастырь, лето 2014
- Отзыв о поездке: Город Вышний Волочёк, Тверская область, май 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.