Мы с мужем часто гуляем по Москве и не всегда хорошо знаем историю тех или иных зданий, происхождение названий улиц... А между тем, знать все это стоило бы. Москва - город со своей непростой и местами туманной историей. Зная те или иные факты из жизни города, начинаешь по-другому смотреть на его нынешний облик, понимая какие-то закономерности, лучше чувствуя его. Поэтому гулять по городу - это одно, а вот пользоваться услугами экскурсоводов - это нечто иное. Так, мы уже довольно давно хотели взять экскурсию в знаменитый и загадочный Дом на набережной, что располагается по адресу Серафимовича, 2. Этот впечатляющий своими размерами дом на Берсеневской набережной манил нас уже давно, у меня лично были какие-то обрывочные знания о нем, подчеркнутые из отдельных биографий, легенд, слухов и т.д. И вот в начале августа многое в моем понимании встало на свои места.
Начну с того, что экскурсия вместо заявленных изначально 2,5 часов продлилась почти 3,5, и хоть информации было ну очень много, впечатление от нее у меня осталось глубокое. Конечно, в этом есть и заслуга экскурсоводов, их живой и пропущенной через себя подаче материала, поэтому если вдруг кому-то из моих читателей будет интересно, могу с удовольствием поделиться контактами. Итак, Дом на набережной. Надо сказать, что такое название к дому прикрепилось после издания романа Юрия Трифонова, одного из жителей этого дома, с одноименным названием. Наверное, это одно из самых знаменитых произведений писателя, где он отразил жизнь обитателей этого правительственного дома, судьба которых в большинстве своем сложилась весьма трагично.
Предыстория создания подобного дома начинается с декрета Ленина от 20 января 1918 года, где он особым указом перенес столицу из Санкт-Петербурга (тогда Петрограда) в Москву. Т.е. прежде торговый, живший довольно спокойной налаженной жизнью город неожиданно превратился в столицу молодого и бурно растущего Советского Союза.
Надо понимать, что Москва испокон веков была центром торговли всей страны, куда стекался капитал, существовали лавки, доходные дома. Город никогда не претендовал на имперские амбиции Санкт-Петербурга в архитектурном облике, оставаясь самобытным и независимым. До 1918 года Москва насчитывала "всего" 600.000 жителей. Конечно, это сложно представить в рамках современной Москвы, но тем не менее. И заканчивалась она примерно сегодняшним Третьим транспортным кольцом. Т.е., скажем, районы Кутузовской, Дорогомиловской, Таганки, Ленинского проспекта были в то время еще окраиной.
Так вот после декрета Ильича в Москву хлынул поток людей, часть из которых составляла так называемый "ближний круг", людей отличившихся во время революции 1917 года, высший партийный аппарат. И через некоторое время количество жителей столицы увеличилось вдвое. Москва не была рассчитана на такое количество: людей вынуждали "потесниться" (помните, в романе "Собачье сердце" Булгакова как раз хорошо описан этот "квартирный вопрос"), многие бывшие дворянские имения, отели были отданы под жилье для "бывших революционеров". Но даже они не справлялись с задачей расселения всех нуждающихся и их семей. Поэтому назрел вопрос строительства такого номенклатурного дома, который позволил бы обеспечить комфортное и благоустроенное жилье для партийных чиновников, наркомов, старых большевиков и т.д. Для этого тогдашний глава правительства Алексей Рыков создал комиссию по решению данного вопроса, в которую входил архитектор Борис Михайлович Иофан.Ему-то и было поручено взять на себя создание такого дома.
Хочу отступить немного от темы и рассказать о личности этого необычного архитектора. Борис Михайлович Иофан родился в Одессе, в семье евреев. Там же он окончил художественное училище и потом работал в Петербурге под руководством своего брата Дмитрия - считалось, что он в отличие от брата не попал в те самые 3% талантливой еврейской молодежи, что, правда, он потом и опроверг своим творчеством.
Затем он уехал учиться в Рим - постигать, так сказать, архитектурные азы итальянцев. Там же он знакомиться со своей будущей женой - дворянкой Ольгой Огаревой, которая, несмотря на высокое происхождение (княгиня по русской матери и герцогиня по отцу-итальянцу) питала сильный интерес к набиравшему тогда обороту коммунизму и даже состояла в итальянском Коминтерне. Ольга, как водится, и заразила Бориса своими революционными идеями. Там же в Риме Борис знакомиться с Алексеем Рыковым и производит на него благоприятное впечатление. Они начинают дружить, поэтому неудивительно, что спустя годы Рыков доверит столь важный проект Борису Иофану. Итак, датой официального начала строительства принято считать 24 июня 1927 года. Перед Борисом Иофаном встала непростая задача: нужно было найти подходящее место в Москве, которое позволило бы решить поставленную задачу. На одну разработку проектной документации ушло что-то около 3 млн рублей! Место искали долго, пока не обратили внимание на винно-соляные склады, что располагались рядом со Всехсвятским кладбищем на Берсеневской набережной. Кстати, там когда-то женщины еще стирали белье, люди купались в Москве-реке. Так вот на месте этих винно-соляных складов и решено было строить огромный, в три гектара дом. Тут как раз всплывает первая легенда: из-за болотистой местности, дурной славы (на этом месте раньше совершались публичные казни) и близости к кладбищу здесь никогда ничего не строили. Ну, были склады, но они по сути никакой важной функции не несли. Но нам-то, большевикам, чего бояться?.. А место знатное пропадает!
И сказал Борис: "Быть дому здесь!"
Сказать-то он сказал, но где найти в Москве такое количество рабочей силы? И вот здесь возникает вторая легенда, что дом, мол, строили узники ГУЛАГа. Этот миф не имеет под собой никакой основы, так как сталинские репрессии начались значительно позже. А то, что рабочие были одеты в ватники да сапоги, какие по обыкновению носили лагерные, так это просто совпадение. На тот момент все строители носили такую одежду. Рабочие руки были найдены банально: на рынках. Как впрочем, и сейчас.
Итак, непростое и затратное строительство началось в 1927 и продолжалось до 1931 года.
Надо сказать, дом (а в нем насчитывалось 505 квартир на 12 этажей) был сконструирован по самом последнему слову техники: мало того, что на тот момент это был самый крупный жилой комплекс в Европе, так и оснащен он был наилучшим образом: в доме была горячая и холодная вода, в комнатах повсюду дубовый паркет, роспись на стенах, своя собственная мебель, которую делали по заказу Иофана в мастерских на первых этажах дома, своя собственная мусоросжигательная установка, установка для плавления льда, кухни были оборудованы собственным мусоропроводом, во дворах были установлены фонтаны, имелась прачечная, амбулатория, столовая, где могли бесплатно (по талонам) питаться все жители дома. И питание было тоже качественное и основательное.
Помимо всех этих благ цивилизации на территории имелся продуктовый и промтоварный магазин и кинотеатр "Ударник", который на тот период был самым современным в стране, т.к. там демонстрировалось звуковое кино. Был и детский сад, и ясли, но, правда, располагался он на крыше дома, так что дети с родителями поднимались туда на лифте. Кроме этого в доме был клуб (сначала имени Рыкова, а потом когда его убили, - имени Калинина - ныне это Театр эстрады). Мебель вся была унифицирована, на ней стояли бирки, т.е. жители заезжали сюда буквально только с личными вещами, а когда приходили потом друг к другу в гости, то чувствовали себя как дома: ведь все у всех внутри было одинаковым!
Таким образом, Борису Иофану удалось построить уникальный на то время дом в стиле позднего конструктивизма. А чтобы остальные жители Москвы не возроптали и не возмутились, мол, почему одним все, а нам ничего, правительство объяснило это так: "Эти люди добились таких условий благодаря служению молодой Советской республике, но на их месте всегда можете оказаться и вы, если будете также преданны партии". Люди наивно думали, что в будущем таких домов будет построено много. Впрочем, подобный проект планировался еще и на территории нынешней Болотной площади, но из огромных затрат на первый дом, строительство было заморожено, а потом и вовсе прекращено.
Еще один интересный момент: изначально дом планировали облицевать розовым мрамором, чтобы его цвет перекликался с красным цветом кремлевских стен. Но из-за нехватки денег внешние стены дома оставили серыми. Гид, правда, уточнила, что во внутреннем дворе стояла своя небольшая ТЭЦ (она и сейчас там стоит), и дым от нее зимой окрашивал внутренний фасад в серый цвет, лишь добавляя дому мрачности. Теперь дом, конечно, отреставрировали и попытались приблизить его нынешнюю внешнюю отделку к изначальной задумке Бориса Иофана, т.е. покрасить фасад в бледно-розовый цвет.
Итак, дом построен и в него начинают активно заселяться разные партийные чиновники, военные, летчики, артисты, герои Советского Союза. В разное время жильцами этого дома были, например, Демьян Бедный, маршал Жуков, сами Борис Иофан и Алексей Рыков, Косыгин, Куйбышев, Микоян, знаменитый балетмейстер Игорь Моисеев, писатель Юлиан Семёнов, писатель, революционер Александр Серафимович (в честь которого и названа улица), сын Сталина - Василий, его дочь - Светлана Аллилуйева, знаменитая актриса Ольга Аросева с отцом и сестрой, Алексей Стаханов, Юрий Трифонов, Тухаческий, Никита Хрущев, Лева Федотов, написавший пророческий дневник, где он предвосхитил начало Второй мировой войны и ее исход, и многие другие знаменитые люди.
Беда лишь в том, что после начала сталинских репрессий, жители дома менялись очень быстро. По ночам приезжали черные "воронки" НКВД и порой хватали людей без разбору: был некий план по выявлению "врагов народа", и иногда нужного лица на месте не оказывалось. Тогда, пользуясь наличием свободным бланков на арест, энкэвэдэшники могли схватить любого человека (например, того же дворника, или иного человека, случайно забредшего на тот момент в гости к "подозреваемому"). Потом жены уже искали своих мужей на Лубянке...
Жен, кстати, тоже репрессировали: высылали в лагеря (один из них знаменитый АЛЖИР - это аббревитатура - в северном Казахстане). Там им год не разрешали переписываться с родными, получать посылки от них, т.е. иногда женщин отправляли в том, в чем их вызывали на допрос. Детей отправляли в спецприемники, меняли им имена, фамилии и распределяли в детские дома. Таким образом, из жителей дома после смерти Сталина нашёлся только 1 ребенок, да и то по чистой случайности. Все остальные - покалеченные судьбой и террором люди.
По словам гида, примерно у 70% всех жителей дома судьба сложилась трагично. Но были и счастливцы, тех, кого по счастливой случайности или провидению миновала такая судьба. Их потомки и теперь живут в этом доме, скажем, в самой большой квартире этого дома, состоящей их 7 комнат, которая ранее принадлежала Жукову, а потом композитору Борису Александрову, теперь живут его дети и внуки. Теперь в доме есть краеведческий музей, которым руководит жена Юрия Трифонова - Ольга. Обязательно сходите туда: он маленький, но там работают очень интересные и самоотверженные люди, которые смогут много всего поведать и о жителях дома, об их непростых судьбах, и каких-то забавных моментах (да, были и такие). Я здесь пересказывать эти истории не буду, т.к. для этого мне понадобилось бы написать еще несколько таких постов. Но поверьте, знать это важно и нужно.
Кстати, самого Бориса Иофана сталинское кровавое колесо репрессий обошло стороной: он вполне неплохо дожил до 1976 года и построил еще много чего успешного, например, станцию метро Бауманская, санаторий Барвиху, проектировал здание Советов, советские павильоны в Париже и Нью-Йорке, за что получил множество наград. Но самым его знаменитым произведением был и остается, конечно, дом на Берсеневской набережной. Кстати, именно его проектное бюро должно было строить грандиозный Дворец Советов вместо взорванного храма Христа Спасителя на Волхонке...
Теперь любой желающий может пройти на территорию этого некогда закрытого и таинственного Дома. А ниже несколько фото скорее для разбавления текста, т.к. увидеть и прочувствовать все это лучше самому.
Экскурсия наша началась возле Храма Христа Спасителя на Кропоткинской. На фото сквер возле храма и памятник императору-освободителю Александру II.
Типичный старый московский дворик неподалеку от Кремлевской набережной и Большого Каменного моста, где мы остановились на некоторое время, чтобы послушать рассказ гида. Кстати, она сказала, что именно в августе московские дворы приобретают самый притягательный "раскрас": еще не наступила осень, но летняя пестрость и жара потихоньку сходят на нет.
В усадьбе Алябьева, что находится по адресу Кремлевская набережная 1/9, какое-то время жил архитектор Борис Михайлович Иофан.
05. Вид у нее со временем обветшал, а когда-то, наверное, там давали такие балы!..
Вот он - Дом на набережной. Выглядит слегка таинственным и монументальным в лучах полуденного солнца. Сейчас здесь находится в том числе Театр эстрады под управлением Геннадия Хазанова.
На доме внизу висят мемориальные доски с именами тех, кто когда-то жил в этом доме.
Внутренний двор дома.
Технические здания. Гид сказала, что после переделки фасад дома несколько отличается от первоначального, а вот эти здания сохранились в своем первозданном виде.
Балконы дома были предметом особой гордости Бориса Иофана. На тот момент такое планирование было своего рода ноу-хау.
В краеведческом музее Дома. На стене висит портрет Бориса Иофана. Мне он напомнил Аркадия Райкина. Ну, что ж, корни-то говорят сами за себя ;)
В музее есть небольшая экспозиция, в основном представленная предметами быта, переданными в дар музею. Есть совсем трогательные "персонажи", связанные с теми или иными жильцами. Об этом вам также подробнее расскажут в самом музее (я, к сожалению, некоторые фамилии успела подзабыть).
14. Этот письменный стол, кстати, "пришел" сюда из Кремля и ранее он принадлежал кому-то из пресс-службы Сталина.
На стене слева висит потрет Лёвы Федотова - очень интересной личности и одного из жильцов этого дома. Он нем и его трагически оборвавшейся судьбе также стоит почитать отдельно.
А это чучело пингвина по имени Илья, который несколько лет жил в семье одного из летчиков-челюскинцев Ильи Мазурука, попав к нему совершенно случайно. История забавная, ее вам тоже с удовольствием подробнее расскажут в музее.
05/08/2015 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Москва
- Отзыв о поездке: Берсеневская набережная дом 18-20, лето 2014
- Фоторепортаж: Москва становится Лондоном?.., 11.06.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.