Думаю, что этим блогом закончу рассказ об Индии. Итак, мы уехали из Харидвара рано утром и почти весь день добирались до Дели. Все дороги были забиты паломниками, выходящими из Харидвара и растекающимися по индийским шоссе, дорогам и проселкам. Выехать оказалось сложнее, чем въехать, колоссальные пробки из людей и машин занимали многие километры дорог, идущих из Харидвара на юг. Нам даже показалось, что мы рискуем опоздать в аэропорт, но потом все рассосалось, и уже с полпути мы ехали без проблем.
Здесь я хотел бы процитировать моего любимого Джима Корбетта, рассказывающего о дорогах паломников: "Оставив Рикикеш позади, вы попадете в Лахман-Хьюлу, где дорога пилигримов пересекает Ганг с правого на левый берег по висячему мосту. Здесь следует остерегаться красных обезьян, наводняющих мост, так как они еще более назойливы, чем прокаженные Харидвара. Если только не умилостивить их сладостями или поджаренными зернами, то ваш проход по длинному и узкому мосту будет трудным и тягостным"
"Через три дня путешествия вверх по левому берегу Ганга вы достигнете древней столицы Гарвала - Сринагара, исторического, религиозного и торгового центра большого значения, очень красивого города, удобно расположившегося в широкой, открытой долине, окруженной высокими горами. Именно здесь в 1805 году предки гарвальских солдат, которые столь доблестно воевали в двух мировых войнах, выступили в свой последний и безуспешный поход против захватчиков-гурков [Гурки (гуркхи) собственно непальцы, группа консолидирующихся народов (кхасы, гурунги, магары и др.) населяют Центральный и Юго-Западный Непал и Северную Индию]. Древний город гарвальцев Сринагар со всеми дворцами его королей был снесен до последнего камня при разрушении плотины озера Гона-Лейк в 1894 году"
"Эта плотина, оказавшаяся причиной оползня в долине Бирехи-Ганга, притока Ганга, была в основании шириной 11000 футов, в верхней точке ее ширина достигала 2000 футов, а высота равнялась 900 футам. Когда плотина рухнула, освободилось 10 миллиардов кубических футов воды, разлившихся в течение шести часов. Хотя поток в долине Ганга ниже и справа по направлению к Хардвару все уничтожил на своем пути и смыл все мосты, погибла только одна семья и то лишь потому, что ее члены вернулись в опасную зону вскоре после того, как были насильственно оттуда удалены".
"Выйдя из Сринагара, вы окажетесь перед трудным подъемом в Чатикал, с вершины которого открывается изумительный вид на долину Ганга и вечные снега, лежащие над Кедарнатхом. День перехода из Чатикала, и вы увидите Голабраи, ряд травянисто-тростниковых крыш убежищ для паломников - однокомнатных каменных помещении с питьевыми лотками; эти большие, внушительного вида водоемы наполняются маленькими ручейками кристально чистой воды, которые летом невозмутимо спускаются с гор по множеству желобов, грубо сколоченных из молодых сосенок".
"В другие времена года вода свободно и весело стекает каскадами по скалам, задрапированным мхами и папоротником венерин волос [Венерин волос (Adiantum capiUus veneris) - папоротник рода адиантум. Тонкие стержни листьев, блестящие и упругие, напоминают волосы, а изящная листва - женские кудри], по роскошному ложу живой зелени жерухи и небесно-голубых стробилантов".
"В ста метрах за убежищами для паломников, с правой стороны дороги, стоит манговое дерево. Это дерево и двухэтажный дом поблизости, принадлежащий пандиту (хозяину голобрайских паломнических убежищ), достойны того, чтобы их упомянуть, так как они играют важную роль в повести, которую я собираюсь рассказать".
"Еще две мили по последнему ровному участку пути, и вы достигнете Рудрапраяга, где мы с вами, мой друг-паломник, должны расстаться, так как ваш путь лежит через Алакнанду и вверх по левому берегу Мандакини до Кедарнатха, в то время как мой -через горы к моему дому в Найни-Тале".
Сейчас, конечно, дорога паломников не такая сложная, во всяком случае, мы не видели изнуренных людей, хотя чем ближе к Дели, тем медленнее шли толпы оранжевых пилигримов, и тем больше лагерей для отдыха попадалось на пути.
В Харидвар же все они приезжали или на поездах, или на грузовиках, переделанных под временные жилища, или на мотоциклах.
Во всяком случае, эти байкеры производили потрясающее впечатление.
Как, впрочем, и идущие по обеим сторонам дороги.
Вот в такой колонне нам пришлось плестись долгие часы.
Грузовики.
Если отвлечься от того, что это религиозное мероприятие, то можно подумать, что это некий молодежный спортивный слет со всей страны.
Придорожное кафе.
Тут, кстати, хорошо видно, как люди ездят по индийским дорогам.
Несмотря на то, что многие машины, грузовики и фургоны ездят на честном слове, аварий мы почти не видели, все довольно безопасно.
Взрослые и дети вперемешку.
Кто какую технику раздобудет, тот и едет на ней сотни километров.
Контрасты индийских дорог.
На грузовиках стоят огромные усилители, с которых лупит по ушам всех встречных индуистский тяжелый рок или рэп.
Пока, Индия!
PS. Лучшее время для поездки в Индию - вот такие праздники. Уж если вы хотите окунуться в настоящую индийскую жизнь, то тут это гарантировано с головой.
15/08/2014 08:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Отзыв о поездке: Индия. Ворота Ганга - Харидвар, 2014
- Отзыв о поездке: Индия. Гхаты Ришикеша, 2014
- Отзыв о поездке: Индия. Матхура проездом, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.