По общепринятому мнению, считается, что от знаменитых "Семи чудес света" до нашего времени дошли только египетские пирамиды. Все остальные чудеса погибли в глубине тысячелетий. Это правда и неправда одновременно. Я расскажу здесь историю о руинах великих сооружений древности, доступных для осмотра на территории современной Турции.
Находясь на западном побережье Малой Азии, в городе Кушадасы, мне захотелось увидеть знаменитый Галикарнасский мавзолей - одно из Семи чудес древнего мира. Сейчас место, где он стоял, находится в центре города Бодрум. Но проблема в том, что кроме этого места от мавзолея больше ничего не осталось, так как в 14 веке его разобрали крестоносцы, пустив камень на строительство своей крепости.
Поэтому, я решил не тратить время на Бодрум, и отправился в горы, в местечко под названием Белеви, что в 20 км восточнее Эфеса. Именно там, в этих горах, можно и по сей день лицезреть руины сооружения, ставшего почти зеркальным двойником знаменитого мавзолея из Галикарнасса...
Мавзолей Белеви был возведен на горном склоне, над долиной реки Каистр. Ныне, в этом месте растеклось обширное озеро (в котором я вынужденно принимал водные процедуры, после посещения царских склепов). Должно быть, мавзолеи здесь, над водной гладью, выглядели особенно величественно.
И да, я не оговорился, ниже речь пойдет именно о мавзолеях, ибо их тут, как минимум, два. Нечто, похожее на огромную кучу каменных блоков, уже можно заметить, с проходящей мимо дороги, это и есть разрушенная верхушка мавзолея Белеви. А вот второе сооружение здесь замечают не все, хотя по масштабами оно не уступает двойнику Галикарнасского мавзолея.
На фото я снял их вместе. Также здесь видна, в тени деревьев на переднем плане, массивная подпорная стена, сложенная из крупных камней.
И вот, появляется огромное основание, нижняя часть мавзолея Белеви. По размерам он был вполне сопоставим с Галикарнасским. Но главное, строение сохранилось на высоту более 10-15 метров. Произошло это по причине того, что нижняя часть мавзолея не была выстроена из отдельных блоков (как в Галикарнассе), ее вырубили целиком из скального массива. И только снаружи скала была облицована плитами, кои и сейчас можно наблюдать на своих местах. Но даже несмотря на такую прочность конструкции, видно, что здешний мавзолей тоже сильно пострадал - верхняя часть сооружения, а это был портик с колоннами, поддерживающими крышу, полностью исчез.
История этого циклопического сооружения очень сложна и запутана. Считается, что мавзолей Белеви воздвиг для себя эллинистический царь Лисимах, один их диадохов, бывший телохранитель Александра Македонского. Ему достался кусок империи, созданной божественным Александром, куда входила Фракия и часть Малой Азии. Столицей государства Лисимаха стал, как раз, город Эфес. Это был страшный человек, убивавший львов голыми руками, но по какой-то причине, ему было не суждено упокоиться в своем мавзолее. В марте 281 до н. э. Лисимах погиб в битве с Селевком Никатором при Курупедионе (в современной Сирии).
В 261 г. до н.э. обширное царство Селевкидов унаследовал Антиох II Теос (годы жизни 286 - 246 до н. э.), именно этот эллинистический царь, скорее всего, и был погребен в мавзолее Белеви. Антиоха отравила его жена Лаодика, она же, видимо, достраивала усыпальницу. В общей сложности, мавзолей возводили почти 100 лет, и возможно, что несмотря на это, до конца строительство так и не довели.
Здесь я, как всегда, снялся для масштаба.
Мавзолей имел квадратное основание, примерно 30 на 30 метров. Он стоял как бы на ступенчатом пьедестале, общая высота сооружения была близка к 35-40 метрам. Возможно, мавзолей Белеви был чуть меньше Галикарнасского.
Погребальная камера была выдолблена в скальном массиве основания. Как видно, она имела высокий потолок, копирующий ложный свод. Исчезнувшая передняя стенка камеры была выложена из каменных блоков, в камеру можно было попасть через дверной проем, закрывающийся массивной, возможно, мраморной дверью.
Никаких других внутренних помещений в мавзолее больше не предусмотрели, хотя могли существовать декоративные фальшь-двери на других сторонах основания, но это предположение. Скорее всего, дверь была одна, и выходила она в сторону скального массива, из которого вырубили мавзолей, т.е. вход был скрыт и со стороны долины не заметен.
Погребальную камеру отделали мрамором, также как и весь мавзолей снаружи. Некоторые плиты облицовки остались на своих местах.
Еще один Антиох Теос)
Мраморные плиты пола.
Предположительно так выглядел мавзолей Белеви по одной из реконструкций. По какой-то причине, ему отказывают в пирамидальной крыше, как в знаменитом Галикарнасском. Видимо, это происходит - либо от небольшого ума исследователей, либо от фактической незаконченности сооружения. В любом случае, плоская крыша выглядит убого и идет вразрез со всей переднеазиатской традицией мавзолеестроения, продолженной в башенных усыпальницах средневековья.
Внутри погребальной камеры был найден саркофаг, предположительно Антиоха Теоса. Считается, что надгробная скульптура на нем, первая в своем роде, появившаяся в Малой Азии до прихода туда римлян. Сейчас саркофаг находится в музее г. Сельчук. Фото со стенда, сам музей, при моем посещении, был закрыт на ремонт.
В саркофаге были обнаружены фрагменты костей мужчины, приблизительно 40-45 лет. Антиоху II Теосу в момент смерти был, как раз, 41 год.
В камере так же была найдена статуя человека в персидском одеянии, видимо слуги. Сейчас она находится в Музее истории и искусства в Измире.
Кроме того, в погребальной камере мавзолея были найдены фрагменты римской керамики 1 в. до н.э. Т.е. через 200 лет мавзолей вскрывался для неизвестной цели, возможно туда кого-то подхоронили в римское время.
Мавзолей Белеви, общий вид со стороны долины.
На крыше мавзолея располагались крылатые львы-грифоны и круглые каменные декоративные сосуды. Некоторые фигуры сохранились. Из Музея истории и искусства в Измире.
Каменные сосуды можно найти и рядом с мавзолеем. Нужно отметить, что около мавзолея можно найти вообще все что угодно, практически все архитектурные элементы строения лежат вокруг в радиусе 40 метров.
При желании, мавзолей Белеви можно собрать почти целиком из раскиданных вокруг камней. Количество стройматериалов, даже на глаз, кажется очень значительным. Создается ощущение, что все, что было разрушено многочисленными землетрясениями лежит у подножия. Из-за того, что мавзолей находится далеко от населенных пунктов, весь мрамор остался на месте, и за тысячи лет был только занесен землей.
Кусок дорического карниза мавзолея с характерной имитацией деревянной балки с бронзовыми заклепками.
Уцелевшая коринфская колонна. Именно такие колонны украшали портик второго этажа сооружения.
Рядом с мавзолеем я обнаружил вот такой курган, он имеет подозрительно правильную форму. Что это такое, непонятно, может быть большая груда камней мавзолея была занесена землей, а может быть здесь располагалось какое-то отдельное сооружение.
Каменные блоки для строительства не таскались откуда-то, а вырубались на месте, каменоломня здесь находится в непосредственной близости. Я специально ее отснял для всех любителей инопланетян и працивилизаций.
Эти борозды в скальном массиве дают хорошее представление о том, как в древности вырубались каменные блоки. Причем не только в Малой Азии, но и в том же Египте, технология везде была схожей, менялось только качество инструментов - в Древнем Египте они были каменными, а в античном мире уже использовалось железо. В скале выдалбливались параллельные углубления, и от получившихся длинных каменных "лент" откалывали отдельные блоки.
Просматривающиеся многочисленные полосы на камне, это уровни, на которые, постепенно, шаг за шагом, опускались каменотесы. В общем, много физического труда и ничего сверхъестественного.
Общий вид на мавзолей Белеви со стороны гор. Трасса на Измир проходит рядом, при этом туристы посещают его нечасто. Трасса эта скоростная и останавливаться здесь нельзя, для того чтоб попасть к руинам на машине нужно сворачивать заранее на второстепенную дорогу. Я доехал сюда на местной маршрутке, при желании можно дойти до мавзолея от деревни Белеви пешком, там наверно всего пара километров.
До следующей здешней достопримечательности я тоже дошел пешком - это огромный курган на вершине горы чуть севернее от мавзолея. Добраться до него не так просто, никакой тропинки, ведущей от руин внизу, наверх, нет. Есть дорога, по которой можно подъехать к кургану даже на машине, только она идет с севера, от деревни Белеви, и к тому же он грунтовая. Чтобы попасть по ней наверх, от мавзолея, что внизу, нужно делать очень большой крюк. Поэтому, я, как всегда, тупо полез по склону горы. Сложного там ничего нет, но приятного тоже, высота горы около 100 метров, и нужно карабкаться, хватаясь за кусты.
Курган является продолжением естественного скального массива, чтобы придать ему более правильную форму, кое-где строители обтесали углы, а где-то насыпали дополнительный грунт. Каменная внешняя стена, крепида кургана, прослеживается почти по всей окружности и сохранилась очень хорошо.
Вид со склона на обширное озеро, созданное рекой Каистр. Возможно, что озеро существовало и в древности, хотя сложно сказать, где протекала раньше река, давшая начало городу Эфес.
Курган отделен от основного массива горы выдолбленным в скале рвом. Работу здесь проделали титаническую. Зато не пришлось таскать камни для крепиды издалека, весь стройматериал добывался на месте.
Вид сверху на курган. Безусловно, в древности насыпь была выше, об этом свидетельствуют камни внешней стены, выступающие за линию современных склонов.
Там где земля выветрилась, видно, что курган, есть продолжение скального массива.
Кладоискательство в здешних краях процветает - везде грабительские шурфы.
На вершине кургана некоторые отверстия вполне могут обозначать древние вентиляционные шахты. Один конец подобного воздуховода я обнаружил в склепе, внутри.
Вход в курган. Заметно, что камни крепиды здесь расположены так, чтобы скрыть вход в гробницу. Никакого красивого парадного портала здесь нет. Скорее всего раньше вход был завален землей, и весь курган был существенно выше.
Теперь попробуем проникнуть в гробницу. Внутри, темно, грязно и волнительно, все же не каждый день попадаются такие крупные древние комплексы.
Тем более, о кургане Белеви практически ничего неизвестно, нет даже более менее четкой его датировки. Считается, что тумулус относится, как и мавзолей Антиоха Теоса, к 3-4 вв. до н.э., т.е. к эллинистической эпохе. Правда, почему - неизвестно. Я как-то давно про него загадку загадывал - никто не отгадал, что и немудрено, так как даже специалисты здесь затрудняются с ответом.
Проблема кургана Белеви в том, что внутри нет никаких надписей, с помощью которых можно было бы прояснить возраст сооружения и его принадлежность. Нет изображений, орнаментов, практически нет ничего, что могло бы быть подсказкой.
Дромос кургана.
Сложен дромос из циклопических каменных плит.
Вход в первое погребальное помещение (а их тут два). План гробницы незатейлив, коридор и две комнаты, идущие одна за другой. Примерно такое расположение внутренних помещений было у многих гробниц лидийских царей, про их гигантские курганы я писал ранее. Поэтому можно предположить, что тумулус Белеви все же несколько старше мавзолея, когда строили гробницу соратнику Александра Македонского, он уже здесь существовал.
Курганы возводили для своих царей не только лидийцы, но и жившие здесь по соседству карийцы. Кстати, царь Мавсол, построивший себе мазолей в Галикарнассе, и оставивший свое имя этому типу сооружений, был карийцем. Правда, форму своего мавзолея он, скорее всего, заимствовал у персов. А вот собственные погребальные памятники у карийцев, видимо, имели форму именно курганов, и были похожи на лидийские.
На стенах везде тут следы копоти в палец толщиной. Такое ощущение, что внутри кургана случилась локальная термоядерная война. Поэтому после посещения гробницы выглядеть вы будете соответствующе, даже не мечтайте отделаться просто парой пятен)
Гробница была разграблена еще в древности. Но судя по разгрому внутри, попытки кладоискательства не прекращались здесь вплоть до наших дней.
На потолке дромоса я обнаружил интересное отверстие. Похоже на то, что это вентиляционная шахта, дыру от которой можно заметить снаружи.
Я просунул в отверстие руку с фотоаппаратом и получил вот такое изображение. Видно, что над плитами коридора присутствует некая пустота - небольшая камера неправильной формы. Из этой пещеры наверх ведет труба вентиляции. Труба, похоже, что керамическая.
Комнаты в гробнице очень маленькие, и перекрыты они огромными каменными блоками. Плиты перекрытия лежат с напуском на углы камеры, так что в центре потолка получается конструкция в виде ромба.
А это лаз в следующую камеру. Когда-то, можно было пройти из одной комнаты в другую, но сейчас уровень пола в гробнице сильно поднялся. Скорее всего, землю и камни здесь набросали кладоискатели, они разрушали стены дальней камеры и закладывали шурфы, при этом наружу ничего не выносили. Вот выработанный грунт и накопился в склепе, также возможно часть земли попала внутрь вместе с водой после дождей.
В любом случае, вариант продвижения здесь один - ложишься пузом на газетку и вползаешь под многотонный блок перекрытия.
Во второй камере, как и предполагалось - сущий ад. На переднем плане видны ржавые детали от космического корабля пришельцев из далекого космоса, это вполне ожидаемо для подобного объекта. Но вот сама камера почти полностью утратила правильную форму, весь ее пол разрыт, стены и потолок испещрены огромными выбоинами. Создается ощущение, что внутри взорвали фугас, только этим можно объяснить полное разрушение стен и потолка.
В общем, лучше сюда не лазить, ибо грязь везде неописуемая.
Таким же макаром вылезаем обратно - и быстрей наружу, длительное пребывание в гробнице может негативно повлиять на психику)
Озеро у подножия горы, это очень кстати, так как отмываться после посещения гробницы нужно будет долго. Я почти полчаса мылся, но так и остался черным от сажи. Непонятно, как меня посадил к себе в машину какой-то турок, с чьей помощью я доехал до города Сельчук.
28/07/2015 10:00
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Города: Кушадасы; Бодрум
- Отзыв о поездке: Стамбул. Люди на Истикляль, лето 2015
- Отзыв о поездке: Древний Пергам. Турция, лето 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.