"Музей-остров Хомбройх" (Museum Insel Hombroich) располагается примерно в часе езды от Дюссельдорфа, и это совершенно уникальное место. Это не парк, внутри которого музей. Это музей, сросшийся с парком. Или парк, сросшийся с музеем. Симбиоз природы и искусства. И то, и другое красиво так, что глазам больно. Невероятный опыт.
История Хомбройха началась в 1816 году, когда владелец земельного участка решил разбить здесь, на берегах речушки Эрфт, ландшафтный парк. Садовник (сейчас эта профессия называется "ландшафтный дизайнер") Бернхард Корте придал лугам и перелескам вокруг речки форму, насадил деревьев и кустарников, превратил болотца в пруды. Вон какую красоту сотворил!
К ХХ веку поместье пришло в упадок и в упадке пребывало почти весь ХХ век, пока его не купил Карл-Хайнрих Мюллер - бизнесмен и по совместительству крупный коллекционер искусства, друживший с художниками и помогавший им. Мюллеру нравился красивый заброшенный парк, а своих друзей-художников он стал пускать поработать в тамошние заброшенные сараи и амбары. Художники использовали их как мастерские. Через пару лет они наделали столько искусства, что Мюллер понял: пора делать музей. Музей-остров открылся в 1987 году.
Мюллеру хотелось сделать не просто музей в виде нескольких зданий в парке, но соединить природу и искусство воедино, чтобы для зрителя общение с природой и общение с искусством представляло единый опыт, нечто вроде отрешения от мира и медитации. Вот это здание на фото вверху - первое, которое вас там встречает - вообще пустое. В нем ничего нет. В нем только едва слышно звучит музыка - хор голосов, похожий на грегорианский хорал. И абсолютно белое пространство - белые стены, белый пол и потолок. И вы словно плаваете в этой белизне, пронизанной тихой музыкой. А вокруг - разнотравье и цветение.
Другие здания - очень простые, снаружи похожие на сельские амбары, а внутри на музейные павильоны - разбросаны по парку. В них выставлены произведения из коллекции Мюллера - одной из самых значительных европейских художественных коллекций. В коллекции есть и искусство современных художников, и модернизм, и древности средневекового Востока, от Китая до Камбоджи.
Здесь нет охраны. Нет смотрителей. Вы просто гуляете по парку, нюхаете цветочки, потом заходите в сарайчик - а там Пикассо и рядом древняя китайская фарфоровая скульптура. Страшно даже представить, сколько все это стоит. И никаких охранных мер - Мюллер хотел, чтобы зритель тут был один на один и с природой, и с искусством, и никакое охранники не нарушали этот опыт гармонии.
Скульптуру не всегда легко заметить среди зелени
Мне повезло попасть в Хомбройх в мае. Всё цвело. В прудах и озерах разнообразная живность как раз обзавелась потомством, и утята-лебедята радовали посетителей не меньше, чем картины.
Вот, например, беседка. Обычная беседка среди кустов сирени. В ней можно посидеть, отдохнуть, покурить, поцеловаться, если вы вдвоем. В беседке стоит кхмерская статуя будды Х века из Ангкора и китайская ваза эпохи Хань. Просто стоят. А вы просто сидите, курите. И думаете о том, что такое история и что такое жизнь и что такое вечность.
Выставочные залы как бы невзначай возникают среди зелени, речушек и озер.
Скульптура специально сделана так, чтобы вписываться в ландшафт. Сидеть на ней можно и нужно.
"Kunst ist Seelsorge" - "Искусство - это забота о душе", предупреждает нас табличка. В Хомбройхе как-то действительно того... особенно хорошо получается заботиться о душевной гармонии при помощи искусства. Там обстановка способствует.
28/07/2014 10:00
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Дюссельдорф
- Отзыв о поездке: Дюссельдорф. Дворцы, парки и много интересного!, март 2014
- Отзыв о поездке: Дюссельдорф. Один сентябрьский день, сентябрь 2013
- Фоторепортаж: Дюссельдорфские мелочи, 06.06.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.