Route 66 и немного истории дорожной системы США



    Прошел почти месяц после возвращения из второй мега-поездки США. На месте на меня немедленно накинулись рабочие вопросы, рутина. Всё хотел продолжить публикацию небольших очерков о поездке - да руки не доходили. Попробую сделать это сейчас.

    Целью нашей поездки в Штаты стала знаменитая Route 66. Все перемещения по востоку страны - Нью-Йорк, дорога до Вашингтона, ночной перегон из Вашингтона к Ниагаре, Детройт, Чикаго - можно сказать, что это лишь подготовительный этап к lifetime-trip'у, то есть самой Роут-сикси-сикс.

    Route 66 и немного истории дорожной системы США / США
    // dkonyaev.livejournal.com

    Что же в этой дороге такого и почему именно она?

    Сначала немного про американские дороги в принципе.

    Как я уже многократно писал, Америка - страна автомобильных дорог. Разумеется, есть страны, в которых дороги объективно лучше (Германия, например). Где-то дорог больше. Где-то они шире или длиннее. Но в США дорога, асфальтовая полоска, уходящая за горизонт, стала частью культурного кода. Проще говоря, само понятие дороги, путешествия, поездки куда-то в погоне за чем-то, стало частью американского менталитета.

    Именно в США изначально появились автомобили, которые не только позволяли перевезти себя из точки А в точку Б, но сделать это с комфортом, быстро и безопасно. В Европе в то время пытались справиться с послевоенной разрухой и автомобили являлись либо привилегией, либо с трудом могли называться автомобилями. А когда экономическое положение наладилось, все свихнулись по теме экологии и экономии. Да и не уместится 6-7 метровый автомобиль на узеньких дорогах городов Старого света.

    Но чтобы люди побежали массово покупать автомобили, автомобилям надо где-то ездить. Дорожная сеть должна быть проложена как минимум между крупными городами, чтобы обеспечивать их связность, поддерживать экономику. Но экономические предпосылки формируются долго. Катализатором дорожного прогресса стала война.

    Вот карта, показывающая транспортную доступность территории Штатов от Нью-Йорка, образца 1857 года. На начало XX века америка ушла от этих показателей, но не то, чтобы далеко. Путешествие через континент всё равно превращалось в цепь пересадок - с поезда на корабль - с корабля на лошадь и т.д.

    Route 66 и немного истории дорожной системы США / США
    // dkonyaev.livejournal.com

    После вступления США в Первую Мировую войну оказалось, что страна не готова воевать из-за огромных проблем с логистикой и доставкой грузов - но не через океан, с флотом то всё было нормально, а по своей же территории. Сети железнодорожных путей оказалось явно недостаточно чтобы перевозить сотни и тысячи тонн всяких военных штук.

    Военные обратили внимание на автомобильный транспорт. Первые попытки связать Запад и Восток США, а заодно и разбросанные промышленные и ресурсные центры, предпринимались с самого начала века. Так, американские военные организовали несколько грузовых конвоев, которые пересекали страну вдоль и поперёк. Путь с одного конца страны на другой на грузовике той эпохи, в условиях полного отсутствия дорог, занимал 2 месяца. Основной задачей конвоев, кроме транспортировки, было нанесение маршрутов на карты и сооружение временных мостов.

    Одним участников этих конвоев (точнее, руководителем конвоя 1919 года) был будущий президент США Дуайт Эйзенхауер, это важно. Этот конвой, к примеру, попал по дороге в 230 происшествий (тут и поломки, и ДТП и что угодно ещё). А из 300 человек, ехавших в грузовиках, до точки назначения не доехал 21 военнослужащий - из-за различных травм их были вынуждены оставить в городах по пути. К этому времени американская военщина поняла, что гонять пра-пра-дедушек современных фур по грунтовкам негоже и принялась планировать дорожную сеть с твёрдым покрытием. Одновременно с этим с идеей автомобилизации всей страны начали носиться американские властные круги, которые поручили военным оформить их планы в некое подобие государственной программы.

    Планирование завершили к 1922 году. В том же году один из блистательнейших военных умов того времени - генерал Джон Першинг - выступил перед Конгрессом США с идеей развития дорожной сети, которая позже была названа его именем, "картой Першинга".

    Route 66 и немного истории дорожной системы США / США
    // dkonyaev.livejournal.com

    Одной из задач, которые должна была решить такая сеть автодорог - обеспечение военной логистики на случай внезапной войны с Мексикой. Да, Мексика того времени всерьёз рассматривалась как военный противник для США.

    Этот проект до конца так реализован и не был. Однако он был взят за основу для нового плана - уже в середине 1950-х, когда президентом США был избран тот самый Дуайт Эйзенхауер, который к тому времени имел опыт не только пересечения США в составе грузового конвоя, но и успел повидать немецкие автобаны, командуя армиями Союзников во Второй мировой. Существующая сеть дорог в Америке, повторяющая принципы, заложенные Першингом, названа именем Эйзенхауера (Национальная система межштатных и оборонных автомагистралей имени Дуайта Д. Эйзенхауэра)

    Современная дорожная сеть в Штатах это произведение искусства. Простота перемещения по ним сравнима с перемещением капсулы в трубе пневмопочты - ты просто выезжаешь на дорогу и едешь в выбранном направлении, в полной уверенности, что ничего в этой поездке тебе не помешает.

    Так вот возвращаясь к 66-ой.

    Дорога была построена ещё в 1926 году, но полностью асфальтом её укатали только через 10 лет, к 1936 году. Дорога, которая начиналась в Чикаго, на берегу озера Мичиган и шла до Лос-Анджелеса, на берег Тихого океана, привлекала к себе десятки и сотни тысяч людей. По ней люди ехали на запад, на новые, неосвоенные земли. Они бежали он стихийных бедствий и "Великой депрессии", от пылевых бурь и экономических проблем, которые уничтожали целые города.

    Уже к 1939 году она стала культовой. По крайней мере так считал Джон Стейнбек, написавший в "Гроздьях гнева":

    "Федеральная дорога № 66 -  главная  трасса,  по  которой  движутся переселенцы. 66-ая - это длинное бетонированное  шоссе, опоясывающее  всю страну, мягко вьющееся на карте от Миссисипи до Бейкерсфилда; оно  идет через красные и серые поля, вгрызается в горы,  пересекает  водораздел, сбегает вниз, в страшную многоцветную пустыню, тянется по ней  снова  к горам и, наконец, выходит к пышным калифорнийским долинам. 66-ая - это  путь  беглецов,  путь  тех,  кто  спасается  от  пыли  и обнищавшей земли, от грохота тракторов  и  собственного  обнищания, от медленного наступления пустыни  на  север,  от  сокрушительных  ветров, дующих из Техаса, от наводнений, которые не только не обогащают  землю, но крадут у нее последние  силы.  От  всего  этого  люди  бегут,  и  на магистраль № 66 их  выносят  притоки  боковых шоссе,  узкие  проселки, изрезанные колеями дороги в полях. 66 - это главная  трасса,  это  путь беглецов. ....

    Беглецы со всех концов стекались на шоссе № 66, машины  шли  то  в одиночку, то целыми караванами.  Они  медленно  катились  по дороге с раннего утра и до позднего вечера, а ночью делали остановку у воды.  Из допотопных прохудившихся радиаторов бил пар, тормозные тяги дребезжали. И люди, сидевшие за рулем грузовиков и  перегруженных  легковых  машин, настороженно прислушивались. Сколько же еще до города?  Пока  едешь  от одного до другого, натерпишься страху. Если какая-нибудь поломка...  ну что ж, если поломка, остановимся здесь, а Джим пойдет в город, достанет нужную часть и вернется назад... А сколько у нас осталось провизии?".

    Route 66 и немного истории дорожной системы США / США
    // dkonyaev.livejournal.com

    Но некий Джим мог и не достать нужную часть. А то и не вернуться. Дорогу всегда окружали различного рода мошенники, да и просто бандиты, которые стремились поживиться нехитрым багажом путешественников.

    Постепенно дорога обрастала инфраструктурой. На ней появились мотели, ресторанчики, небольшие магазины. Целые городки стали зависеть только от людей, которые перемещаются по 66-ой дороге. Вокруг неё сформировалась своя, особенная атмосфера - не просто поездки, а путешествия за лучшей долей и кусочком счастья.

    А сама дорога стала именоваться "Главной улицей Америки" или "Матерью дорог". Про неё сняли десятки фильмов, в том числе "Easy Rider" ("Беспечный ездок"). Про неё сочиняли песни - самой известной из которых стала "Get your kicks on Route 66", позже перепетая всеми, кто только смог её перепеть. Проехаться по 66-ой стало важно для каждого уважающего себя мотоциклиста-байкера - в их среде в США по сей день считается, что, не ездивший по 66-ой, не может называть себя байкером.

    Route 66 и немного истории дорожной системы США / США
    // dkonyaev.livejournal.com

    Дорога потеряла своё транспортное значение в 1970-х, когда параллельно ей проложили многополосный скоростной интерстейт. После того, как основной поток путешественников и туристов ушел с 66-ой, дорога начала ветшать, города, зависящие от неё - беднеть. Власти США даже собирались закрыть дорогу для общего пользования. Но люди начали протестовать и требовать сохранить её как национальный памятник. Собственно так и произошло. Дороге придали статус исторического маршрута и сохраняют его в первозданном виде.

    Route 66 и немного истории дорожной системы США / США
    // dkonyaev.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    dkonyaev
    28/07/2014 19:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из США

    29.01.24 Самый большой круизный лайнер мира отправился в первый рейс
    25.01.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу билетов по избранным направлениям
    22.11.23 Etihad Airways будет летать из Абу-Даби в Бостон
    27.10.23 Uzbekistan Airways распродает билеты в Нью-Йорк
    12.10.23 Гид Michelin будет награждать отели подобно ресторанам
    25.08.23 Посольство США в Москве не будет продлевать срок действия консульских сборов
    29.05.23 США немного отсрочили дату увеличения визового сбора
    02.05.23 США отменяют антиковидные правила въезда в страну
    10.04.23 США не отменили обязательную вакцинацию для въезда
    31.03.23 США увеличивают визовый сбор