Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш



    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Во время нашего путешествия этим летом по северо-западу Франции мы часто сильно отклонялись в сторону от основного маршрута по нашей главной цели - провинции Нормандия. В этой части Франции много интересных, порой загадочных мест, которые, будучи здесь, просто грех не посетить.

    После посещения Амьена, где нам удалось соприкоснуться с наследием великого писателя Жюля Верна и даже посетить его могилу, мы сделали гигантский крюк почти в 200 километров, чтобы посетить портовый город Кале. Город очень интересен в плане истории, хоть и был практически полностью разрушен в конце Второй Мировой войны. Мы немного прогулялись по его центру, хотя меня, в первую очередь, интересовали неплохо сохранившиеся на его окраине немецкие пушечные батареи, которые в течении войны держали на надёжном замке пролив Ла-Манш.

    Эти, нынче заброшенные, мощнейшие фортификационные сооружения найти совсем не просто. Но и они, и сам город достойны внимания любителей истории.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    От берегов Кале до Англии всего-то 34 километра и это самое узкое место в проливе Ла-манш. Естественно, на протяжении сотен лет этот город был важнейшим транспортным узлом. На смену паромному сообщению пришло железнодорожное, посредством знаменитого Евротуннеля. И хоть Кале не потерял своего стратегического значения, теперь здесь в несколько раз больше крупных торговых центров, чем сохранившихся объектов истории.

    Центр города и его историческая часть нынче составляют либо новострои, либо восстановленные из пепла и руин старые здания Кале. После бомбардировок союзных сил в конце войны этот город представлял собой жалкое зрелище. По досадной ошибке английских пилотов уже будучи в начале 1945 года занятым канадскими войсками этот город вновь подвергся бомбардировке союзников. Пилоты перепутали его с близлежащим Дюкертом, на тот момент всё ещё находящимся в руках немцев.

    Сторожевая башня Фе, видимо, осталась единственной сохранившейся в оригинале точкой города.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Мы же по пути заехали к зданию местной мэрии с оригинальной башней-колокольней беффруа. В средневековье подобные башни служили символом свободы торгового города.Здесь хранились казна, важные городские документы и печати. Так как места там там обычно не хватало, рядом достраивали отдельное здание, которое позже становились городскими ратушами или, как в Кале, мэриями. Эти оригинальные строения по достоинству оценила ЮНЕСКО и около пятидесяти башен-беффруа в Бельгии и Франции включила в отдельный охраняемый список всемирного наследия. Попала туда и башня в Кале.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    На примыкающей к мэрии площади мы заметили оригинальную скульптурную композицию из шести полуголых мужчин. Это была работа знаменитого Огюста Родена "Граждане Кале". Более семисот лет назад, в течении так называемой столетней войны Кале в течении года осаждали английские войска. В конце концов, изнурённый голодом и нуждой город согласился сдаться на милость победителя. Но английский король Эдуард III выдвинул условие - шесть самых знатных жителей Кале должны вынести ему ключи от города без одежды и с верёвками на шее, готовые быть тут же повешанными. Удивительным образом в городе нашлись истинные патриоты, согласившиеся отдать жизнь и честь ради спасения своей Родины. Кстати, вроде бы в итоге анлгичане их помиловали.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Кале помнит ещё многих знаменитых правителей - Марию Тюдор, герцогов Гизов. Эти имена милы сердцу любого поклонника романов Александра Дюма. Только вот в самом городе осталось совсем немного мест, которые могли бы напомнить об этих славных именах.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Не любят жители Кале и бесславную для них историю Второй Мировой войны. А как раз в этом плане здесь есть что посмотреть. На подступах к городу с севера прямо на побережье до сих пор гроздно высятся бетонные саркофаги легендарной немецкой батареи "Ольденбург". Эта батарея была построена в 1940 году для поддержки планируемого немцами вторжения в Англию.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Эта операция под названием "Морской лев" так и не было осуществлена. Зато огневая мощь этой и других близлежащих батарей смогла полность закрыть на замок Ла-Манш, при этом в чистую выиграв дуэль с английскими береговыми орудиями на другой стороне пролива.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Не смотря на огромный перевес сил на море, английские военные суда в течении нескольких лет боялись даже приблизится к стратегически важному проливу, в то время как немецкие крейсеры и линкоры не раз его пересекали. Мало того батарея "Ольденбург" практически не пострадала и от налётов союзной авиации, в то время как соседний Кале лежал в руинах.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Меня удивил один странный факт. На этой батареи стояли орудия, которые были сняты с российских батарей в Либаве (нынче латышской Лиепае) аж в 1915 году. Позже они были полностью модернизированы на заводах Круппа. Два года назад я был на взорванных батареях в Лиепае и даже писал об этом в своём журнале. Подчас история делает странные зигзаги, которые очень редко имеет возможность узреть простой обыватель.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Когда мы подъехали к заранее отмеченной в навигаторе точке, я сильно огорчился. С дороги мне показалось, что сохранившиеся казематы "Ольденбурга" теперь расположены на территории какого-то закрытого и огороженного спортивного клуба. Почти не надеясь что-либо здесь увидеть, мы всё же решили обойти закрытый объект вдоль забора. И, о чудо! Батарея оказалась расположенной как раз с противоположной стороны и полностью доступной для современных поклонников военной истории.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Давно заметил, как во многих странах мира подобные места нравятся любителям настенной живописи. Их даже далеко не самые удачные творения скрашивают голый серый бетон, оставшийся от былых войн и сражений. На батарее под Кале они тоже поработали на славу.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    После войны все ходы и выходы в подземные помещения "Ольденбурга" были замурованы, но местные диггеры постепенно наделали лазеек везде, где только можно.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    От самих огромных береговых орудий уже давно не осталось ни следа, зато кое-где пустые глазницы огромных казематов прикрывают остатки железных шторок, некогда защищавших от обстрелов боевую прислугу орудий. Хорошо сохранились и гигантские стальные колпаки над орудиями.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Мы не стали лазить по подземным местным коммуникациям. Но и увиденного нами вполне хватило для того, чтобы понять на какой мощный замок был заперт пролив Ла-Манша в годы войны.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    В нескольких десятках километров южнее Кале по дороге мы заехали на ещё одну морскую батарею немцев. Некогда она носила имя "Зигфрида", но после гибели в авиакатастрофе легендарного немецкого рейхсминистра строительста и инженерных войск Фрица Тодта в 1942году, была переименована в его честь. Этот человек был настоящим гением своего дела. Он сумел создать мощнейшую организацию также названную его именем, которая выстроила большинство военных объектов, которые сумели сохранится до наших дней - Атлантический вал, бункеры командования в Восточной Пруссии, скоростные автомагистрали и железные дороги. Теперь на батарее Тодта оборудован частный музей.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Во время отступления немецких войск осенью 1944 года эта батарея была взорвана. Но бетонные сооружения 4-метровой толщины практически не постадали. В наше время здесь на примере одного из восстановленных батарейных бункеров можно вполне цивилизованно осмотреть принцип действия и обеспечения немецкого орудия-гиганта. Подземные помещения под самим бетонным саркофагом уходят на глубину до 15 метров. Рядом с этим мощным орудием размещалась отдельная батарея зениток, прикрывающая смертоносное оружие с земли и воздуха.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Французы свезли со всех окрестностей к батарее "Тодта" ещё кучу примеров вооружения обеих воевавших сторон. Особняком здесь смотрится большая пушка "Леопольд" на железнодорожной платформе. С таких дальнобойных орудий немцы обстреливали побережье Англии.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    К сожалению, у нас не хватило времени заглянуть в сам музей. Кстати, во время этого путешествия я вообще не зашёл ни в один платный военный музей. Не то что бы я пожалел денег, просто количество бесплатных военных артефактов во Франции огромно, а именно такие подчас невосстановленные и запущенные объекты мне как раз и больше по душе.А наше путешествие по Франции продолжалось. Мы наконец-то въехали на территорию Нормандии - главной цели нашей пятидневной поездки...

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    lavagra
    11/06/2015 12:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Франции

    07.05.24 В Марселе для публики открылся форт д’Антркасто
    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    07.03.24 Доступ зрителей на церемонию открытия летней Олимпиады во Франции ограничат
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    08.02.24 Еврокомиссия собирается поднять цену шенгенских виз
    30.01.24 Получить шенгенскую визу стало немного проще
    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    30.12.23 Между Берлином и Парижем впервые за десятилетие пошли поезда
    21.12.23 Во Франции запрещают курение на пляжах
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет