Во время нашего путешествия этим летом по северо-западу Франции мы часто сильно отклонялись в сторону от основного маршрута по нашей главной цели - провинции Нормандия. В этой части Франции много интересных, порой загадочных мест, которые, будучи здесь, просто грех не посетить.
После посещения Амьена, где нам удалось соприкоснуться с наследием великого писателя Жюля Верна и даже посетить его могилу, мы сделали гигантский крюк почти в 200 километров, чтобы посетить портовый город Кале. Город очень интересен в плане истории, хоть и был практически полностью разрушен в конце Второй Мировой войны. Мы немного прогулялись по его центру, хотя меня, в первую очередь, интересовали неплохо сохранившиеся на его окраине немецкие пушечные батареи, которые в течении войны держали на надёжном замке пролив Ла-Манш.
Эти, нынче заброшенные, мощнейшие фортификационные сооружения найти совсем не просто. Но и они, и сам город достойны внимания любителей истории.
От берегов Кале до Англии всего-то 34 километра и это самое узкое место в проливе Ла-манш. Естественно, на протяжении сотен лет этот город был важнейшим транспортным узлом. На смену паромному сообщению пришло железнодорожное, посредством знаменитого Евротуннеля. И хоть Кале не потерял своего стратегического значения, теперь здесь в несколько раз больше крупных торговых центров, чем сохранившихся объектов истории.
Центр города и его историческая часть нынче составляют либо новострои, либо восстановленные из пепла и руин старые здания Кале. После бомбардировок союзных сил в конце войны этот город представлял собой жалкое зрелище. По досадной ошибке английских пилотов уже будучи в начале 1945 года занятым канадскими войсками этот город вновь подвергся бомбардировке союзников. Пилоты перепутали его с близлежащим Дюкертом, на тот момент всё ещё находящимся в руках немцев.
Сторожевая башня Фе, видимо, осталась единственной сохранившейся в оригинале точкой города.
Мы же по пути заехали к зданию местной мэрии с оригинальной башней-колокольней беффруа. В средневековье подобные башни служили символом свободы торгового города.Здесь хранились казна, важные городские документы и печати. Так как места там там обычно не хватало, рядом достраивали отдельное здание, которое позже становились городскими ратушами или, как в Кале, мэриями. Эти оригинальные строения по достоинству оценила ЮНЕСКО и около пятидесяти башен-беффруа в Бельгии и Франции включила в отдельный охраняемый список всемирного наследия. Попала туда и башня в Кале.
На примыкающей к мэрии площади мы заметили оригинальную скульптурную композицию из шести полуголых мужчин. Это была работа знаменитого Огюста Родена "Граждане Кале". Более семисот лет назад, в течении так называемой столетней войны Кале в течении года осаждали английские войска. В конце концов, изнурённый голодом и нуждой город согласился сдаться на милость победителя. Но английский король Эдуард III выдвинул условие - шесть самых знатных жителей Кале должны вынести ему ключи от города без одежды и с верёвками на шее, готовые быть тут же повешанными. Удивительным образом в городе нашлись истинные патриоты, согласившиеся отдать жизнь и честь ради спасения своей Родины. Кстати, вроде бы в итоге анлгичане их помиловали.
Кале помнит ещё многих знаменитых правителей - Марию Тюдор, герцогов Гизов. Эти имена милы сердцу любого поклонника романов Александра Дюма. Только вот в самом городе осталось совсем немного мест, которые могли бы напомнить об этих славных именах.
Не любят жители Кале и бесславную для них историю Второй Мировой войны. А как раз в этом плане здесь есть что посмотреть. На подступах к городу с севера прямо на побережье до сих пор гроздно высятся бетонные саркофаги легендарной немецкой батареи "Ольденбург". Эта батарея была построена в 1940 году для поддержки планируемого немцами вторжения в Англию.
Эта операция под названием "Морской лев" так и не было осуществлена. Зато огневая мощь этой и других близлежащих батарей смогла полность закрыть на замок Ла-Манш, при этом в чистую выиграв дуэль с английскими береговыми орудиями на другой стороне пролива.
Не смотря на огромный перевес сил на море, английские военные суда в течении нескольких лет боялись даже приблизится к стратегически важному проливу, в то время как немецкие крейсеры и линкоры не раз его пересекали. Мало того батарея "Ольденбург" практически не пострадала и от налётов союзной авиации, в то время как соседний Кале лежал в руинах.
Меня удивил один странный факт. На этой батареи стояли орудия, которые были сняты с российских батарей в Либаве (нынче латышской Лиепае) аж в 1915 году. Позже они были полностью модернизированы на заводах Круппа. Два года назад я был на взорванных батареях в Лиепае и даже писал об этом в своём журнале. Подчас история делает странные зигзаги, которые очень редко имеет возможность узреть простой обыватель.
Когда мы подъехали к заранее отмеченной в навигаторе точке, я сильно огорчился. С дороги мне показалось, что сохранившиеся казематы "Ольденбурга" теперь расположены на территории какого-то закрытого и огороженного спортивного клуба. Почти не надеясь что-либо здесь увидеть, мы всё же решили обойти закрытый объект вдоль забора. И, о чудо! Батарея оказалась расположенной как раз с противоположной стороны и полностью доступной для современных поклонников военной истории.
Давно заметил, как во многих странах мира подобные места нравятся любителям настенной живописи. Их даже далеко не самые удачные творения скрашивают голый серый бетон, оставшийся от былых войн и сражений. На батарее под Кале они тоже поработали на славу.
После войны все ходы и выходы в подземные помещения "Ольденбурга" были замурованы, но местные диггеры постепенно наделали лазеек везде, где только можно.
От самих огромных береговых орудий уже давно не осталось ни следа, зато кое-где пустые глазницы огромных казематов прикрывают остатки железных шторок, некогда защищавших от обстрелов боевую прислугу орудий. Хорошо сохранились и гигантские стальные колпаки над орудиями.
Мы не стали лазить по подземным местным коммуникациям. Но и увиденного нами вполне хватило для того, чтобы понять на какой мощный замок был заперт пролив Ла-Манша в годы войны.
В нескольких десятках километров южнее Кале по дороге мы заехали на ещё одну морскую батарею немцев. Некогда она носила имя "Зигфрида", но после гибели в авиакатастрофе легендарного немецкого рейхсминистра строительста и инженерных войск Фрица Тодта в 1942году, была переименована в его честь. Этот человек был настоящим гением своего дела. Он сумел создать мощнейшую организацию также названную его именем, которая выстроила большинство военных объектов, которые сумели сохранится до наших дней - Атлантический вал, бункеры командования в Восточной Пруссии, скоростные автомагистрали и железные дороги. Теперь на батарее Тодта оборудован частный музей.
Во время отступления немецких войск осенью 1944 года эта батарея была взорвана. Но бетонные сооружения 4-метровой толщины практически не постадали. В наше время здесь на примере одного из восстановленных батарейных бункеров можно вполне цивилизованно осмотреть принцип действия и обеспечения немецкого орудия-гиганта. Подземные помещения под самим бетонным саркофагом уходят на глубину до 15 метров. Рядом с этим мощным орудием размещалась отдельная батарея зениток, прикрывающая смертоносное оружие с земли и воздуха.
Французы свезли со всех окрестностей к батарее "Тодта" ещё кучу примеров вооружения обеих воевавших сторон. Особняком здесь смотрится большая пушка "Леопольд" на железнодорожной платформе. С таких дальнобойных орудий немцы обстреливали побережье Англии.
К сожалению, у нас не хватило времени заглянуть в сам музей. Кстати, во время этого путешествия я вообще не зашёл ни в один платный военный музей. Не то что бы я пожалел денег, просто количество бесплатных военных артефактов во Франции огромно, а именно такие подчас невосстановленные и запущенные объекты мне как раз и больше по душе.А наше путешествие по Франции продолжалось. Мы наконец-то въехали на территорию Нормандии - главной цели нашей пятидневной поездки...
11/06/2015 12:00
Материалы по теме
- Страны: Франция
- Города: Кале
- Отзыв о поездке: По Нормандии без сидра и кальвадоса или как правильно провести отпуск на трезвую голову, июнь 2014
- Отзыв о поездке: Париж - Лондон на автобусе через Ла-Манш, март 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.