Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский "новодел".
В основе центральной части дворца - двухэтажные "каменные палаты", построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.
Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.
Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.
Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.
В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.
Рядом стоит корпус Императорского лицея, соединённый с дворцом аркой.
Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.
Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.
В ожидании разглядывать детали здания.
Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.
Голубая и "золотая" краски выцвели.
Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.
Прежде всего попадаем на Парадную лестницу, украшенную скульптурой "Просыпающийся амур" 1860 года.
Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.
Потолок зала украшают картины "Эней и Венера", "Юпитер и Каллисто" и "Суд Париса". Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.
Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.
Также были воссозданы большие часы.
Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - "висячего" сада.
Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло "Голова девочки" 1769 года.
Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.
В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо "Купание Венеры".
По соседству расположена Китайская гостиная Александра I.
Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.
Дальше - Буфетная, до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.
Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны "Ловля кораллов", переданная из фондов Эрмитажа.
Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.
На столах представлены предметы знаменитых "Орденских" сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.
Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.
Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и "вечерних кушаний" императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.
Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.
В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.
Потолок зала украшен переданным из Юсуповского дворца живописным плафоном "Меркурий и Слава".
Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².
Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный "ковер".
С общим колоритом стен гармонирует плафон "Олимп" - копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.
Большой зал, или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.
Его площадь более 800 м².
Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.
Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.
Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих "Аллегорию России", "Аллегорию Мира" и "Аллегорию Победы".
В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию "Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия". Этот плафон погиб во время войны.
В 1950-х годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены боковые части старого плафона, "Аллегория Мира" и "Аллегория Победы", считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.
Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны "под янтарь" художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой "Кунсткомиссион" и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.
Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика "Осязание и Обоняние", входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.
В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.
Источник: Официальный сайт дворца
22/06/2016 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Санкт-Петербургский регион
- Города: Пушкин (Царское Село)
- Фоторепортаж: St. Petersburg. Царские хоромы, 16.12.2015
- Фоторепортаж: St. Petersburg. Царское Село, 27.11.2015
- Фоторепортаж: Екатерининский дворец в Царском Селе, 30.09.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.