Все народные сказки и предания, все легенды и мифы прямо или косвенно, завуалированно или открыто говорят о смерти. Смерть это вопрос, которым люди задаются с момента осознания себя.
Я хочу предложить вам прогулку по месту, в котором о смерти рассказывает каждый предмет. Здесь оживают сказки и на сцену выходит черный юмор. Со сказок же скинут налет приличий и оставлена только их суть - смерть.
Приглашаю вас на немного жуткую, немного пугающую, но занимательную ночную экскурсию по музею при Новосибирском Крематории.
Ума не приложу, как мы проскочили мимо такого большого ангара в первый раз, когда бежали в музей от здания крематория. Может так сильно замерзли? Но факт остается фактом - не заметили вот такую махину:
И в свете сейчас только вход. Сейчас покажу для понимания масштаба
Вот туда мы и побежали. По пути наткнувшись еще на избушку бабы Яги. Старушка, видимо, отсутствовала где-то по делам, а за себя оставила картонный муляж. Домик караулить.
А мы уже входим в ангар. У которого внутри внезапно обнаружилось пятое измерение. Хотя, может это темнота скрывала его реальные размеры снаружи?... Нет. Пятое измерение в контексте той ночи куда более вероятно.
У входа нас встречает братец Иванушка. Я мучительно начинаю вспоминать, что у них там с сестрицей было такого жуткого. При чем же тут страшные сказки-то? Ну козленок, ну полянка. Подходим ближе и заглядываем в пруд.
Под тонкой пленкой "озерной глади" лежит девушка. Чтобы освежить память для этого поста, я пошла читать сказки. Неужели в детстве все эти ужасы не запали нам в голову так сильно, как поразили они меня сейчас?
Брак по расчету, убийство, покушения на убийство, похищение... И мы ругаем телевизор, да?
"...Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на нее, привязала Алёнушке на шею камень и бросила в воду.
А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал..."
"...Узнала об этом ведьма и стала просить мужа - зарежь да зарежь козлёнка...
Купцу жалко было козленочка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает, - делать нечего, купец согласился:
- Ну, зарежь его...
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козленочек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнехонько зовет:
"Зарежь его"? "Кишочки прополоскать"?!
И хэппи энд , конечно:
"...Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.
А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле."
Пойдем дальше. По обеим от входа сторонам огромного ангара расставлены небольшие комнаты-инсталляции. В каждой что-то происходит. И участие в этом принять может каждый.
Первой попалась нам сцена из Гоголя. Мертвая паночка неспешно обводила зал красными глазами, присматривала себе новую жертву.
Моя подруга отправилась добровольцем. На камеру позировать. Так как мимика у нее чудесная, не смогу я ни одного фото выкинуть.
Итак, сцена начинается с того, что из гроба медленно поднимается мертвая ведьма, начинает двигаться в сторону стоящего в круге человека, тянет к нему руки.
В сумраке ангара, где фоном негромко играет нагнетающая атмосферу музыка, потолок скрывается в неизвестной дали и тускло поблескивают шахматные плиты пола, выглядит это впечатляюще.
Прямо за домом "часовни" уже пещера, с потолком, усыпанным алмазами. Это сказка о мертвой царевне.
Здесь желающие могут надеть красивое старинное платье, фату и... лечь в гроб.
Если я не ошибаюсь, в оригинале гроб был хрустальным.
Чуть поодаль таинственные люди играют в старинную японскую игру. Играют не на деньги, а на годы жизни.
Вдруг моей головы что-то касается. Не неприятно, скорее нежно. Кто-то гладит меня. Я готова уже ко всему. Оборачиваюсь не спеша. А там они. Вот тут, справа и слева от девушки в серой шали, видите?. Теперь они незаметно подкрадываются к новой "жертве".
Я растерялась, но от растерянности не напугалась, а выдала только умиленно-восторженное "какие симпатяшки!". Теперь пришел их черед удивляться и теряться. Один - ноль, в мою пользу:)
Центр зала занят рядами стеклянных витрин. Здесь стоят предметы, рассказывающие о ритуалах смерти в разных культурах и странах, просто игрушки. Иногда страшные... игрушки.
Ритуальные предметы, маски. Все, что поможет взаимодействовать с духами и душами.
Среди стеклянных полок сидят и бродят персонажи сказок и фильмов ужасов.
Некоторые превращаются прямо тут, на месте.
Чуть поодаль в ряд стоят гробы. Одни - копии тех, в которых хоронили известных людей. Например, Бориса Ельцина,
Владимира Ленина,
Какого-то московского патриарха и Ганди.
Некоторые гробы совершенно необычные. Далеко не все выбирают стандартную коробку для путешествия в царство Аида. Мешок с клюшками для гольфа, бутылка водки, рыба...
Автор бутылки и рыбы специально приглашенный в Новосибирск африканец Эрик Аанг.
"То, что делает африканец Эрик Ананг, в Европе давно окрестили, как форменное сумасшествие. Темнокожий парень мастерит гробы "с изюминкой". Например, любил покойный при жизни пить баварское пиво, так давайте его в бутылке и похороним. Сказано - сделано. На счету Эрика Ананга десятки "оригинальных" похоронных ящиков. В виде автомобиля, самолета, черепахи, пианино, компьютерной мышки... Словом, любая блажь за ваши деньги."
Всю статью с картинками можно прочитать здесь
Молотка, заявленного в статье, я не увидела. Но рыба и бутылка, работа над которыми шла прямо на улице Новосибирска в течение двух недель, точно есть. Находила видео с этого мероприятия. Реакция прохожих была разная. А как бы вы отнеслись, увидев в Сибири, на улице, под тентом, черного парня, выпиливающего трехметровую бутылку?
Не у всех культур принято хоронить в гробах. Пример мусульманского захоронения в зеленом саване.
Еще несколько необычных гробов. Особенно удивил гламурный розовый с помпонами.
За гробами неприметный черный полог. Проходим за него и оказываемся в почти кромешной темноте. Фотоаппарат даже не может сфокусироваться. Когда глаза немного привыкают, разглядываю валяющиеся под ногами скелеты и висящие на стенах мумии. Большую часть сфотографировать не смогла.
В самом начале "комнаты страха" стоит трон и разбросаны "части тела". Здесь можно сфотографироваться "в образе".
В полночь согласно программе должна была состояться церемония награждения за лучший костюм. К сожалению, мы пропустили это. Но с другой стороны, никакой давки, никакой огромной толпы. На часах 2 часа ночи. Согласно расписания, все уже должно закрываться. Но в реальности же жизнь тут бьет ключом.
Сделав круг, возвращаемся вдоль второй стены инсталляций. В болоте, соседнем с Аленушкиным, живет отвратительный и жуткий водяной.
"Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью. Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами"
Прямо за омутом Водяного растет дуб. Златая цепь на дубе том. И Кот Ученый. Все как положено.
Под дубом, в санях, прижимая к груди томик своих сказок, распластался мертвый Пушкин.
Всё, что было представлено на выставке, все сказки, все истории, все намеки - всё здесь имеет отношение к смерти. Лишь один экспонат вызывает у меня недоумение. Я даже сказку перечитала. Кроме безобидного "съем тебя", ничего в ней на удивление кровавого и нет. Почему же эти двое оказались тут, между хатой бабой Яги и тронным залом Кощея Бессмертного?
А вот, кстати, и тронный зал Кащея. Очень искусно выполнен.
Самого его дома не оказалось. Поблизости был только граф Влад Дракула с парой новых невест.
Ну и ладно, пока его во дворце нет, можно без опасений взгромоздиться на его трон:)
По центру зала яма. В яме на веревках висит гроб. Я приметила его давно. Но сейчас меня попросили пофотографировать и потом прислать фото.
Все желающие могли лечь в гроб, двое брутальных парней (сдается мне, парни - самые настоящие кладбищенские работники) гроб накрывают крышкой и опускают в яму.
Пока снимала "заказчика", кто-то тихо подошел ко мне со спины. Я оглянулась и еле устояла, не свалившись в ту же яму. Выдохнув от восхищения я брякнула первое, что пришло в голову: "Вы прекрасны!" А кто-то поспорит?:)
Я отвлеклась, а "клиент" мне отчаянно машет из гроба.
Пора уходить. Впереди последняя часть музея - сам крематорий. Я расскажу о нем отдельно. Слишком сильно он впечатлил меня.
Мы идем на выход. А вот и сбежавшая из холодной избушки снаружи в теплую хату внутри Баба Яга.
Последний кадр, и снова впереди холод и темнота. Сейчас, перед рассветом, она похожа на густой кисель, только что вытащенный из морозильной камеры.
Я не суеверный человек. И довольно отчаянный. Но залезть в гроб я не смогу. А чтобы пусть и в шутку, но закрыли крышку и опустили гроб на дно ямы. Даже если в крышке есть окошко. Нет.
А вы смогли бы?
30/06/2014 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Новосибирск
- Отзыв о поездке: Новосибирские дворики, зима 2012
- Отзыв о поездке: Высотный Новосибирск, октябрь 2012
- Фоторепортаж: Современный Новосибирск - здания, люди, история, 09.04.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.