Старое болгарское село Бата превращено в этнографический музей, где в каждой белёной мазанке вещи тех, кто когда-то качал младенческую люльку, стуча домашним ткацким станком, лепил на гончарном круге глиняные кувшины, разжигал огонь в камине, чтобы согреться, и – одновременно ресторан, где вино наливается прямо из бочек и танцуют кукеры-ряженые в масках языческих птиц и животных.
А когда совсем стемнеет, пожилой нестинарец Иван ходит на горячих углях, а потом, усталый, потный и слабый, показывает любопытным туристкам свои запылённые пеплом ступни – без всяких следов ожогов!
Позже я увидела-таки в Болгарии нестинарии, которые больше походили на подлинные. Их главная героиня – Дезислава – маленькая и тоненько-хрупкая, как былинка, и, как ангел, юная и светлая, в длинной рубашке, простоволосая и босая, сначала молилась иконе св. Константина и Елены, потом кружилась с ней по кресту и солнцу «размазанных» горящих углей и танцевала-била белыми крыльями-рукавами в тёмно-синем вечернем небе, в вихре колдовского снопа звёздно-огненных искр и горячего пепла. Казалось, то медленный, то быстрый – этот страстный танец – её личное послание духам Добра и Зла.
В Болгарии нестинарками были только женщины – чаще тяжело больные, которых выбирали святые сын и мать, не один раз приходя к ним во сне. После этого избранниц посещало нестерпимое желание пройти сквозь огонь, очиститься. Некоторые поджигали собственные дома, чтобы станцевать на пепелище. В этом красивом древнем обряде потрясающим образом намешаны колдовство языческой инициации и мистика христианского страстного терпения, пламенной жертвы и веры в новое рождение, а может быть, и отголоски того страшного страдания, что принесли болгарским женщинам лютый огонь зверств турецких башибузуков.
Конечно, сейчас нестинарии превращены в потеху для туристов. Нестинарки и нестинарцы (этот обряд часто исполняют именно мужчины) – всего лишь хорошие цирковые артисты. Кто-то из них говорит о концентрации, которой нужно достигнуть, прежде чем шагнуть босиком на горячие угли, кто-то – о плоскостопии, из-за которого якобы и удается избежать ожогов... Вот и нашу прекрасную Дезиславу научил танцевать в огне её отец, а помогает ей подготовить выступление старший брат.
Но, глядя в прозрачно-голубые, сосредоточенно-ясные очи маленькой нестинарки, видишь в них свет нездешний и несиюминутный, душу праздника-обряда, очищавшего и укреплявшего огнём веры храброе сердечко Болгарии.
Кровь вопиет.
Турки буквально вырезали христианское население Болгарии. Православные святыни разорялись или превращались в мечети. Церкви не должны были иметь купола, быть выше всадника, сидящего на коне. Это время стало временем маленьких, вжимающихся в землю, прячущихся в ямах храмов, в которых – несмотря на гонения – шли службы!
Каждая семья обязана была платить страшную кровную дань – одного мальчика, которого увозили в Малую Азию и, обратив в мусульманство, воспитывали, как янычара. Перед приездом солдат болгарские матери убивали петухов и их кровью поливали дом – будто бы турки здесь уже были и взяли жестокую подать. Но эта наивная хитрость бедных женщин не могла обмануть тех, кто забирал их детей. Болгарские мальчики, ставшие янычарами, да ещё башибузуки (турецкие вольнонаемники) были настоящими зверями в человеческом обличье, упивавшиеся муками истязаемых до смерти женщин, детей и стариков.
Как дедушка Иван братьев спасал.
Маленькая храбрая Болгария неустанно боролась с захватчиками. Девушки и парни, кровно обиженные турками, уходили в горы, где организовывали отряды гайдуков, мстивших врагам за смерть и поругание. А в середине 18 века началась эпоха Болгарского национального возрождения. Массовое гражданское движение привело к тому, что Стамбул признал болгар самостоятельной нацией. Но Болгария была удобной и обильной продовольственной базой Османской империи, и выпускать её из рук совсем не хотелось.
Были русско-турецкие войны 18-19 веков (и легенда о дедушке Иване, богатыре с севера, который освободит своих братьев-христиан на Балканах), в которых участвовали болгарские добровольцы, революционные комитеты болгарской молодежи, Апрельское восстание 1876 года, когда погибли тысячи детей Болгарии, протесты, митинги, сбор помощи в России, Европе, Америке... И, наконец, в 1877 году Александр Второй объявил войну Турции, которая шла почти год (особенно тяжко было на Шипке и под Плевеном).
Турция капитулировала, подписав мирный договор у стен Стамбула. 3 марта 1878 года Болгария обрела независимость.
Однако Германии и Англии этот вариант не казался привлекательным, по их настоянию договор был пересмотрен, а страна поделена между Турцией, Румынией, Сербией и собственно Болгарией.
В первой мировой войне Болгария выступала на стороне Германии, мечтая присоединить Македонию к собственному царству. И во второй мировой болгарский царь Борис Третий остался верен «истинным арийцам»… и сделал всё, чтобы отстоять болгарских евреев, так что все они счастливо избежали концлагерей и расстрелов.
29/06/2014 17:05
Материалы по теме
- Страны: Болгария
- Отзыв о поездке: Болгария. Дорогой птиц, июнь 2013
- Отзыв о поездке: Первая поездка на горнолыжный курорт, январь 2014
- Отзыв о поездке: В гостях у Ванги, октябрь 2013
- Фоторепортаж: Бузлуджа - храм компартии в Болгарии, 23.02.2014
- Фоторепортаж: Крепость Царевец. Велико-Тырново, 17.01.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.