Ровно 25 лет назад 3-его мая 1989 года поездом из (тогда) Ленинграда примерно в таком вагоне я приехал в Берлин. Конечная цель была Западная Германия. И эта была моя самая первая поездка за границу. Стояла берлинская стена (она упадет позже 3-го октября этого же года), и восточных немцев в Западную часть Германии не пускали. А нам, русским, почему-то уже это можно было делать. На дворе была перестройка и Михаил Сергеевич был у власти.
Но сперва предыстория.
Лет за 10 до этого, а может и больше, в магазине грампластинок на Невском проспекте я познакомился в Марией Крёгер, обычной учительницей из маленького городка Дамме под Оснабрюком. Она не знала русского, но очень хотела купить пластинки с русской музыкой, продавцы не знали немецкого. И я просто помог. Мы разговорились, погуляли по городу, на следующий день сходили на концерт Наума Штаркмана в филармонию. И оставили друг другу адреса.
Через пару лет Мария снова оказалась в России, на это таз она ехала по Трансибу с остановками в Китай (это для немцев было дёшево). И мы встретились в Москве. Был чудовищно жаркий день. И мы все время пили воду с сиропом из автоматов (помните такие?), вечером я уехал домой в Ленинград (город тогда так назывался), а Мария на поезде по Трансибу. Потом мы несколько лет переписывались, все реже, реже. А потом наступил 1986 год. И вдруг оказалось, что граждан СССР по приглашению стали пускать за границу. Для того, чтобы поехать, надо было получить загранпаспорт, который выдавался при наличии приглашения. В банке можно было обменять какое-то количество денег по курсу 3 западных немецких марки за 1 рубль.(Черный курс был совершенно обратным: за одну марку три рубля, так что это было подарком от государства. Но только тем, кто выезжал) Кажется, меняли 200 рублей - 50 марок выдавали на руки, остальное трэвэл чеком.
Я написал Марии письмо и рассказал, что очень бы хотел приехать и посмотреть Германию. Я даже представить не мог с людьми какого большого сердца меня свяжет жизнь, ведь до сегодняшнего дня мы очень, очень близкие друзья.
Самое сложное было - это ожидание паспорта. Дадут Тебе его или не дадут. Помню, что после подачи документов на паспорт в ОВИР, время остановилось. Оно шло крайне медленно и всё время сверлило в голове "Дадут, не дадут, дадут, не дадут?" ДАЛИ!!! На следующий день я сдал паспорт с приглашением в консульство ФРГ, где кроме меня, никого не было, заплатил за визу 3 рубля. И через пару дней там же получил паспорт с визой в Западную Германию.
Получив два месяца отпуска на работе, 1-ого мая 1989 года я сел на поезд "Ленинград - Берлин", который тогда шёл через Прибалтику.
Был бы не я, если бы не было приключений. Без приключений у меня не бывает.
Второго мая в Гродно пересекали границу СССР. В купе вошел пограничник с каменным лицом. Долго смотрел паспорт, визу, потом поставил штамп. Затем таможенник с тем же каменным дицом: "Что везёте?" - "Пластинки". "Какие пластинки?" - "С классической музыкой". "Икра есть?" - "Есть, одна баночка". Слава Богу, чемодан не открывал.
В Польше в Кузнице долго меняли колеса, выходить было нельзя, зато первой большой остановкой был Белосток, где по расписанию поезд должен был стоять 20 минут. Он прибыл по расписанию. Я вышел погулять, зашел на вокзал, а когда через 10 минут после вернулся. то увидел, как поезд уже ушел. Что делать? Всё: паспорт, деньги, вещи - все осталось в вагоне. "Вот и съездил", - подумал я. Ближайшая остановка поезда была через 250 км в Варшаве. И тут кто-то сказал, чтоб я брал такси и догонял поезд. Я подошел к какой-то машине, объяснил водителю ситуацию. Когда он спросил какие у меня пенензды (деньги), я ответил, что только 50 DM, то есть немецких западных марок. Тут он схватил меня и силой засунул в машину.
Гнали мы быстро и раньше поезда были в Варшаве. Спасибо моей соседке по купе. Конечно, она сказала проводникам, что меня нет, но настояла на том, чтобы все вещи остались в купе до следующей станции. Потом она сказала мне, что знала, что я что-то придумаю. Есть во мне такое качество находить выход в безвыходных ситуациях. Отдав 50 DM (по курсу 16 рублей 60 копеек советских рублей) за 250 км, я был счастлив, что так всё обошлось. Эта была самая дешевая поездка на такси за всю мою жизнь и, наверно, самая важная. Хотя потом поляки мне сказали, что в то время за 100 DM в деревне в Польше можно было купить дом.
Короче говоря, с документами, деньгами, утром я пересек границу Германии и очень скоро был в Берлине. Сейчас я не помню на какой вокзал мы приехали, на Остбанхоф или на Лихтенберг. С моим железнодорожным билетом бесплатно я мог ехать дальше на S-Bahn-е. У меня была масса времени. И я решил, конечно, посмотреть восточный Берлин.
Эх, жаль, время не сохранило фотографий, был у меня какой-то ФЭД, и снимки потом были, но всё пропало. Увы!
С собой у меня было 100 рублей, которые можно было вывезти из СССР, помню, что говорили, что менять их нельзя, но какие запреты для меня? Я доехал до Александер-Платц, зашел в обменник, и за мои 100 рублей имел на руках 96 восточных немецких марок. Я не имел ни малейшего представления сколько это. И решил пойти позавтракать. В первом же кафе на том же Александер-Платц высила табличка: "Пиво с сосисками - 1,40 марки". Я понял, что я могу тут несколько дней на свои 100 рублей прожить.
Дорвавшись до хорошего пива, которого никогда в жизни и не пил, я плохо помню, что было в Восточном Берлине. Помню только унылые лица немцев. Изобилие в магазинах (у нас, вообще, тогда ничего не было). Какой-то нерадостный настрой людей. Стояла стена - и этим объясняется всё.
Ночевать я должен был в Западном Берлине у Галины Федоровской. Эта дама была хорошей подругой моих питерских друзей, сам я её никогда до этого не видел, уехала она несколько лет назад вместе с семьей, ее уже покойный муж Натан держал в Западном Берлине галерею русского искусства. Всё, что у меня было, это ее телефон. Но я знал, что из Восточного Берлина точно можно было позвонить в Западный. Что я и сделал. Галя выразила радость, гости из Питера тогда были редкость.
Через какое-то время через переход Фридрих-Штрассе с паспортным контролем со стороны ГДР я оказался в Западном Берлине. И тут случилась первая неувязка. Как советский человек я знал, что на границе паспорт проверяют с двух сторон. А тут прошел один ГДР-овский контроль, вижу, что другого нет. "Наверно, не туда вышел", - подумал я. И стал кого-то искать, чтоб получить штамп в паспорте. Нашел полицейских. Спросил где поставить штамп. "Вы здесь?" , - спросили полицейские ? - "Да" - "Вот мы Вам и рады без штампа".
Я сел в вагон S-Bahn-а и заметил, что люди здесь другие, одни улыбки, одеты по-другому и более яркие и цветные. Доехал до Berlin-Zoo. Сдал чемодан в камеру хранения. Прямо на вокзале в Reise-Bank-е обналичил свой травел чек. И пошел гулять по улицам Западного Берлина. Было это 25 лет назад ровно в этот день, когда я пишу эти строки.
Первые впечатления: огромное количество машин, которые останавливаются, когда переходишь дорогу, а водители улыбаются, когда видят, что ты боишься идти. Выставленный товар у всех магазинов на улице и никто не крадет. Радостная и какая-то легкая атмосфера свободы. Много цветов на улице. Другой запах.
Потом я знал, что так пахнет только Берлин и всегда узнавал этот запах, когда приезжал снова.
Первое что купил - трубку с хорошим табаком. Дурак был, думал, что если курю, особенно трубку, то умнее. (Теперь поумнел и не курю совсем).
Вечером был у Федоровской, опять вино, какая-то радость. Первый раз в жизни попробовал киви. Впечатление как от огромной ягоды крыжовника. О чем говорили и не помню. Но поверить в то, что я на Западе, было нереально.
На следующий день из Берлина был поезд до Оснабрюка и почти два месяца в Германии. Я никогда не думал, что мои друзья немцы могут оказаться такими фантастическими людьми, которые станут друзьями на всю жизнь. Я ничуть не скрываю, что именно эта поездка в корне поменяла мою жизнь.
02/06/2014 16:31
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Берлин
- Отзыв о поездке: Панорама разделенного Берлина, сентябрь 2012
- Отзыв о поездке: Берлинский арт-сквот Тахелес, апрель 2014
- Фоторепортаж: Берлин, немного открыточного, 02.12.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.