Нет более жестокого века чем век двадцатый. Наверное, по жестокости его сможет перегнать только двадцать первый век. Но мы об этом уже не узнаем. Это странное чувство - ты смотришь на милые фахверковые домики, на помпезные церкви, и не понимаешь, как этот город мог стать эпицентром насилия и жестокости. Ведь, вроде, и котов уже было принято гладить в то время. Но большинство жителей Нюрнберга в конце 30-ых поддержало Гитлера и его национал-социалистическую партию. Именно здесь каждый год проводились партийные съезды, и Лени Рифеншталь сняла свой фильм "Триумф воли". Для проведения этих съездов планировали построить грандиозные сооружения, но успели воплотить в жизнь лишь малую их часть. Тем не менее, эти постройки сохранились до нашего времени. То, что должно было свидетельствовать о триумфе, теперь напоминает о позоре. Время - главный судья - все расставило по своим местам.
Редкий турист долетит до окраины Нюрнберга. Это кажется сомнительным развлечением - променять баварское пиво и нюрнбергские сосиски на тень какого-то диктатора. Но мы то уже знаем, что мир состоит не из одних только пива и сосисок, хотя они и являются важной составной его частью. Добираться до мест, где сотни тысяч людей в едином порыве вскидывали вверх руки, я решил на метро. Сейчас будут явки и пароли. Нужно доехать до станции Frankenstraße и быть готовым к 15-минутной прогулке по одноименной со станцией метро улице. Для ленивых есть вариант попроще: прямо около железнодорожного вокзала Nürnberg Hauptbahnhof есть кольцо (справа, если стоять к вокзалу спиной), на том кольце разворачиваются трамваи, среди тех трамваев есть носящий девятый номер. Его конечная станция и будет вашей целью.
Ну а я не спеша прогуляюсь. И не буду признаваться, что просто не знал о существовании этого трамвая. У этого маршрута, впрочем, есть свои преимущества. На улице Frankenstraße, как раз по пути, с правой стороны встретятся бывшие казармы СС. Они также являлись частью территории съездов НСДАП. Сегодня здесь расположилось Федеральное ведомство по делам беженцев и мигрантов. Название площади напротив намекает, что на войне все хороши.
Нацистская идеология требовала чего-то большого, внушительного и фундаментального. Но как и у любой идеологии, собственной фантазии не хватало. Одним из самых значимых сооружений для проведения съездов партии должен был стать Kongresshalle - Зал собраний. Его успели возвести примерно наполовину - стены достигли высоты 39 метров от 70 запланированных. Но даже в таком недостроенном виде заметно - почему-то получился Колизей. Снять его во весь внушительный рост не получилось, так как обзор загораживал расположившийся по соседству передвижной зоопарк. История - дама с юмором.
По планам, здание должна была венчать стеклянная крыша, под которой собирались бы пятьдесят тысяч человек. С блэк-джеком и свастикой. Не успели - воплотиться этим планам помешала война. Сравнительно недавно, в 1994 году, приняли решение разместить в недостроенном Колизее, точнее, в правом его крыле музей - Dokumentationszentrum.
Моя старческая память меня периодически подводит, но, кажется, вход в музей стоил ничего. На входе можно взять аудиогид, в том числе на русском языке.
Музей довольно аскетичный, экспонатами не богат. В основном представлен фотографиями и записями видеохроники. Но весьма атмосферный. Вот фюрер обращается к тебе. Твой фюрер.
В такие места стоит приезжать хотя бы для того, чтобы напоминать себе, какая глупая вещь - святая вера в правителя. И какая страшная вещь пропаганда.
На карте обозначены места немецких концентрационных лагерей.
Это, конечно, страшные страницы истории Германии. Проходя по залам, ты листаешь их одну за другой. Начиная от момента поджога Рейхстага до Нюрнбергского процесса.
Но вернемся к тому, что нацисты собирались построить в этом месте, и к тому, что построить они успели. Так Kongresshalle выглядит с высоты птичьего полета. Или с высоты полета бомбардировщика, что в то время было актуальнее. Мы сейчас - в постройке в правом нижнем углу. Внутри Колизея красный кирпич, снаружи - облицовка гранитом. Честно говоря, интересно было бы встретить проектную документацию, по планам крышу собирались построить сплошную, без дополнительных колонн.
Прогуливаясь по музею, я почти пропустил эту дверь, настолько она была незаметной, и лишь природное любопытство привело меня на небольшой балкон. Кажется, каждый второй посетитель именно по этой причине проходил мимо и лишал себя прекрасного вида. С этой точки можно оценить размер сооружения и его внутренние недостроенные интерьеры.
В последнем зале можно увидеть тома дел, расследуемых Нюрнбергским трибуналом. Несостоявшийся юрист в глубине моей души замер. Состоявшийся циник подсказал ему, что это, скорее всего, копии.
Тем, кто не сумел найти выход на балкон, огорчаться не стоит. Внутрь Колизея можно пройти абсолютно свободно. И бесплатно. Вновь явки и пароли: для этого нужно встать лицом ко входу в музей и совершить небольшой обход здания слева. Метров через двести замаячит небольшая арка.
Отсюда размеры сооружения поражают. По сути это полноценный стадион. Здесь могли бы выступать Muse, но собирался выступать Гитлер. Нет, иногда я не понимаю людей. Ведь он даже не сочинил Feeling Good.
Внутри территория кажется заброшенной. Но пара плакатов с фотографиями свидетельствуют о том, что я нахожусь здесь все же вполне легально. Посетители до этого места не доходят, за полчаса я не встретил ни одного. На табличках с указателями сэкономили.
Балкон, на который ведет замаскированная дверь.
Лужа, которая напоминает, что осень в самом разгаре.
Любопытно, что немцы долгое время не знали, что делать с этим сооружением. Были предложения превратить его в торговый центр, но эту идею отвергли. Похоже, в Германии и до сих пор не понимают, как эти постройки можно использовать.
С Колизеем особо не церемонятся. Это ведь не Колизей. Это была игра слов и смыслов, если кто не понял.
Мне кажется, нынешнее положение Зала собраний лучше всего отражает его суть. Ребятки со свастикой на рукавах из НСДАП построили нечто, что даже потомки не знают, что с этим со всем делать. Использовать в практических целях - получится, что нацисты возвели что-то практичное и полезное. Хранить в назидание - так ведь это не шедевр монументального архитектурного искусства, не пирамида Хеопса, не висячие сады Семирамиды, не Александрийский маяк.
Пока практическое применение нашли только крыльям здания. В правом расположился музей, а в левом - Нюрнбергский симфонический оркестр. История - дама с музыкальным вкусом.
К сожалению, мне не хватило сил и знаний дойти еще до одной постройки - трибуны Цеппелина. Она располагается в пятнадцати минутах ходьбы (как хорошо быть умным после поездки, покопавшись в интернете), по другую сторону от пруда Дутцендтайх, его вы не сможете не заметить. Категорически советую туда добраться. Кстати, единственное сооружение на территории съездов НСДАП, которое достроили до конца. Правда, после войны его немного повзрывали. На трибуне есть кафедра фюрера, с которой он должен был выступать перед своим народом. Когда-нибудь и у меня будет такая. Когда мои соседи, уже год делающие ремонт, меня окончательно разозлят.
22/05/2015 15:00
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Нюрнберг
- Отзыв о поездке: Нюрнбергский процесс. Где и как это было, 2013
- Фоторепортаж: Что скрывают крепостные стены "сокровищницы Германской империи" - Нюрнберга?, 12.12.2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.