Монт-Сен-Мишель - жемчужина Нормандии. И настолько распиаренный туристический объект, что я даже побаивалась, не утратил ли он из-за этого своей мистической ауры. Теперь, посетив его, могу сказать: нет, не утратил. Это какой-то сказочный остров.
Когда-то это был простой участок суши на береговой линии Ла-Манша - леса, луга, и парочка холмов.
Жили здесь кельты и холмы были местом погребения усопших. Большой холм так и именовался, могильным. И долго это название за ним сохранялось, Монт Томб. Здесь же друиды отправляли свои таинственные ритуалы. Когда пришли римляне, красота большого холма так их потрясла, что... родилась легенда, будто бы здесь они тайно похоронили Юлия Цезаря в золотом гробу и золотых сандалиях.
Где-то в V веке, а может быть и несколько позже, произошло то ли землетрясение, то ли просто очень сильный шторм. Так или иначе, береговая линия поменялась. Часть берега оказалась затопленной и лишь два острова, большой и маленький, гордо торчали из воды. Но лишь часть суток. Во время прилива - это острова. А во время отлива - часть материка.
Бухта Мон-Сен-Мишель всегда славилась своими приливами. Перепад между самым высоким и самым низким уровнями моря достигает здесь рекордной величины 15 метров. Из-за относительно малых глубин и ровного дна море отступает во время отлива на 15-20 километров от берега. А потом быстро возвращается обратно. Иногда скорость прилива сравнивают с галопирующей лошадью, хотя это, конечно, не так. Скорее это скорость пешехода - 4 км в час. Хотя, говорят, бывало, что скорость прилива достигала 30 км в час.
И вот, столетиями приливы наносили песок. Надо сказать, что как раз там, где стоит Могильная скала Монт Томб, в море впадает река Куэнон. И во время отлива песок, плотный и больше похожий на ил, кажущийся на вид таким безобидным, показывает свое коварство. По дну в разные стороны разбегаются русла мелких ручейков и речушек. Когда потоки воды разжижают песок, он становится зыбучим и может затянуть беспечного путника.
В давние времена разница в уровне воды между приливом и отливом вкупе с зыбучими песками делала эту скалу практически неприступной, чем люди и не преминули воспользоваться.
В 708 году епископу расположенного неподалеку городка Авранш по имени Обер явился во сне архангел Михаил и повелел построить на Могильной Горе часовню. Поначалу Обер ему не поверил и архангел явился во второй раз. И снова Обер засомневался, поэтому, когда Михаил вынужден был в третий раз являться епископу, он, видимо, был уже порядком раздражён и ему пришлось даже постучать непонятливому епископу перстом по лбу. Пробудившись ото сна, Обер нащупал на черепе вмятину и, уже не раздумывая, отправился к Могильной Горе. Строительство началось. Кстати, архангел Михаил постоянно "курировал" это строительство, периодически являясь грозовыми ночами строителям. А в городе Авранш до сих пор хранится череп Обера, которого причислили к лику святых, и на этом черепе вроде как действительно есть некая отметина, похожая на след от удара или даже на результат трепанации черепа. Но мы там не были и сами не видели.
Как они это строили, на гранитной скале посреди зыбучих песков? Мне сложно себе представить. Но часовню они построили. И к ней появились паломники (в средневековье каждый уважающий себя верующий просто обязан был совершить паломничество). Сначала их было мало, но со временем стали приходить тысячи и тысячи, чтобы заслужить покровительство архангела Михаила. Многие гибли в зыбучих песках бухты, тонули в приливных волнах, так и не добравшись до заветной цели.
Часовня быстро стала "тесновата" и в 966 году Ричард I Бесстрашный, герцог Нормандии (и дедушка Роберта-дьявола) основывает здесь бенедиктинский монастырь в честь святого Михаила. Монастырь дал новое название горе. С этого момента она известна как Гора святого Михаила (Mont Saint Michel).
Архитектором назначен Гильом де Вольпьяно, он был очень известен в свое время. Гильом вырос и был воспитан в бенедиктинских монастырях и вся его жизнь была с ними связана. Помимо того, что он строил эти монастыри как архитектор, так он еще и составил свод монашеских правил "Consuetudines Fructuarienses", отличавшийся особой строгостью и быстро распространившийся в бенедиктинских аббатствах. После строительства Монастыря Сен-Мишель он по приглашению герцога Нормандии Ричарда II (соответственно сына Ричарда Бесстрашного) отправляется руководить монастырем Святой Троицы в Фекан (я рассказывала об этом раньше).
Гранит для возведения аббатства, оборонительных стен и домов доставляли с расположенных неподалеку островов, что было сопряжено с целым рядом трудностей (отсутствие дорог, приливы-отливы, зыбучие пески) и стоило очень дорого. Однако вера строителей, честолюбие зодчих и церковное золото оказались сильнее стихии и обстоятельств. Остров "вырос" ввысь больше чем вдвое. Сейчас высота от среднего уровня моря до вершины шпиля собора достигает ста семидесяти метров!
Вот по этой наклонной "дорожке" разные тяжести поднимались наверх.
Это плюс, но это и минус. Когда построили монастырскую церковь (башня и неф, построенные в романском стиле, сожранили свой начальный вид, приблизительно 1023-1120 годов), она так высоко вознеслась над Горой, что была сразу атакована молниями (а ведь на ней даже шпиля еще не было). И после этого каждые 25-30 лет из-за молний на острове-монастыре вспыхивали крупные пожары.
Одновременно со строительством монастыря, у его подножия строился и гразрастался город. Ведь паломников надо принять, накормить и снабдить их символькой паломничества (сувениры нужны в каждой эпохе). Да и у монахов были потребности в "бытовых" услугах. Так что без города - никак.
Монастырь быстро богатеет. Он даже участвует в финансировании "английской" кампании Вильгельма Завоевателя и в награду получает несколько владений в Англии. Скоро он становится одним из наиболее влиятельных монастырей в Западной Европе.
На герцогство нормандское одновременно претендовали и французские и английские короли. В 1204 году французский король Филипп II Август по прозвищу Кривой вел войну с королем Английским (и по совместительству герцогом нормандским) Иоанном Безземельным. Монастырь встал на сторону Иоанна, за что жестоко поплатился - город был сожжен, а часть здания аббатства обрушилась. Филипп победил и Нормандия была присоединена к Франции.
Французский король Филипп, по-видимому, проникся красотой этого места, поэтому он выделил на восстановление Монт-Сен-Мишеля настолько крупную сумму денег, что ее хватило не только на восстановление города и монастыря, но еще и на строительство комплекса на северном склоне горы сооружения, которое современники назвали "Чудо" или La Merveille. Чудесным было также то, что выстроен Ла-Мервей был в рекордные для средневековья сроки, всего за 17 лет.
В Средние века почти все монастыри были не только собственно монастырями, но еще и оборонительными сооружениями. Мон Сен-Мишель и так, казалось бы, был защищен морем и скалами. Тем не менее стало понятно, что этого недостаточно. Поэтому в 1311 году началось строительство крепостных стен и башен. И тут же они пригодились. Во время столетней войны между Англией и Францией (она длилась с 1337 по 1453 годы). Всего 119 французских рыцарей обороняли Мен-Мишель от англичан, и отстояли город и монастырь. А осада длилась в общей сложности 11 лет!
Башня Габриэль была построена чуть позже.
В 1469 Король Франции Людовик XI учреждает в монастыре рыцарский орден святого Михаила, и тут-же почему-то превращает монастырь в тюрьму. К потолку в одной из самых сырых камер была установлена железная клетка, куда помещались особо опасные преступники (особенно "политические"). При каждом движении узников клетка раскачивалась, и они быстро сходили с ума (если до этого не успевали умереть от голода, холода, и жажды).
Во время Французской революции монастырь закрывают, а его имущество продают за долги. А после революции был Наполеон, который тоже использовал монастырь в качестве тюрьмы. Эта темная страница Сен-Мишеля была закрыта только в 1863 году.
В 1897 году появилась еще одна ставшая теперь классикой деталь монастыря - башня собора была увенчана неоготическим шпилем и 500-килограммовой позолоченной фигурой Михаила-архангела.
Но я же говорила, что островов было два. Второй - Томблен. Вон он виден вдалеке.
Название тоже от слова "могильный" и на нем кельты, возможно, тоже хоронили своих умерших. Но в отличие от Монт Томба (впоследствии Монт Сен-Мишель) "ростом не вышел". Говорят, от него до Монт Сен-Мишель минут 30 ходьбы. И когда в Сен-Мишеле в XI веке стало "слишком людно" два монаха решили стать отшельниками, построили на Томблене церковь и переселились туда. В 1423 году Томблен был "освоен" англичанами, традиционно воевавшими с Францией. Кстати, осада Монт Сен-Мишеля, длившаяся 11 лет, осуществлялась армией англичен, разместившейся именно на этом островке, они же там за это время целый форт построили.
Когда англичан окончательно выгнали в 1666 году и все их постройки были снесены, чтобы уж точно не допустить угрозы атаки Сен-Мишеля со стороны Томблена. Так что теперь остров абсолютно необитаем.
Монт Сен-Мишель - прекрасная сказка.В сказку можно дойти пешком, можно доехать на таком бесплатном автобусе
А можно и с шиком в повозке
Так получилось, что мы были там дважды. Первый раз мы приехали во второй половине дня, когда прилив только начался. Мы встретили закат на Монт Сен-Мишель и уже в полной темноте вернулись в отель в близлежащий городок Понторсон. А с утра вновь помчались, у нас ведь оставалось недосмотренным аббатство. Заобно и отлив посмотрели. Фотографии в моем посте размещены вперемешку.
Вот это уровень воды, когда мы вечером выходили из ворот аббатства
А утром - здесь уже спокойно ходят туристы
Какая-то девушка решила искупать свои ножки в водах Ла-Манша и в закате.
Фото SvetaSG
02/05/2014 17:53
Материалы по теме
- Страны: Франция
- Регионы: Нормандия
- Города: Мон-Сен-Мишель
- Отзыв о поездке: Остров-бастион Мон-Сен-Мишель, 2013
- Отзыв о поездке: Normandie. Étretat - Caen - Le Mont Saint-Michel, октябрь 2012
- Фоторепортаж: Остров-крепость среди зыбучих песков Нормандии. Мон-Сен-Мишель, Франция, 01.05.2014
- Фоторепортаж: Мон-Сан-Мишель (Mont Saint-Michel), 29.05.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.