После трёх дней в Лхасе мы отправились в дорогу к священной горе Кайлас. Наш план предполагал 5 дней пути на машине с преодолением более полутора тысяч километров по серпантинам, горным дорогам и даже сухим руслам рек. По дороге мы планировали посетить ряд монастырей, а также базовый лагерь Эвереста.
Путешествия по Тибетскому Автономному Региону (ТАР) крайне строго регламентируются правительством Китая. Для попадания на территорию ТАР необходимо получить специальный пермит. Кроме того, одного пермита не достаточно. Для посещения таких мест, как базовый лагерь Эвереста, Кайлас, долина Гаруды требуются отдельные пермиты. Путешествовать иностранцы по Тибету могут только на автомобиле со специальным гидом. Если автомобиль у вас не собственный, то к автомобилю обязательно должен прилагаться сертифицированный водитель. Без них вы довольно быстро можете быть пойманы полицией и выдворены за пределы Китая. Проживание и питание гида и водителя, естественно, ложатся бременем на ваш кошелёк. К счастью, для местных тибетцев цены в разы ниже, чем для туристов, поэтому траты увеличиваются не слишком сильно.
Ходят истории о том, что некоторые умельцы пересекают Тибет своим ходом без каких бы то ни было пермитов. Я допускаю такую возможность, но сделать это крайне непросто. На всех связующих дорогах Тибета стоят посты проверки документов, где не только смотрят бумажки, но так же пересчитывают количество людей в машинах и сверяют их с фотографиями. Кроме того, во многих деревнях и городах вас не поселят ни в один гестхауз, если у вас не будет пермита, так как это может грозить отзывом лицензии и разорением. Говорят, что свободные путешественники узнают расположения таких постов заранее в интернете, а просачиваются через них по ночам, обходя сами посты по горам. Всё это сильно осложняется высотой Тибетского нагорья и сложностью в общении с коренным населением на языках отличных от местного диалекта тибетского.
К сожалению, китайские военные и полиция всё лучше умеют пресекать такие незаконные попытки, а значит и доступность такого туризма сильно падает. Советую без хорошего опыта и специальной подготовки в такое путешествие на Тибетскую возвышенность не пускаться.
Немного о наших попутчиках, благодаря которым наше путешествие доставило нам массу удовольствия, несмотря на горы сложностей.
Возил нас тибетец Тензин, который уже много лет работает в этом бизнесе и изъездил весь Тибет вдоль и поперёк. Он был немногословен, курил на остановках и всегда был рад угоститься жевательной резинкой, а главное, он хороший уравновешенный водитель, с которым не страшно ездить по серпантинам Гималаев.
Обратите внимание на автобус, что мчится в пыли от одного перевала к другому.
У Тензина уже взрослые дети, по-английски он не говорит, а в Китае, по его словам, никогда не был. По монастырям и другим интересным местам Тензин практически никогда с нами не ходил, так как уже неоднократно обходил всё, что только можно.
Тензин курит на заднем плане, а на переднем плане паренёк, который клянчит денег у туристов.
Нашего официального гида по Тибету звали Донджуб. Донджуб родился в провинциальном Тибете. Всё своё детство и юность он занимался в основном тем, что пас коз и овец, как парень на фотографии.
В школу Донджуб не ходил, так как школ просто напросто в то время (где-то лет 15-20 назад) не было. В возрасте 17 лет он с одним своим старшим товарищем нелегально ночными перебежками перебрался через Гималаи в Индию, оставив свою семью в Тибете. В Индии и тогда действовал, и сейчас функционирует специальный образовательный центр для беглых тибетцев. Там их бесплатно обучают, дают жильё и работу. Именно в Индии уже во вполне взрослом возрасте Донджуб выучил английский, а так же некоторые другие науки. Спустя некоторое время Китай стал проводить новую политику в отношении Тибета, частью которой была программа возвращения на родину беглых тибетцев. При этом беглецам гарантировались гражданские права и свободы и отсутствие какого-то ни было преследования. Другой стороной этой программы было ужесточение контроля за границами и право стрелять на поражение по злостным нарушителям для китайских пограничников. Донджуб, как и многие его соотечественники, вернулся по этой программе, встал на учёт в местных органах власти, получил идентификационную карточку, аккредитацию для работы с иностранцами и стал работать гидом-переводчиком для иностранных туристов. В Тибете это относительно высокооплачиваемая работа, так как иностранный язык там знают немногие. Донджуб весёлый молодой человек с айфоном и позитивным видением мира, разговаривающий по-тибетски и по-английски. По-китайски Донджуб, вроде бы, говорит не очень хорошо..
Это Донджуб со священным бараном около входа в монастырь Ронгбук у подножия Эвереста.
Главным нашим спутником и гидом по Тибету на деле оказалась девушка Аня из Москвы. Аня училась в России на востоковедении и ещё в студенческие времена вместе со своими подружками поехала в путешествие по Тибету и Индии. Тогда это было значительно проще, не нужно было горы пермитов и личного водителя. Проехав Тибет и очутившись в Индии, Аня случайно познакомилась с переводчиком одного высокопоставленного ламы. Этот монах-переводчик помог Ане получше узнать буддизм, а так же стал её духовным наставником, дал ей тибетское имя и вовлёк в жизнь буддизма. После окончания университета Аня отправилась на обучение в Китай, а после и в Тибет, где на 2012 год изучала восточный диалект тибетского языка и культуру буддизма. В этих странствиях Аня познакомилась с тибетцем из небольшой деревушки, который жил в Синине и работал в туристическом бизнесе. Теперь Аня живёт и работает вместе с этим тибетцем. У них официальная туристическая компания, с помощью которой мы и попали в Тибет. Называется SnowLion Tours, очень рекомендую, у ребят хорошо получается, несмотря на все препоны от китайских властей.
Вот Аня отважно делает фотографии перевала и гор на высоте 5211 метров над уровнем моря под пронизывающим ветром.
Аня поехала с нами за свой счёт, чем спасла наше путешествие, так как на момент регистрации нашей группы действовали правила, разрешающие въезд в ТАР только группам из не менее, чем трёх человек, при этом все должны быть одной национальности.
Вот такая у нас была компания.
Ездили мы на зелёном Toyota Land Cruiser Prado, который нас ни разу не подвёл за многие сотни километров по серпантинам, пыли, камням и иногда бездорожью. Основные дороги в Тибете проложены китайцами и довольно высокого качества. Все дороги высокогорные, проходят через множество перевалов. Каждый перевал подобен священному месту. На них всегда натянуты верёвки с разноцветными флажками, на которые нанесены мантры. Считается, что ветер треплет флажки, разнося мантры по горам и долинам, улучшая карму развешивающим буддистам.
Местами высота слоя тряпичных флажков превышает метр. В их толще можно найти много всякой одежды и тряпья, которые оставляют туристы, думая, что это тоже поможет улучшить карму или просто почтить традицию.
Первый же наш перевал, Кампа Ла, проходил на высоте более 4500 метров над уровнем моря. Доехали мы до него за несколько часов на машине. На такой высоте я почувствовал лёгкую эйфорию и приятную радость. К сожалению, я знал, что это типичные первые признаки горняшки, поэтому несколько запереживал. На перевале мы сделали несколько фотогафий, а после резко потеряли около полукилометра высоты и очутились на берегу безумно красивого озера Ямдрок Цо.
У озера повеяло приятной прохладой, и ощущения в голове стали чуть более реалистичными. К вечеру мы приехали в Шигадзе на высоту 3600 и все симптомы горняшки пропали без следа. Шигадзе - второй по населению и значимости городе Тибета после Лхасы. Мы ночевали в отличном Yak Hotel с душем, большими кроватями и европейским завтраком.
Но далеко не все ночёвки были таким же удобными и приятными, а если быть точным - это была единственная ночёвка со всеми удобствами. На следующий день мы отправились к базовому лагерю Эвереста (Everest Base Camp - EBC). Там мы планировали увидеть Эверест, если повезёт с погодой, а так же посетить один из известнейших монастырей Тибета - Ронгбук. Хорошей дороги до EBC нет, поэтому здесь нам пригодились внедорожные качества нашего автомобиля. Мы ехали сначала по очень пыльной просёлочной дороге, а потом по каменной осыпи, иногда съезжая в пересохшее русло реки, когда тряска на "дороге" становилась чересчур сильной.
Донджуб вышел промять ноги на одном из наших привалов посреди "дороги".
Ближе к вечеру мы добрались до EBC, что на высоте 4200. К этому времени голова моя опять немного заплыла туманом, но чувствовал я себя хорошо. А когда увидел Джомолунгму, то как по мановению волшебной палочки всякая суета ушла из моей головы. Это было, действительно, захватывающее зрелище и, наверное, самое запомнившееся впечатление из всей поездки. Нам повезло с погодой и вид на горы только немного заслоняло одно облако, зацепившееся за вершину мира.
Несмотря на то, что мы приехали в EBC, мы не могли нормально пообщаться с людьми, готовящимися к восхождению, так как для попадания в сам лагерь необходимо сделать отдельный пермит, стоящий примерно тысячу долларов на человека. Мы же ночевали где-то в километре от альпинистов, а на них посмотрели только через бинокль.
Ночевали мы в гестхаузе, сделанном из палатки кочевников. Внутри она обставлена топчанами по периметру, а по центру у неё стоит печка-буржуйка.
Наша машина у входа в наш гестхауз.
А так мы спали в EBC.
Я попытался отправить открытку из местного почтового отделения, но, похоже, был выходной и почта была закрыта. Тогда я оставил открытки владельцу гестхауза, в котором мы ночевали, чтобы он отправил их попозже. Спустя месяц моим родителям пришёл привет от подножия Эвереста.
Далее наша дорога пролегала уже напрямую к самому центру буддистской и некоторых других религий - священной горе Кайлас. Дорога была длинной с малым количеством остановок. По дороге мы видели яков и разных коз, некоторых нам даже удалось сфотографировать.
А примерно так выглядели наши гестхаузы для ночёвок. Туалет и краник с холодной водой на улице, электричество только вечером с девяти до одиннадцати, а горячая вода в пятилитровых термосов, голову можно помыть в тазике, для обогрева матрасы с подогревом от электричества.
Типичный гестхауз для туристов. А ниже - краник с водой во дворе.
А так выглядит типичный тибетский городок, в котором мы останавливались для обеда или ночёвки.
В одной из деревушек, где мы останавливались на обед, мы встретили группу туристов из Москвы, решивших съездить к Кайласу на майские праздники. Они были на четырёх джипах, а ехали они из Непала. Так как правила общие для всех, то на каждый джип полагалось по одному водителю. Но эти ребята посадили всех водителей в одну машину, а остальные вели сами, дожидаясь водителей и гида только на блокпостах и ночёвках.
К сожалению, они мало времени запланировали для акклиматизации, и при нашей встрече их группа была уже неполной, человек шесть вернулись в Непал из-за горняшки.
И ещё несколько фотографий, окружавшей нас действительности во время пути вдоль цепи Гималаев.
Стадо яков гуляет по горам.
На этой фотографии неплохо видны два восьмитысячника, возвышающиеся на Гималаями. Чуть слева от центра располагается Эверест.
В итоге, мы благополучно добрались до Кайласа и остановились для подготовки к коре в городке Дарчен у подножия этой священной горы.
О Кайласе и коре вокруг него я расскажу в следующих постах.
07/05/2014 12:38
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Регионы: Тибет; Эверест
- Отзыв о поездке: На внедорожниках в Тибет. Кашгар - Урумчи, 2013
- Отзыв о поездке: Гималаи с стороны Тибета, ноябрь 2012
- Фоторепортаж: На внедорожниках в Тибет. Пещерное царство Гуге, 04.10.2013
- Фоторепортаж: На внедорожниках в Тибет. Дорога на Занду, 30.09.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.