Они вырастают в чистом поле, поднимаются над деревнями и сёлами, заглядывают в душу глазницами окон, задают один и тот же вопрос. Крыши без крестов, стены без икон, вопрос без ответа - заброшенные церкви Саратовской области. Сколько их - десятки, сотни? Точных цифр нет даже на официальном сайте Саратовской митрополии. Но силуэты разрушенных храмов встают перед тобой практически в каждой поездке по области, и тогда начинаешь представлять масштаб потерь. Почти случайно среди моих фотографий оказались снимки трёх церквей. Позже выяснилось, что все они носят одно название - церковь Михаила Архангела.
Это церковь Михаила Архангела в селе Новая Осиновка - русское деревянное зодчество, то самое, без единого гвоздя. Здание простояло без малого 150 лет, хотя храм действовал сравнительно недолго: его построили в 1871-м, закрыли в 1934-м. С тех пор церковь не раз спасали от пожара, но время медленно и верно делает то, чего не сделал огонь. В Аткарском краеведческом музее есть фотография 70-х годов прошлого века - различия видны невооружённым глазом.
Сейчас сквозь крышу просвечивает небо, а деревянные перекрытия превращаются в труху. Сложно сформулировать, что чувствуешь, когда находишься там, внутри. Наверное, растерянность: понимаешь, что процесс разрушения вряд ли обратим, представляешь, как всё здесь порастает травой... Немного страшно - того и гляди, обрушится что-нибудь под ногами или над головой. И всё же глаз отвести невозможно: интерьеры - как из фильмов Тарковского.
Разговоры о восстановлении или переносе церкви идут уже несколько лет, но решение всё ещё не найдено. И пока человек разводит руками, природа берёт своё: сквозь обветшалые полы и стены в храме прорастают деревья.
Ещё одна церковь Михаила Архангела постепенно разрушается в селе Лох. Она практически ровесница новоосиновского храма и во многом повторяет его судьбу: открылась в 1872-м, была закрыта в 30-е годы прошлого века.
Только каменное здание пострадало не от пожара, а от человеческих рук: колокольню пытались снести гусеничным трактором, но она устояла. При возведении храма применяли известную технологию - строительный раствор замешивали на куриных яйцах.
Сквозь разруху и запустение проступает былая красота, а стены всё ещё хранят дух другой, ушедшей жизни - в церкви сохранились остатки росписи.
Когда-то церковь вмещала всё местное население - почти 6 тысяч человек. Сейчас внутри - груда кирпичей, под крышей гнездятся голуби, в окна заглядывают облака - больше никого.
Часть свода обрушилась, и церковь не подлежит восстановлению - говорят, к такому выводу пришли эксперты. Только по праздникам сюда всё-таки приезжает священник, собираются прихожане.
Это типичная картина - если в Саратове культовые сооружения реставрируют и строят заново, то до небольших сёл руки не доходят ни у церкви, ни у государства. Но иногда невозможное становится возможным - как правило, по инициативе снизу: храмы восстанавливают силами местных жителей или по их просьбам. Таким исключением стала церковь Михаила Архангела в Михайловке - она и дала название этому селу.
Ещё десять лет назад михайловская церковь выглядела почти так же, как храм в селе Лох. По сути, от здания 1825 года постройки остались только толстые кирпичные стены и крыша, не было ни иконостаса, ни отопления, ни дверей. Ремонт начался в 2007-м, свод восстанавливали буквально по кирпичику, а средства собирали с миру по нитке - жители села, местные власти и предприятия. Сейчас храм Михаила Архангела видно издалека, если ехать из Саратова по воронежской трассе.
Рядом с храмом посадили цветы и обустроили родник, по воскресеньям воду в нём освящают. За водой и на службы в Михайловку приезжают из соседних деревень и из Саратова - вторая жизнь сельской церкви только начинается.
28/04/2015 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Саратов
- Отзыв о поездке: Путешествия по России: краткий обзор двадцати городов, 2014
- Отзыв о поездке: Хвалынская осень, осень 2014
- Отзыв о поездке: Самара. Волга. Красота, апрель 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.