Музей замечательного французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя (Emile Antoine Bourdelle, 1861 - 1929) находится в 15-ом округе Парижа на улице, носящей его имя - rue Antoine Bourdelle, в доме № 18.
Музей, открытый в 1949 году, состоит сегодня из комплекса помещений, выросших вокруг сохраненных дома и сада, где скульптор жил и работал, начиная с 1885 года. В залах музея представлена значительная коллекция гипсовых, бронзовых и мраморных работ Мастера.
Но сначала я коротенько изложу его биографию, перечислив самые известные работы, как бы предвосхищая нашу прогулку по музею, создание которого в свое время было сопряжено с определеными трудностями.
Итак, Антуан Бурдель родился в 1861 году на юге Франции, в городе Монтобане. Происходил он из простой семьи. Его художественные способности проявились довольно рано и в возрасте 15 лет он получил от муниципалитета родного города спепендию и был направлен на учебу сначала в Школу изящных искусств в Тулузу (1876 -1884), а потом и в Париж (1884 - 1886). Однако, система классического художественного образования сильно тяготила его и он решил оставить Школу и начал искать свой собственный творческий путь. Он работал в мастерских таких известных скульпторов как Фальгьер и Далу, а потом судьба свела его с Роденом.
В мастерской Родена Бурдель прошел путь от ученика до помощника, при участии которого создавались многие известные произведения Родена, например, "Граждане города Кале", памятник Бальзаку и другие. Их сотрудничество продолжалось много лет с 1893 до 1908 года. В период работы у Родена он стал совершенствовать собственный стиль и получать первые официальные заказы. Так в 1895 году его родной город делает ему заказ на создание памятника жителям департамента Тарн-и-Гаронна, погибшим во франко-прусской войне 1870 - 1871 гг. (В 1902 году "Памятник павшим" был открыт на центральной площади Монтобана); в 1900 году создает маскароны и барельефы для музея Гревен по заказу его директора. В 1905 году проходит первая персональная выставка Антуана Бурделя, где были представлены 39 скульптур, а так же его рисунки и живопись.
В 1908 году в поисках собственного пути Бурдель ушел из мастерской Родена. С 1909 году Бурдель начинает преподавать в Академии Гранд Шамьер (la Grande Chaumière). Среди его учеников такие имена как Вера Мухина, Иван Шадр, Альберто Джакометти, Жермен Ришье, Виейра да Силва... В период 1910 - 1913 принимает участие в проектировании, скульптурном и художественном оформлении Театра Елисейских Полей. Увлечение Бурделя искусством Древней Греции вдохновили его на создание таких произведений, как "Геракл, стреляющий из лука" (1909), "Пенелопа" (1909 - 1912), "Сафо" (1924 - 1925). В 1920-е годы Бурдель приобрел мировую славу. Его выставки проходят в ряде стран Европы, а так же в Японии и США. В период с 1919 по 1929 он создает такие монументальные памятники как "Франция", установленная 1925 году на терассе Токийского дворца в Париже; памятник национальному герою Аргентины генералу Альвеару, открытому в Буэнос-Айресе в 1926 году; памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, установленному в Париже в 1929 году, всего за несколько месяцев до смерти скульптора.
Еще при жизни Бурделя стала очевидна необходимость создания музея, где были бы собраны и сохранены труды всей его жизни. Что бы такой музей был создан, он решил последовать примеру Родена и завещать свое творческое наследие государству. Он очень хотел, что бы музей был создан здесь, в мастерской, где он жил и работал с 1885 года. В течении 1928 года он создает несколько проектов помещений музея, где каждая скульптура нашла бы свое место. Однако, власти Парижа не принимают этот дар и при жизни Бурделя создание музея так и не началось. Хранительницами наследия Масте
В 30-х годах этот участок с домом, садом и мастерской должен был быть отдан под новую застройку. Но меценаты Коньяк-Жей выкупают у города этот участок и вся коллекция остается в целостности. И только в 1949 году при активной поддержке директора Академии Изящных искусств Ивон Бизардель (Yvon Bizardel) город Париж принимает в дар мастерскую, сад, а так же 800 скульптур, 200 картин и пастелей, 1000 рисунков, рукописи, фотографии и другие документы. В июле 1949 года музей был открыт. Сначала это была лишь небольшая выставочная галерея, но со временем музей прирос помещениями. В 1961 году, к 100-летию Антуана Бурделя, был открыт Большой зал, а в 1992 году экспозиционные площади были расширены за счет подземных помещений. В завершении отмечу, что как во многие другие музеи, принадлежащие городу Парижу, вход в музей Бурделя бесплатный.
Итак, пройдемся по музею. В Большом зале находятся большие гипсовые модели скульптур, памятников и их фрагментов....
"Умирающий Кентавр" (1914)
"Франция" (1922-1925). Скульптура создана в память о жертвах Первой Мировой войны.
"Сафо" (1887-1925)
"Геракл, стреляющий из лука" (1906-1909)
"Мать и дитя" (1912)
Фриз Театра Елисейских полей "Апполон и музы" (1910 - 1913)
Конный памятник генералу Альвеару (1913 - 1926)
и фигуры, входящие в состав памятника, которые символизируют Победу и Красноречие
Силу и Свободу...
Фрагмент памятника Адаму Мицкевичу
Большой зал с мастерской Бурделя и домом связывает галерея, где тоже представлены работы Мастера.
"Карпо за работой" (1909)
Фрагменты барельефов Театра Елисейских полей - "Комедия"
"Музыка"
В саду, среди зелени бронзовые фигуры смотрятся очень живописно
Скульптурный портрет Родена
"Купальщица на корточках" (1906 - 1907)
"Плод" (1902-1906)
В нижних залах можно увидеть фрагменты скульптурных копозиций Мемориала воинам и защитникам Тарн-и-Гаронна 1870-1871 (1893 - 1902), памятника Адаму Мицкевичу (1908-1928), скульптурного портрета Бетховена, оформленных как бы в процессе работы над ними....
Памятник Мицкевичу
Бетховен
Здесь можно так же познакомится с рядом фотодокументов и увидеть инструменты, которыми работал Бурдель
Еще одно помещение отведено под небольшие модели скульптур
Портрет Родена
Портрет Анатоля Франса
Макет здания Театра Елисейских Полей
Фрагменты работы над барельефами театра....
снова сад
А вот теперь можно зайти в мастерскую Бурделя. Здесь сохранены вещи, которыми пользовался в своей жизни Антуан Бурдель
А в соседней комнате, что-то вроде обучающей экспозиции, где можно увидеть как поэтапно происходит моделировка скульптуры, посмотреть познавательный фильм...
А так же узнать о различных матермалах, с которыми работают скульпторы и какими при этом пользуются инструментами...
Вот, в принципе мы и обошли весь музей... И на последок еще несколько фотографий сада...
Башня Монпарнас совсем рядом...
и улица Бурделя
19/04/2015 18:00
Материалы по теме
- Страны: Франция
- Города: Париж
- Отзыв о поездке: За час до сумерек. Париж, декабрь 2014
- Отзыв о поездке: Весна в Париже, весна 2015
- Отзыв о поездке: Еда в Париже, весна 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.