Эротические храмы Кхаджурахо я осматривал второй раз. В прошлую поездку рассказывал другой гид, и рассказы - довольно сильно отличались. При том, что продолжительность экскурсии и сами изображения, на которых они останавливались, были примерно одинаковы. В прошлый раз гид просто показывал интересные изображения и рассказывал это как факты. Помимо эротических поз, естественно, обращая внимания на любопытные детали - дамскую сумочку, статуи, где женщина красит ресницы и так далее. А в этот раз гид трактовал секс как часть пути к просветлению. Сексуальное желание - естественно, и его надо удовлетворить, не удовлетворенность выйдет боком. И, естественно, не все равно, с кем удовлетворять, в идеале - в любимым человеком. Но при этом естественно получить больше удовольствия, а для этого надо понимать механизмы и знать технику - люди разные, высокие и низкие, разного сложения и в зависимости от этого им подходят разные приемы.
Важно, чтобы голова держала желания под контролем, а не наоборот, ты терял от них голову. Желание в образе зверя, голова которого меняется от изображения к изображению, и рядом с которым есть люди - повторяется на всех храмах. На фотке это - правая фигура. Вообще, если скользить по поверхности, то храмы - похожи, и по общей конструкции, структуре статуй, и по самим статуям. Но для того, кто разбирается, все храмы - разные, статуи на них рассказывают свою историю, показывают через детали разные идеи и мысли. Гид - это знал и рассказывал, читал храмы. Хотя, увы, я мало запомнил. Но что вспомню - напишу в комментариях.

Кстати, вдруг кому пригодится. Нашего гида зовут Jeetu, skype rajjeetu, почта rajjeetu256@yahoo.co.in. Кхаджурахо его родной город и он там много бывает, а работает в турфирме в Дели.
Со строительством храмов связана легенда. Династия Чандела, правившая здесь, как водится в древние времена, вела свой род от одного из богов (увы, не помню - кто), который встретился с простой девушкой и захотел ее. Он ей тоже понравился как юноша. Но потом случилась беременность - вот тут-то он и открыл, что не простой юноша, а бог, поэтому о свадьбе не может быть и речи, зато сын, который родится - станет царем. Но она переживала - как так, секс и без свадьбы... И бог рассказал ей про божественную сущность секса, как одного из способов к просветлению - и она успокоилась. Кстати, это действительно считается одним из тантрических путей. Ну а когда сын действительно стал царем (правителем, но по английски пишут king) - то в память этой истории решил построить храм с эротическим оформлением, которое бы учило просветляющему йогическому или тантрическому сексу. Ну и дальше это стало традицией в династии - строить храмы.
Это - легенда. История, на самом деле, не сохранилась, хотя историки и относят династию и храмы в большую древность, 9-12 века. Светских построек, которые должны были остаться в столице - не сохранилось, одни храмы. Да и храмы до середины 19 века стояли в джунглях - пока их не открыли англичане. Так что большого поселения тоже, получается, не было. Зато мусульмане не посбивали изображения, как они сделали во многих других храмах - это нам сильно повезло, мы видим такую красоту. Однако, династию Чандела завоевали именно мусульмане - но, возможно, тогда они были терпимее, а потом все заросло джунглями. А может, здесь была-таки не столица, а религиозный центр правящей династии (не для широких масс), и именно поэтому оно пришло в упадок. Что не знаем реальную историю - так оно не важно. То, что рассказывает искусство - важнее и интереснее.
Храмов в Кхаджурахо много, а больше всего (около 20) составляют западную группу, которая и является основным туристическим объектом. В первый день мы смотрели ее, и об этом пост. Храмы расположены на компактной территории, покрытой деревьями.

Гид говорил, что это - поздний храм, мечеть. Поэтому без изображений. В общем-то, тоже получается парадокс: раз мечеть - значит были мусульмане, при чем не отдельно, а среди индуистских храмов. Но изображения - целы. Так что, возможно, все хитрее. Тем более. что наверху этой мечети стоит кошка. Есть еще две версии. Первая - могло тупо не хватить денег, обеднело государство. Отчасти этому есть подтверждение у других храмов - не некоторых отделка скульптурами заканчивается "на полпути", купол не украшен. Вторая гипотеза более примитивна - просто сменилась моде, скульптура уступила место более строгим линиям.

Навершие мечети, резной камень. И кошка. Ну или лев, если угодно.

А это - навершие далекого храма, там - лошадь. А оформление верхушки резным камнем - впечатляет.

Отдельный небольшой храм без скульптур. Может, они были и не сохранились. А может, это промежуточный вариант - скульптуры уже не модны, а новый стиль куполов и стен - еще не появился. Все храмы стоят на возвышениях.

А это - вид на центральный храм Шивы. Он стоит на большой платформе, и вокруг него - еще четыре небольших храма. Все вместе они представляют пять элементов, составляющих все сущее - земля, вода, ветер, огонь и - небо.

А напротив, на отдельном возвышении - открытый храм с кабаном, которым был Вишну.



Кабан весь усеян мелкими изображениями аскетов или просто людей.

А это - лев и мальчик. И, что интересно, здесь мальчик убивает льва, а вовсе не наоборот, как можно было бы подумать. Это как раз царь - основатель династии, сын бога, и именно с этого эпизода началось его восхождение - потому что мать у него была обычной девушкой.

Поднимаемся на платформу и сначала смотрим храм Шивы снаружи, заодно осматривая и малые храмы. Вот вход в первый из них ит пара скульптур на нем. На первой, кстати, неприличный мужик слева.



А здесь - малый храм сбоку и еще скульптура на нем.


А это - храм быка Шивы, как он виден с платформы.

А это уже основной храм Шивы. Видно. что скульптурами украшены не все стены, хотя и достаточно много.

Первый бог обычно - Ганеш. Бог удачи.

Внизу по храму идет пояс слонов, они олицетворяют богатство.

С платформы виден храм, стоящий рядом с исторической зоной, но действующий. Он украшен флагами.

Идем вдоль храма Шивы. Начинаются скульптуры.


В верхнем ряду слева - тот самый зверь желания. Здесь он дружелюбен, а не откусывает голову человеку, как на некоторых других изображениях. А правее - женщина демонстрирует себя мужчине, специально заведя руку за голову - чтобы грудь показалась более влекущей. Ниже она же крупнее, а дальше - пара, девушка и пожилой мужчина, который уже не может...



Пояс мелких фигур вокруг храма. Здесь на нем музыканты.

снова зверь желаний слева.

А здесь - бог с богиней и музыканты вокруг. Я бы сказал, что Шива и Парвати, но боюсь ошибиться.

И еще один бог. Вокруг богов фигуры обычно рисуют какую-то историю, которая к нему относится.

А здесь - эротическая сцена. Половой акт стоя, каждый стоит на одной ноге, а другой обхватил партнера. Довольно тяжелая конструкция, но именно она повторяется на многих скульптурах как типовая. Так совмещается секс и йога. А девушки справа и слева - вроде они отвернулись, но одна - подглядывает и у ног ее маленькая фигурка любопытства, а другая - возбудилась от близости и сама себя ласкает. Это символы привлекательности.

А эта девушка стоит вполоборота, так что видна и попа и грудь, и зовет своей позой. Инструкции по привлечению - они тоже в скульптуре.

Еще один малый храм. Купол без изображений, скорее всего, был восстановлен.

Девушка прихорашивается перед зеркалом.

И еще одна - слева, дальше - кто-то из богов, а справа - объятия.

По нижнему фризу идут самые разные фигурки - и секс и музыканты, и мини-сценки.



Еще один типичный сюжет слева - девушка стоит на одной ноге и массирует точки на другой.

А здесь девушки передают какой-то сосуд.

Очередной маленький храм, мы прошли уже 3/4 пути вокруг платформы. И с этой стороны видны другие храмы.



Когда сексом хотят заниматься немолодые мужчины, то их нужно стимулировать...

Бог в окружении сексуальных фигур.

А здесь - счастливая пара.

Любопытная обезьянка желает посмотреть...

Здесь зверь желаний не столь безобиден, может и голову откусить.

А здесь слон наблюдает за сексом. При чем слонов в этом месте на фризе несколько, и только один с любопытством повернул голову. А женщина там не просто нагнулась, она опирается рукой на музыкальный инструмент с острыми гранями, и это нажатие дополнительно дает остроту ощущений.

А рядом слон просто разделяет фигуры, не смотрит.

Нижний фриз из мелких фигур.

Многорукая богиня Кали (или я уже забыл?)

Последний малый храм.

Обошли полный круг и идем внутрь. Замечательный резной потолок.

Слоник с непонятным языком, который образует консоль. Или это не слоник?

Внутри храма - отдельная комната с алтарем.

фигуры на капителях. Они далеко не такие четкие, как снаружи - наверное, пока храм стоял в джунглях, внутри жили летучие мыши или птицы, а отчищать изнутри куда сложнее, чем снаружи...



Бог. Справа сидит живая фигура, а слева - изможденная, мертвая...

Внутри тоже много женских статуй, и, в отличие от того, что снаружи, здесь часть из них оказывается на уровне глаз, а не наверху.


А здесь зверь желаний кого-то топчет...





Один храм посмотрели. Правда, самый большой, с четырмя маленькими на той же платформе.

Идем к следующему, но по пути - смотрим саму платформу. На ней - тоже фриз с вереницей фигур и сценок. Здесь активно занимаются сексом. Гид говорит, что в лечебных целях, здесь эротический госпиталь...


А здесь - просто поход воинов или выезд на охоту.

Секс с животными. В мужском коллективе случается, хотя не приветствуется - фигура на заднемплане закрывает лицо.

Сцены с правителем.


Это - платформа с храмом Шивы со стороны.

Идем через лужайки к следующим храмам.




При постройке этого храма деньги кончились, поэтому один купол оставили совсем без украшений.

Вот и следующий храм, который мы будем осматривать.

На выступающем постаменте - слоник.

Снова множество статуй.



Явно здесь несколько девушек занимаются сексом с одним мужчиной. Хотя гид говорил, что секс только у двоих, а еще две - помощницы, помогающие держать сложную позу. Но не похоже.



С платформы видны другие храмы.


Снова зовущие девушки.



И немного секса.

А также объятий.



И случайный бурундучок.

А это - внутри храма. Лингам, символ Шивы в виде полового члена в качестве алтаря.

Консоль в виде слоника. Вполне обычного, только зубастого

Резной потолок. Все-таки они чудесны!

Снова мальчик со львом, которого он теоретически убивает. Две штуки.


И снова секс. Здесь женщина стоит на барабане, чтобы компенсировать разницу в росте.









Внутри храма. Доступ к алтарю закрыт решеткой.

Лестница на платформу. Ее явно восстанавливали из обломков.

Цветы



Этот храм в лесах - скульптуры проходят регулярную чистку.

Осматриваем следующий храм.







Идем дальше. Громадное дерево и вид на храмы с другой точки.





Слоник. Точнее - совсем не слоник, а большой слон. Кого-то растоптал, и погонщик в ужасе сидит на шее.

А здесь в храме бык Шивы.


И снова храм покрыт эротической скульптурой.






На этом прогулка по храмам завершается. По пути к выходу еще фоткаем дерево. В этом ракурсе оно похоже на жирафа.

но это был только один ствол из нескольких.

Рядом - такой забавный домик с беседкой на дереве, куда ведет мостик.

Верблюд на улице.

Рядом с храмами расположены пруды. В спокойной воде отражается небо и деревья, храмы и дома.





Темнеет. Возвращаемся в отель.
25/03/2015 16:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Отзыв о поездке: Джайнские храмы Кхаджурахо, 2014
- Отзыв о поездке: Кхаджурахо: водопад Ранех и заповедник Гавиал, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.