Число фотографий, сделанных туристами с Капитолийского холма и на нём, стремится к бесконечности, как и число строк, написанных про Капитолийский холм. И всё же я тоже хочу поставить свою точку на карте Италии. К сожалению, как всегда времени на осмотр всех достопримечательностей было катастрофически мало. И сюда тоже надо вернуться. Фото сделаны тремя разными камерами.
Мы поднимались по Капитолийскому спуску, и перед нами открывались потрясающие пейзажи античного Рима.
Между Капитолийским и Палатинским холмами раскинулся Римский форум. Во времена Гёте, Стендаля, Шатобриана эта низина представляла собой всего лишь Коровье поле, пересечённое аллеей вязов. Среди деревьев торчали из земли полузасыпанные и полуразбитые остатки колонн и массивных арок. На фото - в левой части Колизей, перед ним высится колокольня церкви Санта Франческа Романа, справа видна однопролётная арка Тита, возведённая в 81 году в память взятия Иерусалима, и колонны храма Кастора и Поллукса (братьев Диоскуров). Арка Тита расположена на священной дороге, соединяющей Капитолийский и Палатинский холмы.
Сейчас это хорошо изученная археологическая площадь почти прямоугольной формы длиной около 130 метров. Справа на фото видны вековые деревья на Палатинском холме.
Первоначально это была торговая площадь с лавками по сторонам. А подлинным центром общественной жизни Римский форум стал в III-II веках до н. э. Здесь проходили народные собрания, проводились празднества, триумфальные шествия, различные зрелища.Торговля вытеснялась в другие места.
Арка Септимия Севера (203 год) возведена в эпоху начавшегося распада римской государственности.
Сейчас площадь Римского форума усеяна остатками различных памятников.
А среди руин струится неиссякаемый людской поток, прекрасно вписывающийся в этот исторический пейзаж.
Лестница ведет на Капитолийский холм - наименьший из семи холмов Рима, но при этом самый главный. Он был религиозным и политическим центром города с момента его основания 2500 лет назад. В античные времена здесь находились храмы Юноны и Юпитера. Холм и храм Юпитера, в частности, были символами Рима как Вечного города.
Современный уровень площади Капитолия находится на высоте 22-23 метра над мощением Форума, а пол церкви Святой Марии на Капитолийском холме (базилики Санта Мария ин Арачели) - на высоте 36 метров.
Ансамбль площади Капитолия - архитектурное творение Микеланджело. Этот священный холм древних римлян - местопребывание сената Западной Римской империи, был в средние века в запустении. Павел III решил восстановить былое величие Капитолия. И уже в 1538 году Микеланджело отметил центр будущей площади конной статуей Марка Аврелия, стоящей до того у Латерана. Строительство развернулось к приезду в Рим императора Карла V в 1546 году, а закончилось лишь в XVII веке. Замысел Микеланджжело включал организацию площади, реконструкцию центрального палаццо Сенаторов, перестройку правого бокового дворца Консерваторов и строительство слева нового Капитолийского музея. Господство палаццо Сенаторов над площадью подкрепляла башня, надстроенная архитектором Мартино Лунги Старшим в 1579 году. Длина лестницы-пандуса и глубина площади Капитолия зрительно уменьшены искусственным сокращение перспективы за счёт расширения лестницы и площади в глубину. Их истинные размеры осознаются по мере подъёма по лестнице.
На самом верху лестницы-пандуса античные мраморные статуи братьев Диоскуров, сыновей Зевса, как бы охраняют границы площади.
Статуи привезены из театра Помпея, где были найдены при раскопках в XVI веке.
Центральный овал двухцветного мощения площади, заглублённый на две ступени, создаёт ощущение зала. Бронзовая статуя Марка Аврелия (копия), сидящего на коне в свободной позе, поставлена Микеладжело на невысоком пьедестале. Это единственная конная статуя античного периода, дошедшая до наших дней.
А вместе с тем площадь раскрыта на город, подобно балкону.
Две лестницы, украшенные скульптурами, поднимаются с боков к центральному входу в палаццо Сенаторов. Две статуи по бокам олицетворяют реки Тибр и Нил.
В нише под лестницей находится статуя Ликующий Рим с шаром в руке (символом господства Рима).
По бокам палаццо Сенаторов открываются дали. За боковыми дворцами обнаруживаются новые лестницы и спуски, ведущие к Римскому форуму.
Если пройти через площадь, можно найти у стены высокую колонну с капитолийской волчицей, вскормившей основателей Рима - Ромула и Рема (копия).
На фото справа на склоне Капитолийского холма виден Витториано - монумент в честь Виктора Эммануила II, первого короля объединённой Италии.
Три лестницы, ведущие на Капитолий: первая ведёт к церкви Святой Марии, вторая лестница-пандус - к Капитолийской площади и ещё одна узкая неприметная лестница сбоку - на холм.
124 ступени высокой лестницы - к церкви Святой Марии на Капитолийском холме, стоящей на месте древнего храма Юноны.
Простая внешне и с роскошным убранством внутри церковь была одной из самых главных в период средневековья. Её построили в IX веке монахи-бенедиктинцы.
В церкви необыкновенно красивы фрески Пинтуриккьио (в первой капелле справа) и Беноццо Гоццоли (в третьей капелле слева).
В храме в левом первом пределе есть деревянная скульптура новорожденного Иисуса, украшенная подарками и записочками с просьбами. Итальянцы считают, что маленький Иисус способен спасать от неизлечимых болезней. Сейчас здесь стоит копия: оригинал статуи был украден из базилики в 1994 году и до сих пор не найден.
Вот не знаю, отпускаются ли такие грехи?
27/03/2014 13:00
Материалы по теме
- Страны: Италия
- Города: Рим
- Отзыв о поездке: Прогулки по Риму. Куда глаза глядят, осень 2013
- Фоторепортаж: Рим, Ватикан. Италия, 13.02.2014
- Фоторепортаж: Ангельский замок Рима, 10.01.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.