Нынешний Будапешт - современный европейский город, в котором ощущаешь себя примерно так же, как и в большинстве других городов Европы. Но, присмотревшись чуть более детально, можно обнаружить в нём и черты относительно недалекого прошлого - типичная, почти как у нас, многоэтажная застройка спальных районов, "Икарусы" с их характерной улыбкой, и сейчас в больших количествах встречающиеся на городских улицах; очень похожий на наш метрополитен с вагонами Мытищинского завода на третьей линии, такие же, как у нас речные трамвайчики... Эти и другие "археологические" артефакты (а подчас и совсем не археологические) я решил специально собрать в этой заключительной части.
Выйдя из отеля в самое первое утро, буквально через 100 метров я наткнулся на большой офис "Сбербанка". Видимо, это был тест на трезвость, или же на то, что я уже проснулся. :)
Изначально основанный аж в 1895 году в качестве каретной мастерской в Будапеште и являющийся сейчас небольшой частной автобусостроительной компанией, в 1970-1980-е годы "Икарус" был крупнейшим в Европе производителем автобусов. "Икарусы" составляли основу автобусного парка десятков стран и, помимо Советского Союза, поставлялись в страны СЭВ, Алжир, Мозамбик, другие страны Африки. Специальные поставки "Икарусов" осуществлялись и в капиталистические страны - Швецию, ФРГ; в 1980-х годах их производство было налажено в США, Канаде, Индонезии, Северной Корее, Кубе. Ну и конечно без тени преувеличения можно сказать, что "Икарусы" с их обаятельной улыбкой, были одним из главных элементов пейзажа любого социалистического города - от Москвы до Владивостока, Берлина, Дрездена, Софии, Днепропетровска, Ташкента и далее по списку. А колыбелью "Икарусов" был, конечно, Будапешт. В российских городах их хоть и можно еще встретить (особенно в провинции), но осталось всё-таки уже не так много, а вот в Будапеште классические "Икарусы" 200-й серии, хоть и вытесняются потихоньку более современными автобусами, до сих пор вполне себе встречаются на улицах. Давайте на минуту забудем, что мы в Будапеште XXI века и перенесемся ненадолго в детство, в социалистический город 1980-х годов! :)
Ночь в троллейбусном депо. Рогатые "Икарусы" почивают...
Рейсовая "гармошка" едет по мосту Елизаветы. Это тот самый "Икарус", который мы так долго ждали с тем жирным голубем. :)
Короткие городские односекционные "Икарусы-263" с тремя двустворчатыми дверями и мягкими кожаными сиденьями на наших улицах уже редко где встретишь - в регионах разве что иногда. А тут, центр Будапешта, - пожалуйста! :)
Троллейбусы на базе кузова "Икаруса" также довольно долго эксплуатировались на наших улицах в 80-е и 90-е.
Закладывающий лихой вираж совсем свежий ярко-красный троллейбус смотрится невероятно эффектно!
Хоть и пореже, но встречаются на улицах Будапешта и экскурсионные "Икарусы" - хотя из этого сегмента и в Венгрии их уже практически полностью потеснили современные собраться. Один раз видел на будапештских улицах и открытый сверху "Икарус"-лимузин, катающий по туристическим городским маршрутам туристов, но не успел сфотографировать.
Лицом к лицу. :)
Теперь от городских улиц перейдём к делам водным. Один из основных типов речных трамвайчиков на Дунае - хорошо известные каждому из нас прогулочные суда типа "Москва", производившиеся с 1969 по 1996 год на Московском судостроительном заводе и поставлявшиеся во все речные бассейны СССР и социалистических стран. Сейчас они, конечно, устарели, но до сих пор являются одним из основных типов прогулочных судов как у нас, так и в Будапеште.
За этой "Москвушкой" на заднем плане хорошо видно большое двухпалубное речное судно 305-го проекта. Это тоже своеобразный артефакт прошлой эпохи в современном Будапеште.
Суда 305-го проекта строились на венгерском судостроительном заводе "Обуда" с 1959 по 1964 годы для работы в СССР на Волге, Каме, Оке, Дону, Белой, Северной Двине и Оби. Практически аналогичные суда 860-го проекта строились уже на советских заводах для рек Восточной Сибири и Дальнего Востока. Изначально это были грузопассажирские суда для транспортных пассажирских линий, но со временем большинство из них стали круизными. Многие суда 305-го проекта в наши дни были переоборудованы, и до сих пор успешно работают на наших реках в качестве круизных судов, совершая многодневные речные круизы по рекам России.
Судно "Europa" пришло в Венгрию из России, долгие годы работало на наших реках Волжского и Донского бассейнов на многодневных рейсовых и туристических маршрутах, называлось "Дон", а затем "Виталий Закруткин". В 2000 году оно было продано в Венгрию и переоборудовано под крупное прогулочное судно, предназначенное для проведения банкетов и различных массовых мероприятий. "Europa" и сейчас успешно работает в Будапеште.
Далее по плану - трамваи. Конкретно таких трамваев не встретишь на наших улицах (в отличие от Праги, по улицам которой до сих пор ходят старые чешские трамваи, долгие годы бывшие символами наших городов). Тем не менее, грохочущие по улицам и набережным желтые будапештские трамваи весьма колоритны и обаятельны. :)
Долго я искал на улицах Будапешта наш доблестный автопром - и, наконец, нашёл то, что искал. В одном из дворов стояла совсем свеженькая "девятка". :)
Теперь кинем в турникет пять копеек и опустимся с небес под землю.
Будапештское метро - старейшее в континентальной Европе. Первая его коротенькая ветка была открыта аж в 1896 году. А две другие, длинные и преимущественно глубокого заложения, были построены в 1970-1980 годах. Многие станции второй и третьей линий напоминают наши. Долгие годы на этих линиях работали исключительно наши вагоны Мытищинского завода - на второй линии подвижной состав сейчас полностью заменён на современные европейские вагоны, зато на третьей линии и сейчас работают только советские вагоны типа 81-717/714 и даже в небольших количествах типа Е. Туда-то мы и направимся! :)
Поезд французской компании Alstom на второй линии. А слева в нижнем углу на плакате хорошо виден отечественный "Метеор", долгие годы бороздивший воды Дуная. Тоже, кстати, артефакт! :)
Современные европейские вагоны - приятно, но неинтересно! :)
Перейдём на третью линию, и с замиранием сердца будем ждать! Откуда-то из недр тоннеля постепенно нарастает характерный знакомый с пелёнок гул... Уррра! Наш, Мытищинский, 1981 года выпуска! :)
"Осторожно, двери закрываются!". :)
Приятная такая родная зелёная отделка, не заляпанная никакой рекламой. :)
Пока, брат! А мы перейдем на другую сторону перрона и поедем в обратном направлении.
Московское метро? Или Ленинградское? Или Будапештское? :)
Поднимаемся наверх. На многих станциях эскалаторы тоже точно как у нас.
А в заключение предлагаю отдать дань уважения нашим совсем далёким пращурам и прокатиться по раритетной первой линии метро. Эта подземная дорога была открыта в 1896 году от Дуная до парка Варошлигет. Она проходит под улицей Андраши, совсем неглубокая и обслуживается коротенькими вагончиками. Давайте прокатимся. Мне, конечно, более интересно было искать в Будапеште артефакты советского периода, но ведь первая линия метро - это не 70-е и 80-е, а действительно настоящая древность!!!
Узкая щелочка вниз... Вход в метро напоминает вход в старые станции Парижской подземки.
Станции первой линии совсем коротенькие.
Невооруженным глазом читается древность. Металлические клепаные колонны, лакированные двери, шрифты названий. Очень здорово!
Коротенький поезд устремился в тоннель. А мы поедем на следующем - нужно возвращаться из прошлого в реальность.
21/03/2014 09:00
Материалы по теме
- Страны: Венгрия
- Города: Будапешт
- Отзыв о поездке: Будапешт: Рыбацкий Бастион и Церковь Матьяша, август 2013
- Отзыв о поездке: Призрачный Будапешт, Новый год 2014
- Отзыв о поездке: Будапешт: ноябрьская прогулка, ноябрь 2013
- Отзыв о поездке: Будапешт. Подземная прогулка, 2010
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.