В пятницу с удовольствием продолжила прогулку по Перми протяженностью пять километров, начав от вокзала Пермь II и закончив у Главпочтампа, без загогулин и не петляя, а просто пройдя по улице Ленина. С неба сыпал снежок, к вечеру все активнее и активнее. Настроение мое тоже, и без того замечательное, превращалось совсем в радостное. Наверное от предвкушения поездки в Кунгур вместе со школьной подругой Наташкой и ее семьей, и предстоящих снежных миниприключений.
Впрочем, я была "здесь и сейчас", как-то незаметно для себя залюбовалась Пермью. Честно говоря, промышленный город Пермь не сказать, что навевал на меня когда-то сладостно-ванильное настроение, отнюдь...
В детстве меня никогда не интересовал этот город. Хотя, конечно, я всегда была в ожидании предстоящих поездок в цирк, где любила и само представление, и сладко тающее во рту пломбирное мороженое в тонком вафельном стаканчике. Также возбуждало посещение пермского планетария, где я, забыв обо всем и раскрыв рот, слушала лекции про звездное небо. Ах, да, еще музей, где стоял огромный скелет мамонта, вокруг которого я могла круги наворачивать, изучая каждую его громадную косточку. Из Перми мы неизменно возвращались с пермским караваем. Хлеб-каравай не пекли в Добрянке, а пермский казался чрезвычайно вкусным. И красивым по форме. Вот то, что меня радовало в моих поездках в Пермь. Позже, когда занималась бегом, биатлоном, да лыжами, помню еще поездки на соревнования. В воспоминаниях превалирует скорее специфический запах беговых дорожек в пермском Манеже, смешанный с запахом пота, тяжелое дыхание взахлеб, ощущение забитости икр ног и непонимание зачем "я все бегу-бегу-бегу-бегу по резиновой дорожке". Не любила соревнования. Да и до сих пор не люблю. Архитектуру Перми я не понимала и понимать не спешила, памятники меня тоже не интересовали. Виды Перми по большей части казались мне унылыми, и даже какими-то беспроссветно-безрадостными. Не претендую на объективизм. Так мне казалось.
В пятницу же, гуляя по Перми, я "включила" в себе дух первооткрывателя города. Знаете, когда шагаешь, возможно по знакомым или полузнакомым местам, но начинаешь вглядываться в детали. Выискиваешь глазами какую-то мелочь. Или не мелочь. Но, в любом случае, то, на что уже было перестал обращать внимание. А тут смотришь по-новому, как будто первый раз видишь, с удивлением, оценкой увиденного. Интересно так гулять, знаете!
Итак, покинув вокзал, я отправилась сначала в Парк Камней или сквер, носящий официальное название - сквер имени 250-летия Перми. Пермяки говорят, что также он известен как "сквер на Хохрякова" (по имени близлежащей улицы). Но, согласитесь, первое название более романтичное. Кто такой Хохряков - это еще надо подумать и, при этом, так и не вспомнить. А камни... Они всегда прекрасны. В парке представлена уникальная и постоянная экспозиция уральских камней, этакий музей уральских недр под открытым небом! Когда-то здесь было 59 камней, но сейчас осталось около 20 экспонатов. Куда делись? Видимо расстащили. Хотя камни тяжелые, увесистые, они различной формы, естественны, без обработки. Мда... И таблички с информацией о каждом камне канули в лету. К камням я не пошла, они все-таки сейчас не только под открытым небом, но и под белым снегом. Вместо утерянных 39 уральских камней в парке относительно недавно появились зато другие чудеса. К ним я и направилась по дорожке, украшенной симпатичными фонарями различной формы и скамеечками, на которые наверняка хочется присесть в погожий летний денек.
А вот и первые чудеса парка - шары из гранита! Когда-то они были отполированы и в них даже отражался парк. Без обмана. Видела на "исторических" фотографиях двухлетней давности. За это время шары исписали вдоль и поперек. Ну ладно, не буду судить. Хорошо хоть их никто не обстругал и не превратил в кубы. Гранит, знаете ли...
А надписи иногда забавны, я, признаться, бываю черезчур любопытной и иногда опускаюсь даже до того, что читаю, что пишут на стенах общественных туалетов. Иногда встречаю нечто забавное. Впрочем, никогда еще не обнаруживала чего-нибудь этакого открывающего горизонты. А на шарах, что удивило, не было даже общеизвестного слова ".УЙ". Зато пермяков волнуют более "глобальные" вопросы - не только о том, пропил ли географ глобус, но и о том,соленый ли глобус и почему. И правда почему... Пока нажимала на кнопку затвора фотоаппарата было о чем подумать.
Вот такой вот "ПЛЮХАЗ" с этими шарами. Полный. Жаль. Все-таки их зеркальность была симпатичнее.
Впереди возвышаются "Пермские ворота", напоминающие триумфальную арку, четыре фасада которой направлены на четыре стороны света. Это словно гигантская буква "П" из.. бревен! "П" - логотип Перми. Создатель этого шедевра Николай Полисский в 2011-м году писал о своей, тогда еще только что реализованной задумке: "Меня поразили две вещи - красивейшая река Кама и обилие лесов. Я узнал, что когда-то лес сплавляли по Каме, и у меня родился образ, как структурированная масса леса из воды поднимается наружу и материализуется в хаотичную структуру. Поэтому и сделал "Пермские ворота" из грубой ели, которая структурирована в виде ворот. Выглядеть всё это будет как висящие в воздухе бревна, словно вознёсшиеся из воды на небо. Ночью скульптуру подсветят, брёвна будут смотреться как хрустальные". Я не вижу в этих воротах ничего хрустального. Но слово шедевр я пишу без кавычек. И меня поражает прежде всего не масштабы этого сооружения из хаотично скрепленных друг с другом еловых бревен и даже не количество бревен, поучаствующих в этом проекте - их, кстати, 5200! Нет, меня искренне радует какая-то теплота, исходящая из этого объекта. Доброта что ли. Может потому что материал дерево? А форма куба с равными сторонами смотрится вполне гармонично. Точно не вижу какой-то пафосности и вычурности. Оригинальность - да, вижу. Мне, кажется, ворота эти как-то оживляют унылый окружающий пейзаж. Словом, я "за" ворота. Хотя мое мнение никто не спрашивает.
А если поинтересоваться у горожан, то пермяки почти все видят в этой башне что-то "портящее вид города", критикуют власти за расстрату казны города, почем зря. Деньги выкинуты на создание бревенчатых ворот немалые, и когда сумма 9 миллионов рублей была предана огласке, то возмущение пермяков достигло своего апогея. Ворота эти даже пытались сжечь. Ненависть пермяков к арт-объекту бывшего "митька", а теперь известного лэнд-артиста Полисского стала даже предметом исследования психологов. Приведу слова главного психолога Пермского краевого центра медицины катастроф Галины Белорусовой: "Противоречие - в самой концепции строения. Причём глубокое противоречие. С одной стороны, мы видим нечто вроде куба, олицетворяющего брутальность, устойчивость, надёжность. С другой стороны - хаотичное, "взрывное" нагромождение брёвен. Получаем глубокое противоречие между формой и содержанием. А это не может не ударять по психике, не вызывать некую мозговую сшибку. Это вполне естественно, ведь базовая потребность человека - опора, надёжность, чувство защищённости. Хаос в том, что должно создавать ощущение надёжности, - худшее, что можно придумать для психики."
Вот оно, оказывается, в чем дело! Нарушена гармония, в надежном по форме предмете - хаотичность содержания. А меня вид "ворот" радует, психику не травмирует.
Впрочем, судьба арт-объекта через пару-тройку лет будет под вопросом. Так как вокзал Пермь II и прилегающую к нему площадь будут реконструировать, расширять, планируется масштабный проект... Ворота не устоят. Вряд ли их будут переносить в другое место с такой нелюбовью граждан к этому арт-объекту. Скорей на дрова разнесут. Так что я засняла, для истории.
Ну и, как водится, бревна у ворот тоже исписаны, вдоль и поперек, словами о любви и о том, что авторы месяджей были не где-то там, а "сдесь".
Критиковали пермяки в свое время и другой арт-объект, другую "изюминку" этого же сквера. Знакомьтесь, жук-скарабей, катящий перед собой черный шар, 3,5 метра в диаметре. Этот жук - тоже дитя волны арт-объектов, обрушившейся на Пермь в 2011 году. Создатель - казахский художник Мордакул Нарымбетов использовал для изготовления материалы "из помойки" можно сказать, совсем бросовые - металлический каркас, обшитый старыми автомобильными покрышками, отслужившими свой век. Видимо по этой причине критика этого объекта не была столь суровой как пресловутых бревенчатых ворот Николая Полисского. Для реализации проекта казна не облегчилась на миллионы. Что хотел сказать художник, кропотливо работавший над проектом около двух месяцев? Сам он объясняет свою задумку так: "Идея создать скульптуру "Скарабей" родилась спонтанно: я увидел в степи маленького жука, который катит перед собой огромный шар. Для меня это символ современной цивилизации, которая сегодня не столько создает новые, сколько перерабатывает многовековые культурные ценности."
Навозный жук из семейства Ламелликорнов и правда симпатичный персонаж. Для меня. Зная легенду о скарабее можно воспринимать его как символ Солнца, олицетворяющему идею вечного возвращения, труда и творчества.
Подумав, что гораздо лучше если этой тысяче старых автомобильных покрышек находится вполне такое мирное применение, чем горение на баррикадах черным дымом, коптящему голубое небо, я и вовсе заулыбалась, глядя на черного жучка и его шарик "навоза".
Следующим объектом и не менее "арт" чем предыдущие, встретившимся мне в Перми, было яблоко. Нет, не раздора. Нет не райское. А вот какое круглое арт-творение появилось в Перми на год-полтора раньше, чем скарабей с его шаром из резиновых покрышек и монолитные шары из гранита.
В чем идея? Яблоко надкушено и мы видим кирпичи от старых зданий Перми. Автор - украинская художница Жанна Кадырова, хотел передать что под зеленой тонкой кожурой (из плитки), символизирующей современность, скрывается историческое прошлое. Необходимо соблюдать баланс между историей и современностью. Художница старалась показать критику потребительского стиля жизни современного общества. Место расположения яблока выбрано не случайно - около библиотеки, где сосредочены накопленные знания в многочисленных томах книг. Сама библиотека - серая, неброская по виду. Яблоко выделяется своим ядовито зеленым цветом, вовсе не яблочным. Впрочем, сейчас, зимой, ядовитость его немного припорошена снежком.
На яблоке исписана вся "кожица современности", словно добавляя оттенок, что "туалетная графика" и не только в общественных туалетах, а где не попадя - бич нашего времени.
Почему-то вспомнилось и перефразировалось губермановское:
"Исписать арт-объекты, туалеты
Увы, друзья, не мудрено.
Среди г.... вы все поэты,
Среди поэтов - вы г...."
Арт-яблоко Жанны Кадыровой мне оказалось не по зубам, вкус его не разобрала, если честно. И продолжила свою прогулку вдоль по улице Ленина.
23/02/2014 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Пермь
- Отзыв о поездке: Пермские прогулки. Всякое-разное, красивое и безобразное..., лето 2013
- Отзыв о поездке: Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, 2012
- Фоторепортаж: Пермский край: места силы, 12.09.2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.