Помимо того, что деревня Губэйкоу очень живописна (здесь отчет Улицы Губэйкоу) и куда ни глянь - везде разные участки Великой Китайской Стены, в деревне много небольших даосских храмов. Мы, увы, попали не во все. Но что есть.
На фото - вход в храм божества медицины Яован Мяо, построенный при Минах (1368 - 1644). Ворота храма реставрировались, конечно, но основа здания сохранилась со времен постройки. На втором этаже ворот - помещение для представлений. Представления для увеселения публики - обязательная часть храмовых праздников.
До 1960-х годов прошлого века на этой территории было два храма: Яован Мяо и Гуанди Мяо. В 60-х храмы были разрушены. Когда они заново отстроены - не пишут. Дальний на фото храм - зал Гуаньди, ближний - Яо Вана. Пишут, что Гуаньди - один из самых популярных даосских божеств в Китае, но сейчас в Пекине нет ни одного действующего храма Гуаньди.
В зале Гуаньди - статуи трёх удалых вояк, героев исторического романа "Троецарствие", трех друзей и названных братьев: Гуаньди в центре, Лю Бэй (справа) и свирепый Чжан Фэй слева.
Подробно о Гуаньди и его братьях писала в посте о довольно большом храме Гуаньди Мяо в Датуне.
Гуаньди с книгой Конфуция "Весна и осень". Утверждают, что Гуаньди, будучи ещё Гуань Юй, т.е. до канонизации, с ней не расставался.
В храме божества медицины Яо Вана пять скульптур (фото 5-7). Одна прямо и по две с каждой стороны.
Яо Ван имеет несколько прототипов. В данном случае на фото 5. в роли Яо Ван легендарный и великолепный Шэнь Нун (Божественный Земледелец). Его мать забеременела после встречи с драконом. У него был зооморфный облик, как у мифических первопредков: голова быка, тело змеи, лицо человека, нос тигра. В данном случае, к сожалению, из звериного ему оставили только рога быка на голове. По легенде, он был первым фармакологом, определяющим целебные свойства растений.
Шэнь Нун также - первый земледелец и изобретатель сельхозорудий. Во многом этот культ его смешивается с культом солярного божества-первопредка Янь Ди.
У Яо Вана есть ещё четыре прототипа. Это реальные люди, жившие в разные исторические периоды.
Справа на фото 6 - Чжан Чжунцзин. Жил с 159-ого по 219 годы, при династии Тан. Известно, что был правителем города Чанша. После того как потерял семью во время эпидемии, оставил службу и занялся медициной. Стал знаменитейшим доктором. Был противником магических способов лечения.
Слева - Бянь Цюэ (Бянь Цяо). В этом божестве смешаны два героя: мифический герой Бянь Цяо и реальный исторический персонаж Бянь Цюэ. Бянь Цяо - Помощник первопредка Хуаньди, помогающий распознавать травы. У него были крылья летучей мыши и птичий клюв. Бянь Цюэ (это его прозвище, реальное имя Цинь Юэжэнь) жил в эпоху Воюющих царств (475 - 221 гг. до н.э.) и прославился как искусный лекарь, по преданию был способен излечить недуг прикосновением и видеть сквозь стены.
Его зал есть в храме Гуань Ди в деревне Таоюань под Пекином.
Справа на фото - Сунь Цзу, как написано на табличке. Я думаю, что это медик Сунь Сымяо, живший с 581 по 682 годы. Знаток классиков даосизма Лао-цзы и Чжуан-цзы. Жил отшельником. С его работой по медицине "Рецепты, стоившие тысячу золотых монет", связано множество легенд. Известен также как автор одной из первых книг по диетологии.
Слева - Хуа То. Жил в эпоху Хань (206 г. до н.э - 220 г.н.э ). Известен как искуснейший врач древнего Китая. В романе "Троецарствие" описано, что Цао Цао страдал головными болями и Хуа То помогал ему справляться с ними. Цао Цао казнил Хуа То за задержку из поездки к больной жене.
По сторонам от входа в зал Яо Вана скромно нарисованы тигр и дракон (фото 8 и 9). Наверное, имеются ввиду Генерал Тигр и Генерал Дракон, которые обычно охраняют вход в храмы. Самые шикарные, огромные статуи этих генералов видела в уезде Цзи, в воротах храма Дулэ. Там статуи, однако,
Справа от храмов Гуаньди и Яо Вана - лесенка наверх. По ней и поднимаемся. Впереди вдалеке - чарующие останки Великой Китайской Стены.
Тут, немного выше храма Яо вана и Гуаньди, - маленькое здание зала Гуаньинь.
Гуаньинь - богиня милосердия, покровительницы женщин и домашнего очага.
отив храма Гуаньинь - храм Царя Драконов (Лунван). 11.
В храме сидит вот такой невозможный, необыкновенный красавец - Царь Драконов.
Головной убор подчеркивает, что перед нами не просто божество, а правитель. Такие "занавески" на голове носят ещё Дунъюэ и Нефритовый владыка. Нефритовый владыка - верховное божество даосского пантеона. Дунъюэ - внук верховного Нефритового владыки, который призывает к себе души умерших людей и контролирует круги ада.
Спускаемся к нижним храмам. Ещё раз фотографирую Великую китайскую стену вдали от входа в зал Гуаньди.
Ворота, они же сцена для представлений. Те, что уцелели после погрома в 1960-х.
А это экран перед входом в храм. при выходе их храма видно панно.
На панно два дракона и человек с сороконожкой в животе. Думаю, это Шэнь Нун. Однажды Шэнь Нун проглотил стоножку. Каждая нога стоножки превратилась в червя и Шэнь Нун умер.
На фото слева - вход в храм Цайшэнь Мяо, храм божеств богатства. Яован Мяо остался сверху, он справа на фото. Пишут, что раньше три храма: Яован Мяо, Гуаньди Мяо и Цайшэнь Мяо называли "Три храма в трех шагах"
Неизвестно, когда храм Цай Шэнь Мяо был построен, но во времена императора Цзяцина (1760 - 1820) храм уже был. Во времена культурной революции в здании храма был склад.
В храме три божества богатства: два гражданских божества богатства (Вэнь Цайшэнь) и одно военное божество богатства (У Цайшэнь).
На фото справа - Вэнь Цайшэнь.
Вэнь Цайшэнь.
У Цайшэнь.
Вход в храм Янлингун. Закрыт на ремонт.
А это ещё один храм, в который мы не попали - храм Эрлан Мяо. Храм действующий. Но в праздники дело было и смотритель закрыл храм и ушел праздновать. В два часа дня ворота были уже закрыты.
Фото здания Эрлан Мяо через дырку в воротах.
Есть в деревне ещё храм нян-нян, божеств, помогающих детям и роженицам. Тоже закрыт был.
17/02/2014 18:00
Материалы по теме
- Страны: Китай
- Отзыв о поездке: Гробницы династии Мин. Священный путь императоров и гробница Динлин, февраль 2014
- Отзыв о поездке: Китайская шкатулка. Санья, 2013
- Отзыв о поездке: Китай, 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.